Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Eddie "Cleanhead" Vinson / Эдди "Клинхэад" Винсон

Американский альт саксофонист и блюзовый "shouter" (крикун), работавший в стилях jump blues, jazz, bebop и R&B. Прозвище "Cleanhead" получил после того как облысел вследствие чрезмерного использования щёлочесодержащего средства по выравниванию волос. Родители, оба пианисты, с раннего возраста приобщили его к музыке. Учиться игре на альт-саксофоне начал в детстве и, будучи учеником старших классов, начал привлекать к себе внимание руководителей оркестров. Во время летних каникул он гастролировал в составе местного оркестра Честера Буна (Chester Boone), а по окончании школы в 1935 стал его полноправным участником. В следующем году руководство оркестром взял на себя Милтон Ларкин (Milton Larkin). В этом оркестре Эдди работает на протяжении пяти лет и играет с такими мастерами, как Ти-Боун Уолкер (T-Bone Walker), Арнетт Кобб (Arnett Cobb) и Иллинойс Джекет (Illinois Jacquet), которые прошли через этот оркестр в конце 30-х. В этот период произошли две судьбоносные встречи - с "Биг" Биллом Брунзи ("Big" Bill Broonzy), научившим Эдди "кричать блюз", и молодым альт-саксофонистом из оркестра Джэя "Хути" МакШанна (Jay "Hootie" McShann) по имени Чарли Паркер (Charlie Parker), которого Винсон в 1941 "похитил" на несколько дней, чтобы изучить его технику. В 1941 переехал в Нью-Йорк по приглашению бывшего трубача биг бенда Дюка Эллингтона (Duke Ellington) Кути Уилльямса (Cootie Williams) в его новый оркестр, с которым в апреле 1942 сделал дебютную запись на OKeh Records, исполнив вокальную блюзовую партию в песне "When My Baby Left Me". Позднее записывался для Hit Records (1944), Capitol Records (1945), участвовал в съёмках короткометражной ленты Film Vodvil no 2 (1943), запомнился вокалом в композициях "Cherry Red" и "Somebody's Got to Go". В конце 1945 собрал свою группу. На Mercury со своим небольшим составом он записывает боп и взрывные оркестровые инструментальные номера, но его основной продукцией становятся превосходные jump-blues, спетые им хрипловатым голосом в техасской манере. Исключением становятся такие хитовые композиции как "Juice Head Baby", "Kidney Stew Blues" и "Old Maid Boogie", однако, большинство песен Винсона, включая "Some Women Do", "Oil Man Blues" и "Ever-Ready Blues," попадали в запрещённую категорию и были слишком грубыми для трансляции по радио. В 1948 он получил запрет на музыкальную деятельность от профсоюза музыкантов, по истечению которого записывается для King Records в практически неизменившемся стиле ("I'm Gonna Wind Your Clock", "I'm Weak But Willing", "Somebody Done Stole My Cherry Red"), часто в составе звёздных составов. Тем не менее его записи не были так же широко разрекламированы, как записи R&B звёзд этого лейбла Wynonie Harris и Roy Brown, и в начале 50-х он ненадолго воссоединяется с малым составом Кути Уилльямса (Cootie Williams). Наиболее "джазовым" в его творческой биографии был период 1952-1953, когда в его коллективе на баритон саксофоне играл молодой Джон Колтрейн (John Coltrane). Тогда же Винсон написал две классические композиции для Майлса Девиса (Miles Davis) "Tune Up" и "Four". Он продолжает записывать R&B для Mercury. В 1957 Клинхэад гастролирует в составе оркестра Каунта Бэйси (Count Basie Orchestra), с которым сотрудничает вплоть до 70-х, и делает несколько записей в малых составах Бэйси для джазового подразделения King – лейбла Bethlehem Records. В 1961 благодаря знакомству с альт саксофонистом Кэннонболлом Эддерли (Cannonball Adderley) он записывает превосходный альбом в группе брата Эддерли для Riverside Records. Он перебирается в Лос-Анджелес, где его с блюзовыми интонациями саксофонные соло звучат в ревю Джонни Отиса (The Johnny Otis Revue). Их выступление в 1970 на Monterey Jazz Festival стало его своеобразным возвращением в джаз. Он несколько раз гастролирует по Европе как с Бэйси, так и с Отисом, возобновляет сотрудничество с Джэем МакШенном (Jay McShann), а в Париже записывает альбом WEE BABY BLUES, на котором снова напомнил о своих талантах блюзового шаутера. Винсон поочерёдно записывал альбомы то в стиле R&B (Mercury, 1954 и Bethlehem, 1957), то джазовые (Riverside, 1961 с Кэннонболлом Эддерли (Cannonball Adderley) и его братом), и блюзовые - для Blues Time и ABC-Blues Way. В дальнейшем Винсон участвует во множестве джазовых и блюзовых фестивалей по всему миру, имеет плотный гастрольный график, и записывает альбомы для таких блюзовых и джазовых лейблов, как Black & Blue, Bluesway, Pablo, Muse и JSP.
13:59