Eddie Jefferson / Эдди Джефферсон
Американский джазовый вокалист и поэт. Некоторые историки рассматривают его как изобретателя вокализа, вокальной техники, при которой тексты накладываются на инструментальную композицию или соло. Сам Джефферсон утверждает, что его основным влиянием был Лео Уотсон (Leo Watson), участник свинговой группы Spirits of Rhythm. Пожалуй, его самой известной песней является "Moody's Mood for Love", хотя впервые она была записана Кингом Плеже (King Pleasure), который называл Джефферсона в числе повлиявших на него исполнителей. Песни Джефферсона "Parker's Mood" и "Filthy McNasty" также становятся хитами.
Свою карьеру в шоу бизнесе Джефферсон начинал как танцор, который иногда пел. Не обладая сильными вокальными данными, он, тем не менее, входит в число ведущих джазовых вокалистов. Достигнув определённого успеха в середине - конце 40-х как певец в стиле скет, Джефферсон становится одним из создателей приёма, получившего название 'вокализ' ('vocalese') - когда певец подбирает слова таким образом, чтобы они сочетались с соло в исполнении других музыкантов.
Концертные записи, сделанные в 1949 (изданны на Spotlite), демонстрируют ранние образцы техники вокализа в композиции "Parker's Mood" и в соло Лестера Янга (Lester Young) в "I Cover the Waterfront". Однако, ставшие классикой жанра слова к "Moody's Mood for Love" были впервые записаны в 1952 Кингом Плеже (King Pleasure). Эта мелодия, несколько раз переименованная, стала более известной под названием "Moody's Mood For Love" и достигла значительного успеха, открыв тем самым многие двери для её аранжировщика.
В этом же году и Джефферсон делает свои первые студийные записи, включавшие слова к соло Колмена Хокинса (Coleman Hawkins) в композиции "Body and Soul"), с которым он недолго сотрудничал в начале 40-х. Далее последовал период работы с Джеймсом Муди (James Moody) (1953-1957).
Одной из его самых известных записей становится "So What", объединившая стихи Кристофера Ацемандеса Холла (Christopher Acemandese Hall) с музыкой Майлса Девиса (Miles Davis), в которой он продемонстрировал своё мастерство, что позволило ему использовать фразу в своём стиле, который он называл джазовым вокализом.
Среди соло, к которым Джефферсон написал слова, были темы "Parker's Mood" в исполнении Чарли Паркера (Charlie Parker) и версия темы "I'm In The Mood For Love" Джеймса Муди (James Moody).
Джефферсон без сомнений относится к числу непризнанных гигантов джаза. Ситуация немного меняется к лучшему, когда Джефферсон снова начинает работать в составе небольшой группы Джеймса Муди (James Moody) как вокалист и менеджер (1968-1973). Их сотрудничество в общей сложности продлилось почти 20 лет. К концу 1976 они записывают три альбома. В этом же 1976 Ирв Клатка (Irv Klatka) на своём лейбле Inner City переиздаёт редкий альбом Джефферсона THE JAZZ SINGER (1961), что приводит к появлению Джефферсона в телевизионном шоу, транслировавшемся на всю страну, в котором также участвовали вокалисты Джон Хендрикс (Jon Hendricks), Энни Росс (Annie Ross) и Леон Томас (Leon Thomas).
Клатка, вероятно, стремился записать новый альбом Джефферсона в продолжение THE JAZZ SINGER. Однако только 9 октября 1977 Джефферсон, Коул, Томас (как продюсер) и музыкальный директор Слайд Хемптон (Slide Hampton) собрались в студии, чтобы создать THE MAIN MAN, альбом, который долгое время считался лучшей работой Джефферсона, и блестящим итогом его карьеры на тот момент. Список треков включал в себя несколько лучших вокальных произведений Джефферсона, восхитительную лирическую трансформацию классического стандарта, вокализы одного из лучших последователей Джефферсона и несколько тем, в которых представлен скет Джефферсона. Хемптон собрал разношёрстный ансамбль с участием малоизвестного трубача Чарльза Салливана (Charles Sullivan) (ныне известного как Камау Муата Адилифу (Kamau Muata Adilifu)), Джуниора Кука (Junior Cook) - бывшего тенор саксофониста из группы Хореса Силвера (Horace Silver), баритон саксофониста из World Saxophone Quartet Хамиета Блюетта (Hamiet Bluiett), пианиста Гарольда Мейберна (Harold Mabern), басиста Джорджа Дювивье (George Duvivier), барабанщика Билли Харта (Billy Hart), исполнителей на конга Гарольда Уайта (Harold White) и Аззедина Уэстона (Azzedin Weston), а также тромбон Хемптона и альт Коула. Т.е. исполнителей с широким диапазоном стилей, но аранжировки Хемптона всё же ограничивали пространство инструментальных соло, и, как это ни странно, помогли создать единое звучание альбома.
Он продолжает адаптировать слова для соло ведущих музыкантов, включая Майлса Девиса (Miles Davis) и Хореса Силвера (Horace Silver). Он создаёт запоминающиеся вокализы для таких композиций как "Jeannine", "Lady Be Good", "So What", "Freedom Jazz Dance" и даже "Bitches' Brew", записывается для лейблов Savoy, Prestige, выпускает синглы на лейблах Checker, Inner City и Muse.
Последним записанным выступлением Джефферсона становится выступление на Jazz Showcase Джо Сегала (Joe Segal) в Чикаго и было выпущено на видео Rhapsody Films. Он разделил сцену с альт саксофонистом Ричи Коулом (Richie Cole), пианистом Джоном Кемпбеллом (John Campbell), басистом Келли Силлом (Kelly Sill) и ударником Джоэлом Спенсером (Joel Spencer). Представление было частью тура, который Джефферсон и Коул проводили вместе. Их первое выступление в Детройте состоялось в джаз-клубе Baker's Keyboard Lounge, построенном в 30-х годах, в котором выступали такие известные музыканты, как Декстер Гордон (Dexter Gordon) и Сонни Ститт (Sonny Stitt).
В июле 1976 была сделана концертная запись с квинтетом под управлением ударника Рашида Али (Rashied Ali), которая была издана лишь в августе 2009 под названием EDDIE JEFFERSON AT ALI'S ALLEY.
8 мая 1979 Джефферсон выступал в клубе Baker's Keyboard Lounge в Детройте. Около 1:35 он вышел из клуба с альт саксофонистом Ричи Коулом (Richie Cole) и был смертельно ранен выстрелом на улице возле клуба. Неподалёку был замечен автомобиль марки Линкольн Континенталь, который быстро отъехал с места преступления. Позже водитель был задержан полицией Детройта и опознан как один из танцоров, с которым Джефферсон когда-то работал и которого уволил с концерта. Подозреваемый был обвинён в убийстве, но позже был оправдан.
В своём альбоме EXTENSIONS (1979) вокальная группа The Manhattan Transfer, участники которой записывались с Джефферсоном и Коулом всего две недели до убийства, выказала дань уважения Джефферсону и Колмену Хокинсу (Coleman Hawkins), исполнив вокальную версию "Body and Soul". В 1999 был выпущен его альбом VOCAL EASE.