Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Aziza Mustafa Zadeh / Азиза Мустафа Заде

Известная джазовая исполнительница и композитор Азиза Мустафа Заде (азерб. Əzizə Mustafazadə) родилась в столице Азербайджанской ССР, городе Баку.

Родители Азизы были профессиональными музыкантами. Её отец, пианист и композитор Вагиф Мустафазаде, стал известным благодаря созданию сплава джаза и традиционного жанра азербайджанской музыки, известной как "Мугам" (азерб. Muğam, Muğamat). Мама Эльза Мустафазаде (Бандзеладзе), получила классическое образование оперной певицы в Грузии. Родители впервые заметили склонность их дочери к музыке, когда ей было всего восемь месяцев. Азиза получала удовольствие от танцев, рисования, пения — и в возрасте всего лишь 3 лет она в первый раз вышла на сцену со своим отцом и исполнила вокальную импровизацию. Это выступление стало проявлением раскрывшегося позже яркого пианистического таланта. С ранних лет она изучала классическое фортепиано и, невзирая на любовь к пьесам Баха и Шопена, в скором времени стала демонстрировать свой дар в импровизации.

"Я просто не играю то, что не могу прочувствовать" — признаётся она. Трагическая смерть отца на сцене в 1979 в возрасте всего лишь 39 лет оказалась шокирующей для юной Азизы и поворотным пунктом в её жизни. Мать Азизы решила завершить свою профессиональную карьеру и посвятить себя развитию музыкального дара дочери. С этих пор она является её менеджером, и во время написания или записи новых пьес Азиза полагается на её мнение. "Я доверяю ей, так как у неё богатейший опыт классической музыки, а также опыт работы в джазе с моим отцом", отмечает Азиза. "Она также много знает о музыке, истории и литературе".

В 1986 в возрасте всего 17 лет Азиза выиграла конкурс пианистов имени Телониуса Монка (Thelonious Monk) в Вашингтоне. На этом конкурсе она исполнила некоторые пьесы Монка в своём собственном стиле с элементами мугама. Примерно в то же время она вместе с матерью переезжает в Германию и посвящает себя развитию своего собственного музыкального стиля. В 1991 Азиза записывает свой дебютный альбом, который так и называется — Aziza Mustafa Zadeh. В альбоме прослеживается влияние Чика Кориа (Chick Corea) и Кита Джарретта (Keith Jarrett), а также ближневосточной музыки. Сразу становится ясным, что она является музыкантом с необычным и запоминающимся голосом, способным отразить её национальные корни вместе с классическим и джазовым образованием.

Ранние воспоминания отразились в альбоме ALWAYS, который принёс Азизе премии ECHO Prize от фирмы Sony и Phono Academy Prize от Немецкой Ассоциации Джазовых Записей. Её талант был настолько впечатляющим, что в 1995 несколько ведущих джазовых музыкантов присоединились к Азизе для записи студийного альбома DANCE OF FIRE, который разошёлся по всему миру тиражом в 2.000.000 копий. Многие менее уверенные в себе музыканты могут испытывать трепетный страх перед составом, составленных из гитариста Эла ДиМеолы (Al DiMeola), басиста Стенли Кларка (Stanley Clarke), бывшего барабанщика Weather Report Омара Хакима (Omar Hakim) и саксофониста Билла Эванса (Bill Evans), но Азиза ещё раз безошибочно спродюсировала альбом, очень точно пропитав его своими музыкальными предпочтениями.

"Азиза — гений и как композитор, и как музыкант. Её музыка значит для меня больше, чем просто джаз, так как я слышу её культуру. Я слышу Азербайджан", говорит Эл Ди Меола. Во время своих выступлений в Европе и за её пределами — от Лондона и Парижа до Стамбула и Тель-Авива — Азиза создаёт у многочисленных зрителей, до отказа заполняющих концертные залы, образ прекрасной женщины с обложки альбома SEVENTH TRUTH (1996).

Следующий альбом, JAZZIZA, составлен из её собственных композиций и джазовых стандартов, включающих "My Funny Valentine" и Брубековскую "Take Five". В поддержку этого диска Азиза дала в течение 1998 более 40 сольных выступлений по всему миру, выступая впервые в Канаде и в Австралии. Продажа альбома достигла почти 2.000.000 копий по всему миру. Особый успех альбома был в США, Канаде, Германии, Финляндии и в Японии.

Записанный на Лондонской студии Abbey Road альбом SHAMANS включает пьесы, демонстрирующие разные стороны таланта Азизы: и её блестящую классическую пианистическую школу в "Bach-Zadeh" и "Portrait Of Chopin", и собственную вокальную технику в таких пьесах, как "Ladies Of Azerbaijan" и "Sweet Sadness". Заглавная пьеса альбома совершенно необычна для Азизы: в ней используется только перкуссия, стрекотание сверчков и множественные наложения её собственного голоса для вызова духов потустороннего мира. Азиза говорит, что "для меня духовная часть жизни наиболее важна. Шаманы — это особые люди, они могут излечивать". Вслед за выходом альбома, Азиза даёт ряд сольных выступлений в Европе, США и в Азии.

В феврале 2005 Азиза приступает к записи сразу двух успешных дисков — CONTRASTS (март 2006) и CONTRASTS 2 (апрель 2007), на студии Sony в Нью-Йорке. После релиза второго диска в 2007, Азиза снова отправляется в мировое турне и наконец-то приезжает в Баку, где выступает в рамках Baku Jazz Festival, 2007. Выступление Азизы с собственным концертом прошло в Азербайджанском государственном академическом театре оперы и балета 1 июня 2007 при полном аншлаге. Позднее она стала хедлайнером заключительного концерта фестиваля в Зеленом театре под открытым небом.

В настоящее время Азиза проживает в Майнце, Германия, со своей матерью, Эльзой Мустафой Заде, которая также является ее менеджером. По ее словам, два ее любимых занятия на досуге - это рисование и сон. Она вегетарианка. Она верит в Бога, хотя не считает себя принадлежащей к какой-либо религии.

13:55