Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Ben Allison / Бен Эллисон

Американский контрабасист, композитор, бенд лидер, педагог и активист.

За более чем 30-летнюю карьеру басист, композитор, продюсер и педагог Бен Эллисон создал свое собственное, мгновенно узнаваемое звучание. Известный своими вдохновенными аранжировками, изобретательными грувами и запоминающимися мелодиями, Бен опирается на джазовые традиции и различные влияния - от рока и фолка до 20-го века и широкого спектра музыки со всего мира, - органично соединяя их в кинематографическое, целостное целое.

Со своими небольшими группами Бен много гастролирует по всему миру, собирая новую аудиторию благодаря авантюрному, но доступному звучанию и склонности к неожиданностям.

Помимо исполнительской деятельности, он стал одним из основателей некоммерческой организации Jazz Composers Collective и в течение двенадцати лет занимал пост ее художественного руководителя. Эллисон является адъюнкт-профессором Университета Новой школы и входит в совет Нью-Йоркского отделения Национальной академии звукозаписывающих искусств и наук, где занимает пост президента.

Он выступал и сотрудничал со стилистически разнообразными артистами, включая удиста Ара Динкджяна (Ara Dinkjian), исполнителя на коре Мамаду Диабате (Mamadou Diabate), камбоджийского мастера чапея Конга Ная (Kong Nay), легендарного перформансиста Джои Ариаса (Joey Arias), танцоров чечетки Джимми Слайда (Jimmy Slide) и Грегори Хайнса (Gregory Hines), поэта-лауреата США Роберта Пински (Robert Pinsky) и многих других. Он записал более 100 альбомов различных исполнителей и написал музыку для кино, телевидения и радио, в том числе тему для передачи Национального общественного радио (NPR) "О средствах массовой информации" (которую еженедельно слушают более 2 000 000 человек), партитуру для пьесы "Два дня", написанной лауреатом Пулитцеровской премии Дональдом Маргулисом (Donald Margulies), и тему для ток-шоу The Conversation, транслируемого в Интернете под руководством Фарелла Уильямса (Pharrell Williams).

Эллисон родился в Нью-Хейвене, штат Коннектикут. Он начал заниматься гитарой в возрасте девяти лет в музыкальной школе Neighborhood Music School в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, и частным образом у гитариста Джорджа Раччио (George Raccio). С 1983 по 1985 год Эллисон изучал западноафриканские, гаитянские и кубинские традиции игры на барабанах у Ричарда Хилла (Richard Hill) и посещал образовательный центр искусств ACES (ECA), школу исполнительских искусств, и среднюю школу имени Уилбура Кросса. В выпускном классе он недолго занимался с басистом Стивом Сваллоу (Steve Swallow) и посещал занятия по музыке XX века и раннему развитию детей в Йельском университете. В 1985 году Эллисон поступил в Нью-Йоркский университет (NYU) в качестве университетского стипендиата, чтобы получить степень в области джазового исполнительства и бас-гитары. Во время учебы в Нью-Йоркском университете он занимался с Джо Ловано (Joe Lovano), Деннисом Ирвином (Dennis Irwin), Джимом Макнили (Jim McNeely) и Стивом Ласпиной (Steve LaSpina). Эллисон окончил Нью-Йоркский университет в 1989 году со степенью бакалавра в области музыкального исполнительства.

В 1992 году Эллисон и несколько его коллег основали Jazz Composers Collective - некоммерческую организацию, управляемую музыкантами и призванную содействовать созданию и исполнению новой музыки и формированию аудитории для джаза. Ежегодные концерты коллектива проходили в течение 12 сезонов и включали в себя творчество 50 композиторов, участие более 250 музыкантов и премьеры более 300 новых произведений. Эллисон занимал пост художественного руководителя коллектива с момента его основания и до его расформирования в 2005 году. В состав консультативного совета коллектива входили Дэйв Либман (Dave Liebman), Джо Ловано (Joe Lovano) и Эндрю Хилл (Andrew Hill).

В 1990-х годах вышли первые альбомы Эллисона в качестве лидера, начиная с альбома SEVEN ARROWS на лейбле Koch Records в 1996 году, в который вошла его оригинальная музыка. В 1998 году он выпустил MEDICINE WHEEL, первый из девяти альбомов для Palmetto Records. Его второй альбом для Palmetto, THIRD EYE, вышел в 1999 году и включал инструменты, которые редко можно услышать в джазовой среде, включая уд, кумбус, виолончель и бас-кларнет, наряду с более типичными фортепиано, саксофонами, трубой, басом и ударными. Альбом достиг № 1 в джазовых чартах CMJ в сентябре того же года и оставался на первом месте в течение 9 недель.

Он также участвовал в записях участников коллектива Фрэнка Кимброу (Frank Kimbrough), Рона Хортона (Ron Horton), Майкла Блейка (Michael Blake), Майкла Блейка и Теда Нэша (Ted Nash) и дважды записывался с известным саксофонистом Ли Коницем (Lee Konitz). Эллисон был ключевой фигурой в Herbie Nichols Project, группе, состоящей в основном из участников Collective. Группа исследовала и исполняла музыку пианиста/композитора Херби Николса (Herbie Nichols), выпустив три альбома: LOVE IS PROXIMITY (Soul Note, 1996), DR. CYCLOPS' DREAM (Soul Note, 1999) и STRANGE CITY (Palmetto, 2001). В альбомы вошло множество ранее не записанных композиций Николса, найденных участниками группы в Библиотеке Конгресса в Вашингтоне, округ Колумбия.

В 1996 году Эллисон начал работать в New School University в качестве адъюнкт-профессора и преподавателя бас-гитары. Он также преподавал инструментальные уроки и ансамбли в музыкальной школе на Третьей улице.

Эллисон продолжал исполнять обязанности художественного руководителя Jazz Composers Collective до 2005 года, когда члены коллектива решили, что реализовали многие из своих первоначальных целей, и организация была распущена.

Это был еще один напряженный период звукозаписи для Эллисона, который выпустил шесть альбомов в качестве лидера для лейбла Palmetto в период с 2000 по 2009 год, включая PEACE PIPE (2002), в котором исследовалось слияние джаза и западноафриканской музыки с участием малийского коры Мамаду Диабате (Mamadou Diabaté); COWBOY JUSTICE (Palmetto, 2006), который ознаменовал начало использования электрогитары в качестве доминирующего голоса в его композициях и звучании группы; и LITTLE THINGS RUN THE WORLD, который Том Витале из NPR назвал "поворотом к простоте для прогрессивного джазового музыканта".

Будучи членом Collective, Эллисон получил множество грантов на заказы и исполнение от таких организаций, как благотворительный фонд The Mary Flagler Cary Charitable Trust, American Composers Forum, Meet The Composer, Mid Atlantic Arts Foundation, Chamber Music America, The Aaron Copland Fund for Music и The National Endowment for the Arts.

Он принял участие в более чем дюжине других записей в качестве со-лидера или сайдмена, включая альбомы Кертиса Стигерса (Curtis Stigers), Ларри Голдингса (Larry Goldings) и Стивена Бернстайна (Steven Bernstein).

В 2001 году Эллисон написал тему для программы NPR "On The Media", которую выпускает WNYC и которую в настоящее время еженедельно слушают 1,5 миллиона человек.

Эллисон продолжил обучение в New School University и работал в качестве приглашенного преподавателя и приглашенного артиста в Сиенском джазовом фонде в Сиене, Италия, и в Souza Lima Ensino de Música в Сан-Паулу, Бразилия.

Эллисон получил награду "Rising Star" среди басистов (Rising Star) в опросе критиков журнала Down Beat в 2005, 2006 и 2007 гг. Почти каждый год он был номинирован в одной или нескольких категориях: Басист, Композитор, Восходящая звезда композитор, аранжировщик, артист, группа. В 2005 году Эллисон получил награду Bird Award, присуждаемую джазовым фестивалем Северного моря.

Бен Эллисон часто привлекает к сотрудничеству группу Man Size Safe, в составе которой играют Рон Хортон (Ron Horton) (труба и флюгельгорн), Стив Карденас (Steve Cardenas) (электрогитара) и Майкл Сарин (Michael Sarin) (ударные). Альбом LITTLE THINGS RUN THE WORLD, увидевший свет 22 января 2008, был записан с этим коллективом. Бен сотрудничает также со скрипачкой Дженни Шайнман (Jenny Scheinman) и трубачом Шейном Эндсли (Shane Endsley). С их участием была записана следующая работа THINK FREE (2009).

В 2009 году Эллисон был приглашен стать членом программы Teaching Artists Collaborative в Музыкальном центре Вайля при Карнеги-холле. В рамках этой программы Эллисон преподавала основы музыки детям в государственных школах Гарлема (Нью-Йорк), используя созданные учениками стихи, устные высказывания и песни.

В 2010 году Эллисон был приглашенным артистом в Музыкальном колледже Сент-Луиса в Риме, Италия, и вернулся в качестве преподавателя в Sienna Jazz Foundation в Сиенне, Италия.

Эллисон продолжает записываться и выступать по всему миру. В 2011 году он выпустил свой девятый альбом на лейбле Palmetto Records, ACTION-REFRACTION. Этот альбом уникален среди релизов Эллисона как лидера тем, что сосредоточен на неоригинальной музыке. Он содержит переделки композиций Донни Хэтэуэя (Donny Hathaway), Пи Джей Харви (PJ Harvey), Сэмюэля Барбера (Samuel Barber), Телониуса Монка (Thelonious Monk), Нила Янга (Neil Young) и других. В мае 2011 года альбом занял первое место в джазовом радиочарте CMJ.

В 2005, 2008 и 2013 годах Бен был одним из ведущих композиторов, аранжировщиков и исполнителей Jazz Sinfonica, оркестра из 80 человек, базирующегося в Сан-Паулу, Бразилия. Оркестр исполнял аранжировки композиций из его различных альбомов. В феврале 2012 года Эллисон дебютировал в Карнеги-холле. В 2012 году в качестве представителя Академии звукозаписи (NARAS) Эллисон давал показания в Комитете Палаты представителей по энергетике и торговле по вопросам, касающимся исполнительских прав.

В 2013 году Эллисон основал свой собственный звукозаписывающий лейбл Sonic Camera Records. Его первый альбом на этом лейбле, THE STARS LOOK VERY DIFFERENT TODAY, был выпущен 3 декабря 2013 года. В альбоме приняли участие Брэндон Сибрук - гитара и банджо (Brandon Seabrook), Стив Карденас – гитара (Steve Cardenas) и Эллисон Миллер – ударные (Allison Miller). Эллисон написал, аранжировал, спродюсировал и смикшировал альбом.

7 альбомов Бена достигали #1 в национальных джазовых радиочартах CMJ, часто оставаясь в топ-10 на протяжении многих недель, и принесли ему 8 наград SESAC National Performance Awards. Его альбом ACTION-REFRACTION был назван одним из лучших альбомов 2011 года (в любом жанре) по версии NPR и Time Out New York. Его альбомы постоянно называются одними из лучших в году такими изданиями, как Billboard, The New York Times, The Boston Globe, The Village Voice, Jazz Times, Jazz Journalists Association, Downbeat Critics Poll, All About Jazz, Coda (Канада), Jazzit (Италия) и Jazz Review (Великобритания), и многими другими.

Награды

В 2005 году Бен получил Bird Award, высшую награду Голландии для джазовых музыкантов. Ранее ее получали Майлз Дэвис (Miles Davis), Арт Блэйки (Art Blakey), Пэт Метени (Pat Metheny), Стефано Боллани (Stefano Bollani), Рэй Браун (Ray Brown), Орнетт Коулмен (Ornette Coleman), Сонни Роллинз (Sonny Rollins), Миша Менгельберг (Misha Mengelberg) и Хан Бенник (Han Bennick).

Бен был отмечен в номинации "Басист" журнала Downbeat Critics Poll (2010-2021), "Композитор" (2010-2020) и победил в номинации "Восходящая звезда бас-гитары" в 2005, 2006 и 2007 годах. Он также был отмечен в номинациях "Восходящая звезда Альбом", "Восходящая звезда акустическая группа", "Восходящая звезда аранжировщик" и "Восходящая звезда джазовая музыка" в 2003-2015 годах, а также в номинации "Басист" в опросе читателей Downbeat в 2005-2014 годах.

Он получал гранты на создание, исполнение и запись произведений от Chamber Music America, благотворительного фонда Мэри Флаглер Кэри, Национального фонда поддержки искусств, Фонда Аарона Копланда, Среднеатлантического фонда искусств, Meet the Composer, Американского форума композиторов и других.

Преподавание

Бен - доцент колледжа современного и исполнительского искусства The New School, где он ведет занятия по музыкальному бизнесу и предпринимательству, музыкальному продюсированию и технологиям, а также по курсу "Старший семинар" для выпускников-старшекурсников. Он ведет занятия и руководит ансамблями по различным темам - от музыки Телониуса Монка, Уэйна Шортера, Майлза Дэвиса, Херби Николса и R&B до продвинутых концепций импровизации и композиции, а также индивидуально обучает игре на бас-гитаре и композиции. Он помог разработать основную учебную программу CoPA и преподает в осеннем семестре предмет "Социально-ориентированный артистизм". В настоящее время он является сопредседателем Сената факультета университета и входит в состав Комитета по бюджету университета (UBC+), Исполнительного комитета CoPA и Комитета по управлению UFS. В 2011-2015 годах Бен был приглашенным артистом и преподавателем ансамбля в Летнем джазовом семинаре Нью-Йоркского университета, а также проводил семинары и стажировки в более чем 100 университетах и консерваториях по всей территории США, Италии, Бразилии, Бельгии, Великобритании, Португалии, Дании и Мексики. В 2009-2010 годах Бен был преподавателем Музыкального центра Вайля при Карнеги-холле.

Личная жизнь

Эллисон живет в Гринвич-Виллидж в Нью-Йорке с женой Сюзанной ДиМаджио и дочерью.   

13:57