Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Billy Bang / Билли Бенг

Американский фри джазовый скрипач и композитор.

Скрипка - едва ли первый инструмент, который приходит на ум при мысли о джазе, но это никогда не пугало Билли Бэнга, одного из самых авантюрных исполнителей на этом инструменте.

Хотя он играл на инструменте, который больше ассоциировался с концертными залами в центре города, чем с джазовыми клубами, невозможно ошибиться в главном источнике музыкального вдохновения Билли Бэнга. Хотя его скрипичная техника была обширной, а знакомство с современными классическими формами очевидным, грубоватый, иногда почти гортанный тон, старомодное чувство свинга и лексикон вокальных выразительных средств определяли Бэнга как джазового музыканта. Бэнг импровизировал строки, которые могли быть взяты прямо из композиции Джорджа Крамба, но при этом он наделял их эмоциональностью и спонтанностью, присущими только джазу. Будь то абстрактно (как солирующий скрипач, развивающий скелетный мелодический материал) или как часть единого целого (например, с Sun Ra's Arkestra), выступление Бэнга всегда было наполнено неожиданностью.

За последние 26 лет его жесткий тон, проникновенное чувство традиционного свинга и выразительный экспрессивный стиль украсили более двух десятков альбомов самых известных представителей различных жанров, от взрывного фанка Бутси Коллинза (Bootsy Collins) и гармоничного грува группы Decoding Society Рональда Шеннона Джексона (Ronald Shannon Jackson) до межгалактического грохота Сан Ра (Sun Ra).

Выпустив более 15 альбомов под собственным руководством, ещё около дюжины - в совместных проектах, и еще пять - с нью-йоркским String Trio (которое он основал в 1977 году вместе с гитаристом Джеймсом Эмери и басистом Джоном Линдбергом), Билли Бэнг является одним из самых плодовитых и оригинальных представителей прогрессивной сцены.

Уильям Винсент Уокер (William Vincent Walker) родился в Мобиле, штат Алабама, в 1947 году, его семья переехала в нью-йоркский Гарлем, когда он был еще младенцем. В детстве он посещал специальную школу для музыкантов в близлежащем Гарлеме. В младшей школе его прозвали Билли Бэнг по имени персонажа мультфильма, и, несмотря на его первоначальные протесты, это прозвище прижилось.

Обучение игре на скрипке было последним делом на земле, которым он хотел заниматься. В школе ученикам давали инструменты в зависимости от их физических размеров. Бэнг был довольно маленьким, поэтому ему дали скрипку, а не саксофон или ударные. Позже в интервью газете LA Times он сказал: "Этот инструмент был самым ненавистным для меня. Он слишком европейский и поэтому его нет в моей крови. В группе Temptations никогда его не использовали, и Джеймс Браун (James Brown) никогда не пел под него". Тем не менее, он выучился играть на нём в школьные годы.

Бэнг учился игре на скрипке, пока не получил стипендию для обучения в Стокбриджской школе в Стокбридже, штат Массачусетс. Увлёкшись в начале 60-х годов афро-кубинскими ритмами, он переключился на перкуссию. Будучи трудным учеником школы, Бэнг играл на барабанах со своим соучеником Арло Гатри (Arlo Guthrie), который позднее станет исполнителем фолк музыки.

Бэнгу было трудно приспособиться к жизни в школе, где он столкнулся с расизмом и запутался в своей идентичности, которую он позже винил в возникновении шизофрении.  Бэнг чувствовал, что у него мало общего с привилегированными детьми из школы, среди которых были Джеки Робинсон-младший (сын звезды бейсбола Джеки Робинсона), и он пытался примириться с несоответствием между богатством школы и бедностью своего дома в Нью-Йорке. Он оставил школу после двух лет обучения и начал посещать другую школу в Бронксе, которую так и не окончил. В возрасте 18 лет он был призван в армию США.

Бэнг провел шесть месяцев в базовой подготовке и еще две недели, изучая особенности военных действий в джунглях, прибыв в Южный Вьетнам незадолго до наступления Tet Offensive. Начав службу пехотинцем, он закончил контракт, дослужившись до звания сержанта перед увольнением в запас.

После возвращения Бэнга с войны его жизнь не имела направления. Он решил было получить юридическое образование, но вскоре отказался от этой затеи. Вообще служба во Вьетнаме оказала глубокое влияние на его жизнь, зачастую весьма болезненное. Вернувшись домой радикально настроенным, Билли стал активным участником антивоенного движения и вошёл в подпольную группу революционеров.  Группа использовала знания Бэнга об оружии, полученные им во время службы в армии, и с его помощью приобретала огнестрельное оружие во время поездок в Мэриленд и Вирджинию, покупая его в ломбардах и у других мелких операторов, которые не проводили тщательных проверок личностей и не требовали лицензий.

Во время одной из таких поездок Бэнг заметил три скрипки, висевшие в задней части ломбарда. Он импульсивно купил одну из них и к концу 60-х снова вернулся к музыке.

Бэнг был сильно вдохновлён исследовательским огнём Джона Колтрейна (John Coltrane), Эрика Долфи (Eric Dolphy), Орнетта Коулмана (Ornette Coleman) и освобождающей энергией движения фри-джаза, Бэнг взялся за эксперименты с саксофоном, но влияние одного из пионеров свободного джаза скрипача Лероя Дженкинса (Leroy Jenkins) (и скрипичных работ Коулмана) заставило Бэнга вернуться к своему первоначальному инструменту. Бэнг осознал, что технически скрипка подходит ему больше.

Посещая нью-йоркский колледж Куинс и занимаясь частным образом у Лероя Дженкинса (Leroy Jenkins), Бэнг стал одним из ключевых участников динамичной авангардной сцены 70-х годов. Его скользящая, удивительно переливчатая манера игры стала существенным компонентом нью-йоркской сцены.

Создав в начале 70-х свою собственную группу, The Survival Ensemble, Бэнг также сотрудничал с такими исполнителями, как Дэвид Мюррей (David Murray), Фрэнк Лоу (Frank Lowe), Уильям Паркер (William Parker) и легендарный Сэм Риверс (Sam Rivers). Бэнг часто выступал в лофтах в центре города, где звучала авангардная музыка того времени.

В 1977 с гитаристом Джеймсом Эмери (James Emery) и контрабасистом Джоном Линдбергом (John Lindberg) стал сооснователем String Trio Of New York. Именно работа в этом коллективе принесла Бэнгу международную известность (он покинул группу в 1986 году). Это трио привлекло аудиторию своими мелодичными композициями, которые затем переходили в затейливые струнные импровизации.

В эти же годы он продолжил гастролировать и записываться со своими собственными коллективами, а также с такими разрушающими жанр ансамблями, как The Decoding Society ударника Рональда Шэннона Джексона (Ronald Shannon Jackson) и Material под управлением Билла Ласвелла (Bill Laswell) (вместе с гитаристом Сонни Шарроком (Sonny Sharrock)). Он даже некоторое время руководил собственной фанк-ориентированной группой Forbidden Planet, а в 1981 году преподавал в Университете Небраски.

Бэнг продолжил работать и сотрудничать с такими известными музыкантами, как Мюррей, Дон Черри (Don Cherry) и Джеймс 'Blood' Улмер (James Blood Ulmer). В 1982 году начал десятилетнее сотрудничество с несравненным Сан Ра (Sun Ra), завершившееся в 1992 году записью квартета (с басистом Джоном Оре (John Ore) и барабанщиком Эндрю Сириллом (Andrew Cyrille)) в альбоме A TRIBUTE TO STUFF SMITH на лейбле Soul Note (возможно, последняя запись Ра), посвященном отцу джазовой скрипки.

Как и музыку других музыкантов этого поколения, творчество Бенга трудно квалифицировать, загоняя его в определённые рамки или категории. Альбом UNTITLED GIFT, записанный в 1982, представил слушателям элегантный фри-джаз; диски BANGCEPTION и OUTLINE #12 представляют собой музыку в стиле арт.

В 1987 он стал гостем на диске Кахила Эль'Забара (Kahil El'Zabar) ANOTHER KIND OF GROOVE, а в 1988 его пригласил Бусти Коллинс (Bootsy Collins) на запись альбома WHAT'S BOOTSY DOIN', который стал своеобразным возвращением Коллинса на сцену. Диск THE FIRE FROM WITHIN, записанный в составе секстета, представил на суд слушателей экзотические линии трубы, гитары и маримбы, которые вместе с микротональным щегольством Бенга и его полиритмическими импровизациями создали удивительно профессиональную платформу для захватывающей игры. Затем последовал диск LIVE AT CARLOS 1, который продемонстрировал возможность достижения исполнительской свободы без использования высокого технического уровня.

В 1988 Бенг предпринял гастроли по Европе и записал диск VALUE NO 10 с квартетом, который включал в себя Чарльза, Лоуи и Сирона (Sirone).

В 1990 году Банг создал квартет Solomonic Quartet с трубачом Ахмедом Абдуллой (Ahmed Abdullah), а также продолжал фрилансить и руководить своими собственными группами. Достаточно продуктивным было его сотрудничество с Мерилин Криспелл (Marilyn Crispell).

Переехав в 1996 году в Берлин, Бэнг часто пересекал Атлантику, выступая по всей Европе и совершив пять туров по Югу и Среднему Западу с перкуссионистом Эбби Рэйдером (Abbey Rader), в трех из которых участвовал тенор саксофонист Фрэнк Лоу (Frank Lowe).

В 1996 году для лейбла CIMP Бэнг записал альбом SPIRITS GATHERING с группой, в которую входил барабанщик Деннис Чарльз (Dennis Charles), долгое время сотрудничавший с Сесилом Тэйлором (Cecil Taylor).

В следующем 1997 году на канадской фирме Justin Time Records Бэнг записал свой самый прямолинейный джазовый альбом BANG ON. Ещё одной работой для этого лейбла в 1999 году стал диск THE BIG BANG THEORY. В том же году он записал альбом сольной скрипки COMMANDMENT (FOR THE SCULPTURE OF ALAIN KIRILI) для лейбла NoMore Алана Шнайдера (Alan Schneider).

Вернувшись из Берлина в Нью-Йорк в 2000 году, Бэнг продолжил свой напряженный график.  В 2000 году вышел альбом BIG BANG THEORY, за которым последовала пара альбомов, основанных на вьетнамском опыте Банга: VIETNAM: THE AFTERMATH (2001) и VIETNAM: REFLECTIONS (2005). В этих работах Бэнг продемонстрировал свои прекрасные композиторские способности, которыми всегда отличались его работы в качестве лидера. Альбомы были записаны с группой, в которую входили несколько других ветеранов той войны. В записи последнего альбома также участвовали два вьетнамских музыканта, проживающих в США.

Отправившись в ноябре 2001 года в турне по Европе вместе с Дэвидом Мюрреем (David Murray), Бэнг продолжил их музыкальное взаимодействие, которое длилось уже более 25 лет, серией концертов и совместной танцевальной работой в Бирмингеме, Англия.

Ещё в 1996 году Бэнг начал регулярные рабочие отношения с перкуссионистом Кахилом Эль-Забаром (Kahil El'Zabar), выступая с ним в дуэте, а иногда и в трио с уважаемым соучредителем Art Ensemble Of Chicago и басистом Малахи Фаворсом Магостутом (Malachi Favors Maghostut). Сотрудничество с Эль-Забаром продолжилось в составе дуэта в январе 2002 года. Кроме того, Бэнг выступил в Англии с фьюжн-ансамблем Sonicphonics, с которым он работал с 1998 года.

В 2007 году вышел концертный альбом ABOVE AND BEYOND: AN EVENING IN GRAND RAPIDS.

По словам одного из соратников, Бэнг страдал от рака лёгких. Бэнг умер от осложнений болезни в своем доме в Гарлеме 11 апреля 2011 года. Его несостоявшееся выступление было запланировано на день открытия Xerox Rochester International Jazz Festival 10 июня 2011 года. Он похоронен на кладбище Вудлон, Бронкс, Нью-Йорк.

Билли Бэнг исполнял музыку с заразительной энергией и можно с уверенностью сказать, что он один из величайших исполнителей джаза в 90-х. Ослепительный импровизатор, великолепный композитор и провокационный лидер, Билли Бэнг долгое время оставался на переднем крае джазового самовыражения.

14:03