Bob Cooper / Боб Купер
Американский джазовый тенор саксофонист Западного побережья, известен как один из первых музыкантов, исполнявших свои соло на гобое.
После изучения кларнета в старших классах школы, Купер позднее переключился на тенор саксофон. В возрасте 20-и лет смог продемонстрировать своё мастерство Стэну Кентону (Stan Kenton), который сразу же пригласил его в свой оркестр, в котором он оставался в течение 6 последующих лет до 1951. Купер присоединился к Кентону в мае 1945 и в тот же день попал на запись композиции 'Tampico', которая разошлась миллионным тиражом. Вокалисткой на 'Tampico' была Джун Кристи (June Christy).
В этот период Купер принимает участие в многочисленных записях оркестра, а также возглавляет свой небольшой состав, состоящий в основном из приятелей по оркестру. Во время некоторых выступлений он аккомпанировал вокалистке оркестра Кентона Джун Кристи, которая в январе 1947 во время гастролей в Вашингтоне становится его супругой. Они прожили вместе до самой смерти Кристи в июне 1990.
"По темпераменту Купер и Кристи были не совсем похожи, - писала Кэрол Истон (Carol Easton). – Купер не пил и не курил, был тихим, по-мальчишески застенчивым, располагающим к себе мужчиной. Он был достаточно образованным и чувственным человеком". Кристи имела проблемы с алкоголем и с психикой. В конце 80-х Куперу пришлось временно оставить музыку, чтобы ухаживать за ней. "Боб, - писал Арт Пеппер (Art Pepper), - был одним из самых тёплых, самых вежливых, приятных людей. Он был абсолютно хорошим человеком, если вы можете себе такое представить, просто очень сердечным, и он крайне легко смущался и довольно часто краснел".
Натурально свингующий джазмен Купер не совсем разделял несколько тяжеловесный подход Кентона. Как трубач Шорти Роджерс (Shorty Rogers), и его приятель тенорист Билл Холлман (Bill Holman) и другие одарённые композиторы, Купер писал для оркестра, заставляя его свинговать. Это качество музыки, которое Кентон, обладавший склонностью к тяжеловесным и грандиозным композиторским формам, игнорировал.
"Мне кажется все джазовые солисты получали больше наслаждения, когда Шорти Роджерс (Shorty Rogers) или Джин Роланд (Gene Roland) писали для оркестра, - говорил Купер. Это им нравилось больше, чем то, что делал Кентон. Он по-прежнему любил показной стиль аранжировок, и я не уверен действительно ли Стэн знал, когда его оркестр свинговал наилучшим образом".
В то же время Купер восхищался преданностью Кентона музыке.
"Стэн вытащил свой оркестр из салонов и танцевальных залов и отправил его на концертную сцену, - говорил Купер. – Стэн ненавидел танцевальную музыку. Он говорил всем этим танцорам в шутливой манере: "Эта музыка вообще-то не очень подходит для танцев и если вы желаете попробовать, делайте это на свой страх и риск. Я ничего не гарантирую".
"Стэн был как отец для нас. Он беспокоился по поводу житейских проблем и пытался помочь в их разрешении по мере своих возможностей". Когда Кентон умер в 1979 ударник Шелли Манн (Shelly Manne) написал о нём: "Он был другом для всех музыкантов. Он был как отец. Он был как психиатр. Он был как парень, который сидит рядом с тобой в гастрольном автобусе. Он ел ту же паршивую пищу, что и все на остановках для отдыха. Он ждал вместе со всеми в холле отеля, пока наши комнаты убирали после 300 миль, проведённых в дороге. Он был парнем, который первый выходил менять спустившее колесо в дождь. Он был лояльным. Он был динамичным. Он поднимал свои руки и вам хотелось играть".
После Кентона Купер остаётся работать на западном побережье в качестве студийного музыканта, исполняя джаз с такими единомышленниками, как Шелли Манн (Shelly Manne) и Шорти Роджерс (Shorty Rogers). Он начинает регулярно выступать в Lighthouse Cafe в Лос-Анджелесе с басистом Ховардом Рамси (Howard Rumsey). Lighthouse становится одним из знаменитейших клубов в мире и его оркестр - Howard Rumsey's Lighthouse All Stars, сделал ряд мощных записей, позволивших Куперу и другим музыкантам продемонстрировать свои способности свинговать, освободившись от доминирования Кентона. Также Боб сделал несколько превосходных записей в сотрудничестве с Бадом Шанком (Bud Shank) и написал 12-тональный октет для духовых.
Сотрудничество с Кентоном продолжилось в 1954, который большую часть своей карьеры выполнял контрактные обязательства перед фирмой Capitol. Кентон начал серию записей под названием 'Kenton Presents'. Серия предоставила Куперу, который в силу своей застенчивости был, как описал Билл Перкинс (Bill Perkins) "прирождённым последователем", его первый шанс возглавить собственный состав. Он пишет для и играет на альбоме SHIFTING WINDS (1955), который становится предвестником стиля West Coast jazz.
На некоторое время Купер оставляет выступления в Lighthouse и вместе с супругой Джун Кристи отправляется на гастроли, посетив Европу, Южную Африку и Японию. Вернувшись, он находит работу студийного музыканта в Голливуде. Пишет музыку для кино. Присоединяется к огромному Neophonic Orchestra под управлением Кентона и в 1966 его композиция "Solo For Orchestra" была представлена на одном из концертов.
В течение 60-х, 70-х и 80-х Купер добавляет в свой арсенал гобой и английский рожок, продолжает работать в основном на побережье, разделяя своё время между работой в студиях и джазовых коллективах под управлением Терри Гиббса (Terry Gibbs) и старого коллеги Шорти Роджерса (Shorty Rogers). Его приглашали войти в состав нескольких калифорнийских биг бендов, включая оркестры Боба Флоренса (Bob Florence), Билла Холмана (Bill Holman), Френка Каппа-Нэта Пирса (Frank Capp-Nat Pierce) и Билла Берри (Bill Berry).
В 1985 Роджерс собрал оркестр для гастролей по Европе, который включал Купера, альтиста Бада Шанка (Bud Shank) и Джун Кристи (June Christy). Успех оркестра, сопутствовавший ему на фестивале в Ницце, вдохновил Роджерса собирать его каждый год снова. Он переименовал его в Shorty Rogers and Bud Shank and the Lighthouse All Stars, и записал с ним два альбома в 1991 и 1992. Играя в классическом стиле West Coast образца 50-х и 60-х – оркестр был, пожалуй, единственным, игравшим в подобной идиоме. Большая часть композиций принадлежала перу Роджерса, но альбом 1992 включал контрапунктную композицию Купера "Stray Horns". Игра Купера снова напомнила всем, почему он всегда пользовался таким спросом. Кроме того, Купера часто приглашал на свои сессии в Лос-Анджелесе британский бенд лидер Вик Льюис (Vic Lewis). Превосходным примером их сотрудничества может служить запись, сделанная в апреле 1992 под названием SHAKE DOWN THE STARS.
Последней студийной записью с участием Боба Купера стал альбом Каррин Эллисон (Karrin Allyson) SWEET HOME COOKIN (1993), на котором он продемонстрировал своё мастерство игры на тенор саксофоне.
Необычайно техничный и изобретательный солист, Купер, часто погружаясь в свои свингующие импровизации, имел склонность к боповой и пост-боповой фразировке.
Он умер от сердечного приступа за рулём своего автомобиля, успев остановится на обочине Hollywood Freeway.