Attila Zoller / Аттила Золлер
Венгерский гитарист Аттила Золлер никогда не был в числе музыкантов, чьи имена были у всех на слуху, но многие джазовые исполнители называют его одним из лучших и оригинальнейших гитаристов. Золлер - технически совершенный гитарист, играющий с тонким гармоническим чувством в сдержанном стиле, в котором иногда проскальзывают его восточноевропейские корни. Заработав твёрдую репутацию превосходного боп-ориентированного исполнителя, Золлер проявил немалый интерес к фри джазу, и в 1960-х стал одним из первых гитаристов, работавших в этом направлении, наиболее изысканным исполнителем этой музыки. Считается новатором современной джазовой гитары.
В детстве Золлер учился играть на скрипке под руководством своего отца - профессионального скрипача. Позднее Аттила переключился на флюгельгорн, затем попробовал освоить джазовый бас, и, в конечном итоге, остановил свой выбор на гитаре, когда решил сделать карьеру в музыке. Он бросает школу, когда Советские войска оккупировали Венгрию во время Второй мировой войны и начал профессионально выступать в различных джазовых клубах Будапешта.
Политические волнения в стране в 1948 заставляют его покинуть дом. Взяв с собой гитару и немного вещей, он через горы перебирается в соседнюю Австрию. Золлер получает австрийское гражданство, поселяется в Вене, где собирает джазовую группу с аккордеонисткой и виброфонисткой Верой Ойер (Vera Auer).
В 1954 Золлер переезжает в Германию, где начинает играть с пианистом Юттой Хиппом (Jutta Hipp), саксофонистом Хансом Коллером (Hans Koller) и тромбонистом Альбертом Мангельсдорфом (Albert Mangelsdorff). Золлер играет с гастролирующими американцами, среди которых были Оскар Петтифорд (Oscar Pettiford) и Ли Конитц (Lee Konitz). Они убеждают Золлера приехать в США, что он и делает в 1959 после того, как выигрывает грант на обучение в Lennox School of Jazz.
Здесь в числе его преподавателей был Джим Холл (Jim Hall), а комнату в кампусе он делил с Орнеттом Коулменом (Ornette Coleman) и Доном Черри (Don Cherry), которые смогли пробудить у Золлера интерес к фри джазу. В 1960 он присоединяется к квинтету ударника Чико Хемильтона (Chico Hamilton's Quintet), а с 1962 по 1965 играет с флейтистом Херби Манном (Herbie Mann). В 1965 вместе с пианистом Доном Фридманом (Don Friedman) Золлер возглавляет группу, которая специализируется на исполнении модального джаза. Несмотря на увлечение свободными формами музыки, Золлер никогда не поворачивался спиной к традиционному джазу. В этот период он исполнял свинг с виброфонистом Рэдом Норво (Red Norvo) и кларнетистом Бенни Гудменом (Benny Goodman), играл боп с саксофонистом Стеном Гетцем (Stan Getz). Золлер выступал и записывался со многими известными исполнителями, среди которых Тони Скотт (Tony Scott), Стен Гетц (Stan Getz), Ред Норво (Red Norvo), Джимми Рэйни (Jimmy Raney), Херби Хэнкок (Herbie Hancock), Рон Картер (Ron Carter), Ширли Скотт (Shirley Scott), Кол Тьядер (Cal Tjader).
В 1968 он становится cо-лидером трио с тромбонистом Альбертом Мангельсдорфом (Albert Mangelsdorff) и Ли Конитцем (Lee Konitz). В 1971 он получает патент на двунаправленный пикап для гитары, а позже разрабатывает магнитный пикап, который можно использовать с виброфоном. Также участвует в разработке гитар с компаниями Framus и Hoefner, разрабатывает струны для компании LaBella.
В дополнение к активной карьере музыканта, включавшей множество выступлений на фестивалях в Европе, Японии и многих джазовых клубах США, Золлер делает много и на поприще музыкального образования. В 1974 Золлер создаёт Attila Zoller Jazz Clinics в Вермонте (в 1985 проект Золлера расширился и стал Vermont Jazz Center). Он продолжает активно выступать – в США и за океаном. В 1980 – 1990-х он записывает несколько альбомов для европейского лейбла Enja с такими исполнителями, как виброфонист Вольфганг Лакершмидт (Wolfgang Lackerschmidt) и гитарист Джимми Рэни (Jimmy Raney), как и со старыми приятелями Конитцем и Фридманом.
В 1995 за огромный вклад в развитие джазового искусства в течение жизни Золлер получил New England Foundation for the Arts Achievement Award.
Последнее выступление Золлера состоялось в Zinc Bar в Нью-Йорке с пианистом Томми Фленеганом (Tommy Flanagan) и басистом Джорджем Мразом (George Mraz) 6 января 1998. На следующий день трио сделало записи. Золлер умер от рака толстой кишки тремя неделями позже.