Don Cherry / Дон Черри
Американский джазовый трубач.
Когда Дону было 4 года, семья перебралась из Оклахомы в Лос-Анджелес. Его отец был барменом в клубе, где выступали лучшие джазмены города. Черри начал играть на трубе в 12 лет во время учёбы в школе. Он также играл на фортепиано и его первые публичные выступления были связаны именно с этим инструментом во время работы в одной из ритм-н-блюзовых групп. В 14 лет Дон организовывает свою первую группу.
Одним из первых музыкальных партнёров Черри становится Билли Хиггинс (Billy Higgins). В 1951 он выступает с Рэдом Митчеллом (Red Mitchell), Уорделлом Грэем (Wardell Gray) и Дэкстером Гордоном (Dexter Gordon). Черри было 15, Гордону - 28. В 1952 Джеймс Клэй (James Clay) входит в квартет, а в 1953 Дон знакомится с Орнеттом Колменом (Ornette Coleman). Эта встреча фатально определила всё его будущее. В середине 50-ых они играли бибоп, но с приходом Колмена они начали адаптировать своё музыкальное мышление к новой концепции свободного джаза.
Черри и Хиггинс играли на альбоме квинтета Колмена SOMETHING ELSE!!!! (1958), который стал важной вехой в становлении принципов фри-джаза. Группа Колмена стала со временем квартетом, четвёртым участником которого стал Чарли Хэйден (Charlie Haden). Гюнтер Шуллер (Gunther Schuller) был весьма впечатлён игрой Колмена и Черри. Известный джазовый критик Мартин Уилльям (Martin William) помог им получить контракт с клубом Five Spot Cafe в Нью-Йорке. Квартет стал довольно успешным и долгое время выступал в этом клубе. Эти выступления начались в ноябре 1959 и продолжались до весны следующего года, когда Хиггинса заменил Эд Блэквелл (Ed Blackwell). Позже Хэйден собрал свой состав со Скоттом ЛяФаро (Scott LaFaro) и Джимми Гаррисон (Jimmy Garrison). Группа записала несколько важных альбомов, которые установили стандарты фри-джаза в 60-ых и продемонстрировали индивидуальные качества музыкантов.
Свой диск THE AVANT-GARDE Черри записал летом 1961. Во время записи Джон Колтрейн (John Coltrane) впервые играет на сопрано саксофоне, который ему подарил Майлс Девис (Miles Davis). В этот же период Черри записывался и с Арчи Шеппом (Archie Shepp), в группе которого он играл с Джоном Чикаи (John Tchicai) и Биллом Диксоном (Bill Dixon). В 1964 Черри и Чикаи присоединились к группе Альберта Айлера (Albert Ayler) во время студийной работы. Эти записи позже были использованы в саундтрэке к фильму "New York Eye And Ear Control". Потом в этом же году Черри с Эйлером посетили Европу, где записали диск VIBRATIONS. Следующим партнёром Черри стал Гато Барбьери (Gato Barbieri), с которым он, возглавив небольшой состав, гастролировал и записывался в Европе и США. Во время пребывания в Европе он также работал с Джорджем Расселлом (George Russell).
До конца 60-ых Черри гастролировал по Европе, Африке и Азии, знакомясь с этническими музыкальными концепциями и попутно изучая множество нетрадиционных инструментов, таких как деревянная флейта из Северной Европы или дусснгуни (doussn'gouni) - разновидность гитары. Как-то он нашёл пакистанскую карманную трубу со сломанным мундштуком и потом использовал этот инструмент на многих своих работах. Он начал адаптировать азиатские идеи и звуки в свою собственную музыку и стал одним из немногих джазменов, которым это удалось сделать.
В начале 70-ых Черри, который к этому времени уже жил в Швеции со своей женой Moki, становится одним из авторитетнейших голосов в развитии музыкального стиля, который впоследствии получил название "world music". Вместе со своей женой он создаёт представления, которые базируются больше на визуальных или других эффектах, нежели на звуках. В середине 70-ых Черри опять объединяется с Хэйденом и Блэквелом и они, пригласив Девью Рэдмана (Dewey Redman), создают квартет, который представляет на суд слушателей новую концепцию музыки Колмэна. Эта группа получила название Old And New Dreams по названию своего первого альбома и стала единственным музыкальным проектом Черри в конце 70-ых - начале 80-ых.
Позже он выступает с рок-группами, его приглашает для работы Абдулла Ибрагим (Abdullah Ibrahim), затем он создаёт трио Codona с Коллином Уолкоттом (Collin Walcott) и Нана Васконцелос (Nana Vasconcelos). В ноябре 1984 Уолкотт погибает в автомобильной катастрофе в Восточной Германии в возрасте 39 лет. Продолжение сотрудничества с Блэквеллом, который также был собирателем музыкальных концепций и инструментов, добавляет к статусу Черри признание его ведущей фигурой стиля world music в конце 80-ых - начале 90-ых.
Своей манерой игры на трубе, особенно на знаменитой карманной трубе, Черри, возможно, никого из своих современников, которые стояли более близко к бопу, так и не смог затмить, но он смог добиться яркого, острого звука своего инструмента. Как композитор, имея в виду и обычное значение этого термина и манеру, в которой он преподносил свои сочинения, Черри становится одним из наиболее значимых фигур в расширении границ современной музыки. Критики считают музыку Черри космополитной. Он играл музыку вне музыкальных категорий, его звучание не имеет этнического определения, но в его композициях слышно чистейшее дыхание джаза. Основное качество игры Черри - свобода от традиций джазовой культуры.