Eric Alexander / Эрик Александер
Американский джазовый тенор саксофонист, получивший известность благодаря изощрённой игре в стилях hard bop и post-bop.
Детство Эрика прошло в штате Washington. Изучать пианино он начал в шесть лет, в девятилетнем возрасте перешёл на кларнет, а тремя годами позже приступил к изучению альт саксофона как классический музыкант в Indiana University Bloomington (1986-1987).
Вскоре он открыл для себя джаз, переключился на тенор саксофон и перевёлся в William Paterson College в New Jersey, где в числе его преподавателей были Гарольд Мэйберн (Harold Mabern), Руфус Рейд (Rufus Reid), Джо Ловано (Joe Lovano), Гари Смулян (Gary Smulyan), Норман Симмонс (Norman Simmons), Стив Турре (Steve Turre) и другие.
"Те исполнители, которых я слушал в колледже, до сих пор оказывают влияние на меня, - говорит Эрик. – Наследие, оставленное Bird и другими пионерами бибопа, тот язык и те чувства – это и есть хлеб и масло того, что я делаю сейчас. Джордж Колмен (George Coleman) оказал на меня большое влияние своим чрезвычайно хиповым гармоническим подходом. И я до сих пор всё ещё слушаю Колтрейна, потому что я чувствую – даже в самых диких моментах его соло в середине и конце 60-х – что смогу найти там маленькие зёрнышки мелодической информации и использовать их в своей игре".
По окончании учёбы он отправился в Чикаго и получил необходимый исполнительский опыт, играя в составе органного трио в чикагском South Side, гастролируя с Чарльзом Ёрландом (Charles Earland), с которым сделал свою первую запись (Muse Records, 1991), выступал в местных клубах. Первая известность пришла к Александеру в 1991, когда он занял второе место на международном конкурсе молодых саксофонистов имени Телониуса Монка (Thelonious Monk International Jazz Saxophone Competition), уступив первое место Джошуа Редману (Joshua Redman). Третьим стал Крис Поттер (Chris Potter).
В 1991 он перебрался в Нью-Йорк и в этом же году сделал первую запись в качестве лидера STRAIGHT UP (Delmark, 1991). Позднее Александер присоединился к группе Wailers, когда в 1995 умер её руководитель ударник Арт Тейлор (Art Taylor). Исполнительская манера Александера находится в основном под влиянием Джона Колтрейна (John Coltrane), Сонни Ститта (Sonny Stitt), Декстера Гордона (Dexter Gordon) и Джорджа Колмена (George Coleman), но постепенно ему удалось разработать свой узнаваемый саунд. Он также работал с Мелвином Райном (Melvin Rhyne), Сесилом Пэйном (Cecil Payne), Кенни Барроном (Kenny Barron) и Эдди Хендерсоном (Eddie Henderson).
Далее Александер как лидер собственного комбо записал два сета для лейбла Criss Cross, как часть их Tenor Triangle сессии, и записал несколько дисков для лейбла Delmark, включая один в сотрудничестве с ветераном тенор саксофона Лин Халлидей (Lin Halliday). Одиннадцатым альбомом в его дискографии становится MAN WITH A HORN (Milestone, 1997). В следующем году вышел SOLID!, записанный в составе квартета с Джорджем Мразом (George Mraz), Джоном Хиксом (John Hicks) и Идрисом Мухаммадом (Idris Muhammad). В 2000 последовал THE FIRST MILESTONE. За ним на свет появились такие работы саксофониста, как SUMMIT MEETING (2002), DEAD CENTER (2004).
В 2004 он подписал обширный контракт с независимым нью-йоркским лейблом HighNote Records. Выходят его альбомы BATTLE: LIVE AT SMOKE с альт саксофонистом Винсентом Херрингом (Vincent Herring), TEMPLE OF OLYMPIC ZEUS (2007), PRIME TIME: IN CONCERT (2008), REVIVAL OF THE FITTEST (2009), DON'T FOLLOW THE CROWD (2011). В 2012 Александер вновь объединил свои усилия с коллегой Винсентом Херрингом (Vincent Herring) для записи концертного альбома FRIENDLY FIRE: LIVE AT SMOKE. Двумя годами позже он выказал своё уважение и любовь к родному городу Чикаго альбомом CHICAGO FIRE.
Александер работал со многими именитыми джазовыми музикантами, в числе которых чикагский пианист Джон Уэбер (Jon Weber), басист Рон Картер (Ron Carter), гитарист Пэт Мартино (Pat Martino). В составе его квартета играют пианист Гарольд Мейберн (Harold Mabern), барабанщик Джозеф Фарнсуорт (Joseph Farnsworth), басисты Джон Уэббер (John Webber) и Нэт Ривс (Nat Reeves). Квартет много гастролирует по всему миру и выпустил 7 альбомов на лейблах Milestone и Alfa (Япония).
Александер записывается и много гастролирует в составе секстета One For All, состав которого включает Джозефа Фарнсуорта (Joseph Farnsworth), пианиста Девида Хазелтайна (David Hazeltine), тромбониста Стива Девиса (Steve Davis), трубача Джима Ротонди (Jim Rotondi) и басиста Джона Уэббера (John Webber). One for All записал 10 альбомов для различных лейблов, включая Sharp 9, Criss Cross и японского Venus.
Кроме того, Эрик часто выступает с Пэтом Мартино (Pat Martino), МакКой Тайнером (McCoy Tyner), и как участник Chasing the Trane – группы, в которую вошли Бобби Уотсон (Bobby Watson), Кёртис Фуллер (Curtis Fuller), Седар Уолтон (Cedar Walton), Джимми Кобб (Jimmy Cobb) и Рэй Драммонд (Ray Drummond).
Его техника и стиль продолжают развиваться и совершенствоваться. По словам самого Александра, он "старается собрать хороших музыкантов, с которыми ему удобно играть и выдавать качественный материал — смесь оригинального и классического джаза, а также собственные авторские аранжировки привычных мелодий; задача состоит в том, чтобы создать такую музыку, которая понравилась бы и любителю джаза, и музыканту от начала до конца".