Bert Ambrose / Берт Амброуз
Английский скрипач и руководитель оркестра, известный как Амброуз или Берт Амброуз.
Амброуз родился в Варшаве, когда она входила в состав Российской империи. Через некоторое время семья переехала в Лондон. Они были евреями, его отец был зарегистрирован как "торговец лохмотьями" при переписи населения Великобритании 1911 года, где Амброуза назвали "Барнетт" ("студент-скрипач"). Он начал играть на скрипке в молодости и отправился в Нью-Йорк со своей тётей. Он начал профессионально играть сначала в оркестре Эмиля Колемана (Emil Coleman) в ресторане Reisenweber's в Нью-Йорке, затем в биг-бэнде в Palais Royal. После успешной работы в качестве лидера группы, в возрасте 20 лет его попросили собрать и возглавить его собственный ансамбль из пятнадцати человек. Через некоторое время с работодателем возникли разногласия и Амброуз перевёл свой коллектив в другое место, где они пользовались значительной популярностью.
Находясь в Пале-Рояль, 5 июня 1918 он зарегистрировался в Отделении местного совета 169 города Нью-Йорк; регистрация 232. Он назвал своей датой рождения 11 сентября 1896; место рождения: Варшава, Россия; национальность: русский; место рождения отца: Гретца, Россия; место работы: Пале-Рояль, пересечение 48-й улицы и Бродвея; ближайшая родственница: миссис Бекки Амброуз, мать, 56 "Блэксли" Стрит, Лондон, Англия. Он подписался как "Берт Амброуз". Регистратор зафиксировал средний рост, среднего телосложения, каштановые волосы, карие глаза и отсутствие физических недостатков, которые могли бы сделать его освобожденным от призыва.
В 1922 Эмброуз вернулся в Лондон, где был нанят Посольским клубом для создания оркестра из семи человек. Он пробыл в посольстве два года, прежде чем уйти от своего работодателя и устроиться на гораздо более прибыльную работу в Clover Gardens в Нью-Йорке. Проведя там год, осаждаемый постоянными мольбами вернуться от своего бывшего работодателя в Лондоне, в 1925 его наконец убедили вернуться с помощью телеграммы от принца Уэльского: "Ты нужен посольству. Вернись, Эдвард".
На этот раз Амброуз оставался в посольском клубе до 1927. Однако у клуба была политика не разрешать радиотрансляции из своих помещений, и это было серьёзным недостатком для амбициозного лидера группы, в основном потому, что известность, полученная благодаря работе на радио, помогла группе получить контракты на запись (группа Амброуза была записана Columbia Records в 1923, но записи изданы не были). Поэтому он принял предложение May Fair Hotel с контрактом, который включал вещание. Его годовая зарплата только в этом заведении составляла невероятные в то время 10 000 фунтов стерлингов.
Во время работы в посольстве 20 января 1924 он женился на Кэтрин Люсиль (Kathryn Lucille), иначе Китти Брэди (Kitty Brady), 24-летней американке ирландского происхождения из Нью-Джерси. Как ни странно, но в свидетельстве о браке его имя и подпись стояли под "Бернард Амброуз", 27-летний "музыкальный руководитель". У пары родились две дочери, Патрисия С. (1931 г.р.) и Моника Дж. (1933 г.р.).
Эмброуз оставался в May Fair в течение шести лет. Выступления оркестра регулярно передавали по радио непосредственно из клуба и в изобилии записывали для фирм Brunswick Records, HMV и Decca. Это был один из первых оркестров, подписавших контракт с этим лейблом. Он объединился с Ричардом Роджерсом (Richard Rodgers) и Лоренцем Хартом (Lorenz Hart), а также с американским вокальным гармоническим трио The Hamilton Sisters and Fordyce (они же Three X Sisters) для записи нескольких песен, в том числе "My Heart Stood Still". В этот период также наблюдалось и музыкальное развитие группы, отчасти в результате найма Эмброузом первоклассных музыкантов, в том числе Сильвестра Ахола (Sylvester Ahola), Теда Хита (Ted Heath), Джо Кроссмана (Joe Crossman), Джо Жаннетта (Joe Jeannette), Берта Рида (Bert Read), Джо Браннелли (Joe Brannelly), Дика Эскотта (Dick Escott) и трубача Макса Голдберга (Max Goldberg).
В 1933 Амброуза попросили согласиться на сокращение зарплаты в May Fair; отказавшись, он вернулся в Embassy Club, и после трёх лет там (и национального турне) он отклонил американские предложения и вернулся в 1936 в May Fair. Затем он вступил в партнерство с Джеком Харрисом (Jack Harris), лидером американского оркестра, и в 1937 вместе они купили клуб Ciro's Club. На три месяца они наняли Арта Татума (Art Tatum). Амброуз и Харрис чередовали выступления в Ciro's, пока разногласия не привели к разрыву их партнёрства. Затем вплоть до начала Второй мировой войны Амброуз работал в Café de Paris, когда он снова отправился в турне.
Его главным открытием в годы, предшествовавшие войне, стала певица Вера Линн (Vera Lynn), которая пела с его группой с 1937 по 1940 и во время войны стала известна как "Forces' Sweetheart". Линн вышла замуж за Гарри Льюиса (Harry Lewis), кларнетиста в группе, в 1939. Среди других певцов группы Амброуза были Сэм Брауни (Sam Browne), Элси Карлайл (Elsie Carlisle), Денни Деннис (Denny Dennis), который записал несколько дуэтов с Верой Линн (Vera Lynn), Максом Бэкон (Max Bacon) (также барабанщиком группы), Эвелин Далл (Evelyn Dall) и Энн Шелтон (Anne Shelton), с которыми в 1941 была записана песня-насмешка над Адольфом Гитлером Ирвинга Берлина (Irving Berlin) "When That Man is Dead and Gone". Фирменной мелодией Амброуза была "When Day Is Done".
После непродолжительного пребывания в May Fair Hotel, Амброуз прекратил выступления в 1940, хотя он и его оркестр продолжали записывать пластинки для Decca до 1947. Несколько членов его группы стали частью оркестра Королевских ВВС, Squadronaires, во время войны. Однако отставка Амброуза была непродолжительной, и он сформировал и гастролировал с Ambrose Octet, а также баловался менеджментом.
В середине 1950-х, несмотря на выступления в лондонском Вест-Энде и несколько записей для MGM, Амброуз, как и другие лидеры оркестров, испытал трудности с ростом популярности рок-н-ролла. Он был вынужден начать выступать в небольших клубах со случайными музыкантами, и его финансовое положение катастрофически ухудшилось. Однако его положение было спасено, когда он обнаружил 16-летнюю вокалистку Кэти Кирби (Kathy Kirby), пение которой он услышал во дворце Илфорд. У них завязались длительные личные отношения, что способствовало росту её карьеры.
Именно во время записи одной из телевизионных программ Кирби (в студии Yorkshire Television) в июне 1973 Амброуз упал в обморок и в ту же ночь умер в больнице общего профиля Лидса. Его музыка звучала и после смерти, среди прочих, благодаря усилиям радиоведущих Radio 2 Алана Делла (Alan Dell) и Малкольма Лэйкока (Malcolm Laycock), последний продолжал воспроизводить его записи и в XXI веке.
Радиостанции, специализирующиеся на музыке танцевальных коллективов, такие как Radio Dismuke и Swing Street Radio, продолжают ставить его записи. Музыка Амброуза также регулярно звучит в программе "Sweet & Swing" на Manx Radio, которую представляет Говард Кейн (Howard Caine).
В 2005 в память о достижениях Амброуза была установлена мемориальная доска, установленная на May Fair Hotel.
Многие музыкальные таланты из Англии и Америки прошли через его организацию, включая музыкантов Джо Кроссмана (Joe Crossman), Джордж Чисхольм (George Chisholm), Макс Голдберг (Max Goldberg), Лу Девис (Lew Davis), Томми МакКуотер (Tommy McQuater), Тини Уинтерс (Tiny Winters), Денни Поло (Danny Polo), Билли Амстелл (Billy Amstell) и многих других. Также ставшие знаменитыми руководители оркестров Тэд Хис (Ted Heath), Стенли Блек (Stanley Black), Джордж Ширинг (George Shearing), Сидней Липтон (Sidney Lipton), Джордж Мелачрино (George Melachrino) и аранжировщики Лу Стоун (Lew Stone) и Сид Филлипс (Sid Phillips).
Среди вокалистов нужно отметить Сэма Брауни (Sam Browne), Элзи Керлайл (Elsie Carlisle), Эвели Дал (Evely Dahl), Веру Линн (Vera Lynn), Энни Шелтон (Anne Shelton) и Денни Деннис (Denny Dennis).
Многие из его записей стали популярными в Великобритании, такие как "Cotton Picker's Congregation," "Night Ride," Moanin' For You, "After You," "Dinner At Eight" и его тема"When Day Is Done". Он также имел американские хиты в 30-х - это "Hors D'Oeuvres", "South Of The Border" и "I'm On A See Saw".