Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Dori Caymmi / Дори Каими

Бразильский певец, автор песен, гитарист, аранжировщик и продюсер. Сын Доривала Каими (Dorival Caymmi), которого Том Жобим (Antonio Carlos Jobim) назвал величайшим из живущих бразильских композиторов, Дори продолжил фамильную традицию создания ярких песен, которые стали более популярны за пределами Бразилии и Южной Америки, чем песни его отца и его сестры Наны Каими (Nana Caymmi). Его отец Доривал Каими – один из пионеров поп-джазовой бразильской самбы и боса новы, выдающийся композитор. Мать Stella Maris – известная певица. Доривал и Мариc воспитали троих детей. Нану (Nana Caymmi), которая входит в пятёрку лучших певиц Бразилии, Данила – популярного пианиста и вокалиста, и Дори – композитора, гитариста и вокалиста. "Понимание бразильской музыки, - говорит Дори, - постоянное обращение к народным источникам, умение создавать и исполнять собственные песни – это всё от отца. Человека, полностью посвятившего себя бразильской песне. Я учусь у него и сегодня". К счастью, Дори не просто стал сыном талантливого отца. Он стал одним из корифеев бразильской поп сцены. Будучи одарённым артистом, он стал более известен благодаря работе в США в качестве продюсера и аранжировщика. Его собственные альбомы насыщены элементами традиционной бразильской музыки с очаровательными композициями, украшенными его вокалом и игрой на гитаре. Два его альбома, получившие международное признание, были исполнены на португальском и английском языках. В них вошли как его собственные песни, так и песни его отца ("Voce Ja Foi a Bahia" и "Pescaria" на диске BRASILIAN SERENATA). Он также записался с Доривалом и Наной в 1986 в проэкте, в котором члены семьи исполнили песни друг друга соло и в дуэте. Из троих только песни Дори исполняются как западными, так и бразильскими музыкантами. В восемь лет начал изучать игру на фортепиано. В Conservatório Lorenzo Fernandez он изучает теорию музыки и гармонию. Профессиональным артистом стал в 1959, когда начал аккомпанировать своей сестре Нане во время её выступлений. В следующем году он становится участником Grupo dos Sete и пишет музыку для телевидения. В 1964 он дирижирует и играет на виоле во время исполнения постановки Opinião, способствуя росту музыкальной популярности бразилейры (MPB). Он работает в качестве продюсера с такими исполнителями как Еумир Деодато (Eumir Deodato), Эду Лобо (Edu Lobo) и Нара Леао (Nara Leão), и как композитор с Нельсоном Мотта (Nelson Motta). Вместе с Моттолоа (Mottoloa) он создаёт эффективный дуэт по созданию песен. Их песня "Saveiros" становится победителем в национальном конкурсе. Песню "O Cantador" исполняли Сара Воун (Sarah Vaughan) и Натали Коул (Natalie Cole), в то время как "Festa" исполнял Серджио Мендес (Sérgio Mendes). Он работает как гитарист и аранжировщик в оркестре Пола Уинтера (Paul Winter), гастролирует в его составе по США. Он пишет аранжировки для Каетано Велосу (Caetano Veloso), Гала Коста (Gal Costa) и Джильберто Джила (Gilberto Gil). Он сотрудничает с музыкантами, вовлечёнными в движение тропикалия (tropicalia) в конце 1960-х, но не записывается в этом стиле, т.к. к этому моменту разочаровался в поп музыке. В 1970-х и 1980-х он пишет музыку для телевидения, создаёт саундтреки к фильмам, включая "Crônica da Casa Assassinada" (1971), который пишет с Антонио Карлосом Жобимом (Antonio Carlos Jobim). В 1989 он перебирается в Лос-Анджелес. Осенью 1993 Дори записал альбом KICKING CANS. Для работы над альбомом он пригласил джазменов экстра класса, хотя подобная бразильская музыке и не считается джазом. Большая часть мелодий Дори по своему настроению лирика. На диске он исполняет вокализы – поёт мелодии без слов. Альбом был выпущен фирмой Quest, которой руководит музыкальный директор, продюсер и композитор Куинси Джонс (Quincy Jones). Именно Джонс, будучи в Бразилии, обратил внимание на творчество Каими и способствовал распространению популярности бразильской музыки в США. Песни Дори исполняли Билли Джоэл, Френк Синатра (Frank Sinatra), Сара Воун (Sarah Vaughan), Марк Мёрфи (Mark Murphy), Эл Джаро (Al Jarreau), Пэтти Остин (Patti Austin), Тутс Тильманс (Toots Thielemans), Стен Гетц (Stan Getz) и многие другие. Специалисты считают Дори основателем нового течения бразильской музыки, в котором переплелись две культуры – тропическая и европейская. Если учесть, что последнее время Дори живёт в Штатах и работает с американскими музыкантами, то можно сказать, что в его музыке есть и американские корни. Простота, открытость и теплота музыки Дори не оставляет равнодушных сердец. Его альбом CINEMA: A ROMANTIC VISION (Zebra, 1999) был номинирован на Latin Grammy Award за аранжировку композиции "The Pink Panther", написанную Генри Манчини (Henry Mancini). Альбом INFLUÊNCIAS был номинирован на Latin Grammy в категории Лучший альбом современной бразильской музыки в 2001. В некоторых своих песнях он отдаёт дань уважения своему отцу: "La Vem A Baiana" и "Acontece Que Eu Sou Baiano". Альбом CONTEMPORÂNEOS, записанный в 2003, был номинирован на Latin Grammy за Лучший альбом современной бразильской музыки. Альбом CAYMMI (2013), созданный с участием родственников Наны Каими (Nana Caymmi) и Данило Каими (Danilo Caymmi), в 2014 был номинирован на Latin Grammy Award за Лучший альбом MPB. В 2015 Дори Каими снова получил номинацию на Latin Grammy Awards, на этот раз с Марио Аднет (Mario Adnet), за Лучший MPB альбом и в категории Продюсер года за работу над альбомом CENTENÁRIO CAYMMI.
00:24