Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Don Byas / Дон Байяс

В юношеские годы Байяс играет на альт саксофоне в оркестрах Бенни Мотена (Bennie Moten), Терренса Холдера (Terrence Holder) и Уолтера Пэйджа (Walter Page). В начале 1930-х, перебравшись на западное побережье, он переключается на тенор. Входит в состав оркестра Лайнела Хемптона (Lionel Hampton) и выступает с ним в Paradise Club в Лос-Анжелесе. Когда Хемптон присоединился к Бенни Гудмену (Benny Goodman), Байяс работает в ряде оркестров под управлением Эдди Бэафилда (Eddie Barefield), Бака Клейтона (Buck Clayton), Дона Редмана (Don Redman), Бенни Картера (Benny Carter), Лаки Миллиндера (Lucky Millinder) и многих других. В 1941 он становится преемником Лестера Янга (Lester Young) в оркестре Каунта Бейси (Count Basie). В 1943 Байяс покидает Бейси и начинает выступать в клубах с небольшими составами в основном в Нью-Йорке. Среди его партнёров в то время были начинающие бибоперы Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и Чарли Паркер (Charlie Parker). Баяс знал Паркера ещё юношей, и они вполне могли бы раньше где-то играть вместе. Позже Байяс утверждал, что Паркер был его учеником. Хотя сам Паркер отрицал этот факт, и они однажды чуть было не подрались из-за этого после выступления в Париже. Несмотря на сотрудничество с бибоперами, музыкальные корни Байяса остались глубоко в свингующих звуках юго-запада. Оглядываясь на этот период его творчества, нельзя не отметить факт очевидного влияния стиля Колмена Хокинса (Coleman Hawkins). Хотя сам Байяс всегда называл Арта Тэйтума (Art Tatum) среди наиболее повлиявших на него музыкантов, заявляя: "Я не имею никакого стиля. Я просто дую, как Арт". В конце 40-ых он поселяется в Париже, хотя временами подолгу живёт в Амстердаме и Копенгагене. Он становится чрезвычайно популярен в Европе, особенно благодаря его балладному репертуару. Его полный, богатый звук в сочетании с гармонически безупречным исполнением сделали его немедленно узнаваемым солистом. В истории развития тенор саксофона Байяс занимает одно из ведущих мест, хотя его вклад часто остаётся недооценённым. Мастер джазовой баллады - Дон Байяс Не оцененным по достоинству оставался всю вторую половину XX века джазовый тенор-саксофонист Дон Байяс. Один из гениальнейших исполнителей баллад в истории джаза, он был первоклассным мастером свинга, который сумел освоить стиль бопперов и стать легендой бибопа. Байяс пользовался колоссальным авторитетом среди джазовых музыкантов нового поколения 40-х годов, когда в 1946 году он принял решение покинуть родные США из-за расистских настроений и обосноваться во Франции. Там многочисленные таланты Байеса быстро оказались востребованными: он записывался с лучшими французскими музыкантами, открыл собственный ресторан, в котором сам же и стал шеф-поваром, активно занимался рыбалкой и дайвингом. Лишь один раз, незадолго до смерти от рака легких в 1972 году, он вернется в США на джазовый фестиваль в Нью-Порте. Хотя Дон Байяс часто играл с ведущими американскими музыкантами, гастролировавшими в Европе, он оказался в стороне от джазового мэйнстрима и выпал из основной обоймы джазовой жизни. Именно этим объясняется сравнительно маленькая известность этого исключительного музыканта, и лишь в последнее десятилетие наблюдается подъем интереса к его творчеству. Байяс обладал колоссальной техникой и мог сыграть на теноре все, что угодно. Однако прежде всего он был и остается величайшим исполнителем баллад, музыкантом, от игры которого перехватывает дыхание и выступают слезы на глазах. Байес был учеником экспрессивного Коулмена Хокинса, сумевшим, однако, выработать собственную неповторимую манеру игры, хотя в иные моменты их очень непросто различить. Его мастерство вызывало восхищение у самого Хокинса, который однажды отказался выступать на одной сцене с Байясом в знак признания его величины. И столь высокая оценка исходила от самого тенорового короля, который редко хвалил кого-либо. Дон фактически соединил мужественность, яркую экспрессию, благородство игры патриарха джазового тенор-саксофона с утонченностью и нежностью лирика Лестера Янга. Пожалуй, больше никто не добивался такого объемного, широкого вибрато на тенор-саксофоне. Музыкант особенно любил "скачкообразную" манеру исполнения, когда резкая, обжигающая игра мгновенно, за сотую долю секунды, переливалась в нежную, нашептывающую. Тембровая палитра Байеса была безграничной в своей красочности, и этим не в последнюю очередь объясняется такой спектр разнообразных чувств и эмоций в его балладах. Когда во Францию переехала американская темнокожая пианистка Мэри Лу Уильямс, Дон Байяс записал с ней пластинку, которая стала высочайшей вершиной обоих мастеров. Три баллады оттуда – "Why", "Lullabye of the Leaves" и "Mary's Waltz" - могут рассказать слушателю больше, чем иные джазовые музыканты рассказывают за всю свою жизнь. Поражает не только то, насколько Байяс владеет инструментом, какого неповторимого звучания добивается, но и то, сколько всего в этом звучании содержится - терпкая страсть, нежность, бесконечные доброта и гармония. При чутком аккомпанементе Уильямс получается необыкновенно глубокая, взаимопроникновенная игра. Одним из моих первых джазовых дисков стала пиратская болванка со старой доброй московской Горбушки, которой уже давно нет сейчас. На ней были собраны лучшие баллады в исполнении Байяса, записанные им в парижский период. На обложке значилось написанное по-русски имя - Дон Байяс. Никакого буклета - только вложенная бумажка с перечислением композиций. Забавно то, что в скобках к ним давался русский перевод, как будто кто-то мог не понять названий этих "вечно зеленых стандартов". Были там записи и с Мэри Лу Уильямс, и со многими французскими джазовыми музыкантами. Нет необходимости говорить о том, что я сразу же стал горячим поклонником Баяйса, оставаясь таковым до сих пор. История джаза знает немало великих тенор-саксофонистов, однако такого громадного впечатления в балладах на меня больше не смог произвести никто. Байяс буквально околдовал, очаровал, охмурил, ослепил. В Париже он смог достичь необходимой душевной гармонии, чтобы записать такие пьесы, как "Flamingo", "I Cover the Waterfront", "Where Or When" и многие другие. Этот город любил Байяса всем сердцем, и своей игрой он отвечал ему взаимностью. По материалам: www.rg.ru Новость добавил: Панченко Юлик
13:56