Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Dave Stryker / Дэйв Страйкер

Американский джазовый гитарист, композитор, продюсер.

Искусный джазовый гитарист с сильным влиянием блюза и соула, Дэйв Страйкер на протяжении десятилетий работал как в качестве музыканта, так и в качестве руководителя группы. В его манере игры нет резких, кристальных линий, которые предпочитают коллеги-гитаристы; вместо этого он выбирает интригующе завуалированное звучание, на которое сильно повлияли органные трио, в которых он играл.

Страйкер родился в 1957 году в Омахе, штат Небраска, и начал играть на гитаре в возрасте 10 лет, слушая записи The Beatles, Cream и Джонни Уинтера (Johnny Winter). Вскоре, однако, он стал изучать музыку таких влиятельных исполнителей блюза, как Фредди Кинг (Freddie King). Его интересовал рок-н-ролл, пока он не услышал альбомы MY FAVORITE THINGS Джона Колтрейна (John Coltrane) и BEYOND THE BLUE HORIZON Джорджа Бенсона (George Benson), а также музыку более интеллектуальных джазовых импровизаторов, таких как Уэс Монтгомери (Wes Montgomery), Кенни Баррелл (Kenny Burrell) и Майлз Дэвис (Miles Davis). К семнадцати годам он стал джазовым гитаристом в Омахе. В 1978 году он переехал в Лос-Анджелес, где брал уроки у другого уроженца Омахи, Билли Роджерса (Billy Rogers), и познакомился с органистом Джеком Макдаффом (Jack McDuff). Переехав в 1980 году в Нью-Йорк, он гастролировал с Макдаффом в 1984-1985 годах. Когда Макдафф не был в разъездах (буквально путешествуя на фургоне по всей стране), они стабильно выступали по четыре ночи в неделю в Dude's Lounge в Гарлеме. Это был его первый прорыв, и он получил бесценный опыт, платя свои взносы ночь за ночью с душевным джазовым органистом.

Именно в Dude's Lounge Страйкер познакомился с тенор-саксофонистом Стэнли Туррентайном (Stanley Turrentine), который время от времени подсаживался к нему. После ухода Макдаффа Туррентайн предложил Страйкеру присоединиться к его квинтету. В 1986-1995 годах он играл с легендарным саксофонистом на всех крупных фестивалях, в концертных залах и клубах по всему миру. Он представлен на двух дисках Туррентайна (Стэнли записал мелодию Страйкера "Sidesteppin").

Десять лет игры рядом с легендой тенора помогли Страйкеру осознать, как важно иметь собственное звучание. За это время он значительно развился, став гитаристом, которого уважают как его коллеги по шестиструнной группе, так и джазовый и блюзовый мир в целом.

Дэйв продолжал работать со Стэнли и был с ним во время его последней недели в Blue Note в Нью-Йорке, когда он скончался в сентябре 2000 года. С Туррентайном Страйкеру довелось играть с такими великими джазменами, как Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и Фредди Хаббард (Freddie Hubbard). Страйкер также выступал с Джеймсом Муди (James Moody), Джимми Смитом (Jimmy Smith), Доктором Лонни Смитом (Dr. Lonnie Smith), Джимми Хитом (Jimmy Heath), Джо Ловано (Joe Lovano), Стивом Слейглом (Steve Slagle) и многими другими. Он работал с Кевином Махогани (Kevin Mahogany) как сайдмен, композитор и аранжировщик, выступал с ним в Карнеги-холле, гастролировал с ним в Европе и Японии. Он также работал с Элианой Элиас (Eliane Elias), Джавоном Джексоном (Javon Jackson) и Энди ЛаВерном (Andy LaVerne).

Страйкер записал более двадцати пяти альбомов в качестве лидера, а также выступал, гастролировал и/или записывался со многими музыкантами, включая Стэнли Туррентайна (Stanley Turrentine), Джека Макдаффа (Jack McDuff), Кевина Махогани (Kevin Mahogany), Джимми Смита (Jimmy Smith), Лонни Смита (Lonnie Smith) и Фредди Хаббарда (Freddie Hubbard).

В качестве сольного исполнителя Страйкер дебютировал в 1988 году на независимом лейбле First Strike, возглавив квартет с барабанщиком Билли Хартом (Billy Hart), пианистом/клавишником Марком Коэном (Marc Cohen), саксофонистом Стивом Слейглом (Steve Slagle) и басистом Роном Маклюром (Ron McLure). В 1991 году он подписал контракт со SteepleChase и выпустил альбом PASSAGE на SteepleChase, в котором также приняли участие Джои Кальдераццо (Joey Calderazzo), Адам Нуссбаум (Adam Nussbaum) и другие.

На альбоме 1992 года GUITAR ON TOP была представлена группа, в которую входил Малгрю Миллер (Mulgrew Miller). Большая часть его дискографии представлена на лейбле Steeplechase. Его знаменитые записи для этого лейбла включают GUITAR ON TOP в 1992 году, FULL MOON в 1993-м, NOMAD в 1994-м, BLUE TO THE BONE в 1996-м и BLUE TO THE BONE II в 1999-м. Страйкер отдал дань уважения Дэвису, выпустив в 2000 году альбом SHADES OF MILES с дополнительными участниками, включая Ларри Голдингса (Larry Goldings) на Hamond B-3, трубача Брайана Линча (Brian Lynch) и саксофониста Билли Дрюса (Billy Drewes). Альбом 2001 года CHANGING TIMES и альбом 2005 года BIG CITY (первый из двух альбомов на MelBay) продемонстрировали его эклектичный бренд блюза, свинга, новоорлеанского фанка, соул-джаза и рока на основе гитары.

За ним последовал альбом THE CHASER в 2006 году. В этот период Страйкер также принимал участие в записи альбомов Кевина Махогани (Kevin Mahogany), Джеймса Уильямса (James Williams) и Ройса Кэмпбелла (Royce Campbell), а также участвовал в нескольких концертах вместе с саксофонистом Стивом Слейглом (Steve Slagle). В 2010 году он отдал дань уважения своему давнему коллеге по группе, барабанщику Тони Ридусу (Tony Reedus) (который умер от тромбоэмболии легочной артерии в 2008 году), записав органную композицию "One for Reedus", которая также ознаменовала его возвращение в SteepleChase. В том же году он выпустил альбом KEYSTONE с барабанщиком Куинси Дэвисом (Quincy Davis). Затем последовала еще одна сессия органного квинтета, BLUE STRIKE.

Страйкер создал группу со Стивом Слейглом (Steve Slagle) и трио с Джаредом Голдом (Jared Gold) и Тони Ридусом (Tony Reedus) (позже в трио играл Билли Харт (Billy Hart)). Возможно, работа с МакДаффом привила ему вкус к звучанию органа, поскольку в последние годы его основным рабочим составом стало трио, в котором участвуют также органист Джаред Голд (Jared Gold) и барабанщик МакКленти Хантер (McClenty Hunter). Именно с этим составом, пригласив также в качестве гостя одного из крупнейших современных вибрафонистов Стефона Харриса (Stefon Harris), Страйкер записывал в конце 2013 года свой новый студийный альбом EIGHT TRACK.

Для нескольких поколений американцев, к одному из которых принадлежит и Дэйв Страйкер такое название альбома является "говорящим". Как пишет в liner notes сам Дэйв, в его молодости, в 70-х годах прошлого века, огромной популярностью пользовался восьмитрековый автомобильный плэйер, с помощью которого автокентавры, то есть большинство американцев, слушали свою любимую музыку. Принадлежал к их числу и сам Дэйв. В новой работе, носящей явно ностальгический характер, он решил, пользуясь джазовым языком, вспомнить хиты своей молодости, ту музыку, которую он слушал в 70-е годы.

Исполнение и аранжировки всех этих мелодий заслуживают самой высокой оценки. Гитара Дэйва чуть напоминает звучание Джорджа Бенсона (George Benson), очень существенное место в общем саунде занимает орган Голда, и Джаред убедительно показывает, что хорошо выучил уроки ведущих джазовых органистов прошлого, а сочетание гитары, органа и вибрафона такого мастера, как Стефон Харрис, столь же необычно, сколь и изысканно. Вполне современное звучание и мощная энергетика этой работы способна порадовать отнюдь не только замученных ностальгией семидесятников, но и людей гораздо более молодых.

В 2014 году Страйкер запустил лейбл Strikezone Records, начав работу с альбома EIGHT TRACK. Через год последовал альбом MESSIN' WITH MISTER T, в котором приняли участие Эрик Александр (Eric Alexander), Джимми Хит (Jimmy Heath), Крис Поттер (Chris Potter) и многие другие. После сиквела EIGHT TRACK II он выпустил в 2017 году квартетную сессию STRYKIN' AHEAD, а год спустя - EIGHT TRACK III.

EIGHT TRACK III оставался на первом месте в радиочарте JazzWeek шесть недель подряд. "Messin' with Mister T" - это посвящение человеку, с которым он работал более десяти лет - Стэнли Туррентайну (Stanley Turrentine), "Мистеру Ти" - с десятью величайшими тенор-саксофонистами на сегодняшней сцене. Этот альбом занял первое место на радио JazzWeek и оставался в Топ-50 в течение 20 недель, а также получил отличные отзывы, включая 4 1/2 звезды в журнале Downbeat. В 2019 году он выпустил свой первый праздничный альбом EIGHT TRACK CHRISTMAS.

Последовавшие 5 дисков Дэйва занимали первые места в радиочарте JazzWeek. Саксофонист, композитор и аранжировщик Боб Минтцер (Bob Mintzer) неоднократно выступал с органным трио Страйкера на концертах. Будучи главным дирижером кельнского биг-бэнда WDR мирового класса, он пришел к мысли, что его джазовый оркестр мог бы хорошо поддержать органное трио Страйкера. Он написал новую партитуру для недавних мелодий Страйкера, кавер-версий Марвина Гэя, Принса и Джимми Уэбба, а также написал свою собственную "Aha". Набор был выпущен под названием BLUE SOUL в 2020 году на лейбле Strikezone, а авторство принадлежит Дэйву Страйкеру с Бобом Минтцером и биг-бэндом WDR - Минтцер дирижировал и написал партитуру.

После европейского турне он вернулся в студию со своим трио и приглашенным саксофонистом Уолтером Смитом III (Walter Smith III) для записи альбома BAKER'S Circle в 2021 году. В следующем году Страйкер изменил формулы записи и сочинения для альбома AS WE ARE, в создании которого участвовали Джон Паттитуччи (John Pattitucci), Брайан Блэйд (Brian Blade), Джулиан Шор (Julian Shore) и струнный квартет, в который вошли скрипачка Сара Касвелл (Sara Caswell) и виолончелистка Марика Хьюз (Marika Hughes). Альбом получил почти всеобщее признание за передовые текстуры, динамику и контроль. Страйкер написал семь из девяти мелодий альбома, в который также вошли одна композиция Шора и кавер-версия песни Ника Дрейка "River Man". Альбом AS WE ARE был признан одним из лучших альбомов года по версии Downbeat Readers Poll и журнала Jazz Times.

На диске PRIME представлено его давнее трио в составе Джареда Голда (Jared Gold) и МакКленти Хантера (McClenty Hunter), только что закончившее турне, в котором они выступали на разогреве у группы Steely Dan.

Большую часть 2023 года Страйкер и компания гастролировали; в конце года он вернулся в студию с давними партнёрами Джаредом Голдом (Jared Gold) и МакКленти Хантером (McClenty Hunter) с Минтцером в качестве приглашенного гостя. Страйкер сочинил три из девяти треков альбома, Минтцер - еще два, а Голд - один. Они дополнили сет кавер-версиями стандарта Гарри Уоррена (Harry Warren) "The More I See You", джазовой классики Уэйна Шортера (Wayne Shorter) "Infant Eyes" и вечно фанковой "Cold Duck Time" Эдди Харриса (Eddie Harris). Альбом, получивший название GROOVE STREET, вышел в январе 2024 года.

Сегодня этот гитарист и композитор стоит, можно сказать, на пороге джазовой элиты среди гитаристов. Свидетельством тому может служить тот факт, что в 2013 году и критики, и читатели авторитетного журнала Downbeat поместили его имя в списки гитаристов года, хотя пока и не на первые места. Village Voice назвал его "одним из самых самобытных гитаристов, появившихся за последние годы". Журнал Hot House наградил его премией "Лучший гитарист - решение поклонников" за 2017 год. Недавно он в 15-й раз был признан одним из лучших джазовых гитаристов по результатам опроса критиков и читателей журнала Downbeat за 2022 год.

"Я слежу за игрой Дэйва Страйкера с первых дней его работы в Омахе и до его долгого пребывания со Стэнли Тёррентайном (Stanley Turrentine)... и он становится всё лучше и лучше с одним из самых радостных чувств в мире".

Пэт Метени (Pat Metheny)

"Гитарист/композитор Дэйв Страйкер обладает золотым тембром, актуальным стилем и такой техникой, которая способна сорвать крышу на любом концерте. Страйкер играл с органистом Джеком Макдаффом и тенор-саксофонистом Стэнли Тёррентайном, и это "grits-n-gravy goodness", похоже, наложило отпечаток на его музыку: городской рассказчик, острый стилист, способный улучшить любую эстраду, рассказчик в звуке высшей степени."

Кен Микаллеф / Jazz Times, янв. 2022 г.

Композитор и издатель

С самого начала своей карьеры Страйкер понял, что, как бы ему ни нравилось играть стандарты и джазовый репертуар, он должен иметь что-то свое, чтобы привнести в эту музыку. Он чувствовал, что его сочинения в сочетании с игрой формируют его музыкальное самовыражение. Он записал и опубликовал более 150 собственных композиций и выпустил сборник The Dave Stryker Songbook с большей частью своей оригинальной музыки. Также 18 композиций (с первых пяти CD SteepleChase) вошли в книгу: The Music of Dave Stryker (SteepleChase Music).

Среди других исполнителей, записавших музыку Дэйва, такие как: Стэнли Туррентайн (Stanley Turrentine), Кевин Махогани (Kevin Mahogany), Виктор Льюис (Victor Lewis) и Стив Слейгл (Steve Slagle). Дэйв продолжает выступать в составе собственного органного трио, с оркестром Dave Stryker Eight Track Band и своей группой Blue to the Bone Band. Трио Дэйва Страйкера выступало в летнем туре Steely Dan "Earth After Hours" в 2022 году.

Последние концерты

Среди последних выступлений - Birdland, Blue Note, Dizzy's Club Coca Cola в Jazz at Lincoln Center, Monterey Jazz Festival, Newport Jazz Festival, The Keystone Korner в Балтиморе MD, The Jazz Bakery в Лос-Анджелесе, а также туры по Европе, Канаде и Японии.

В течение 30 лет Дэйв совместно с саксофонистом Стивом Слейглом (Steve Slagle) руководил группой The Stryker/Slagle Band. Он записал более 75 компакт-дисков в качестве саксофониста. В прошлом он работал в группе вокалиста Кевина Махогани (Kevin Mahogany). Дэйв написал и аранжировал музыку для выпущенных Кевином на лейбле Telarc альбомов PRIDE AND JOY и ANOTHER TIME, ANOTHER PLACE на лейбле Warner Bros, а также для гастролей в Европе, Японии, Бразилии, Польше и Карнеги-холле.

Продюсер

В качестве продюсера Страйкер записал диск THE GUITAR ARTISTRY OF BILLY ROGERS, который является единственной существующей записью блестящей джазовой игры покойной легенды андеграунда, который был его другом, бывшим учителем и членом группы Crusaders. Дэйв также выпустил альбом A TRIBUTE TO Grant Green на лейбле Evidence Music и выступил продюсером многих других исполнителей.

Преподаватель

Дэйв является адъюнкт-профессором джазовой гитары в Школе искусств Мейсона Гросса при Ратгерском университете, Школе музыки Джейкобса при Университете Индианы и Школе музыки Джона Дж. Кали при Государственном университете Монтклера. Недавно Дэйв открыл свою онлайн-школу по адресу www.artistworks.com. Его книга "Dave Stryker's Jazz Guitar Improvisation Method Vol III" доступна на его сайте Bandcamp. Страйкер преподает джазовую гитару в Летнем джазовом семинаре Джейми Эйберсолда (Jamey Aebersold), джазовом лагере Личфилда и семинаре Veneto/New School в Италии. В 2018 году Страйкер начал преподавать джазовую гитару онлайн через сайт музыкального образования ArtistWorks.

Награды и почести

•    Top Ten Guitarists, Down Beat magazine Readers' Poll, 2001 •    Rising Star, Down Beat magazine Critics' Poll

19:22