Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Arthur Blythe / Артур Блис

Американский джазовый альт саксофонист.

Его стилистический голос отличался особым вибрато. Своё детство он провёл в San Diego и вернулся в Лос-Анджелес в возрасте 19 лет. Несмотря на то, что он просил маму купить ему тромбон, она приобрела сыну альт саксофон. Мама была поклонницей Джонни Ходжеса (Johnny Hodges). Так что в 9 лет Артур взял в руки альт саксофон. Сначала его увлекала музыка R&B, но позднее в юношеском возрасте он заинтересовался джазом. В Сан-Диего Артур занимался у Кёркленда Бредфорда (Kirtland (Kirk) Bradford), игравшего в своё время в оркестре Джимми Лансфорда (Jimmie Lunceford), и альтиста группы Рэя Чарльза (Ray Charles) Девида Джексона (David Jackson).

Мощный звук Блиса по прозвищу "Чёрный Артур" (Black Arthur), особенно его фразировка, формировался под влиянием бибопа и таких мастеров как Джон Колтрейн (John Coltrane) и Эрик Долфи (Eric Dolphy), но любовь к Джонни Ходжесу (Johnny Hodges) и Бенни Картеру (Benny Carter) удерживала его в традиционном русле. В середине 60-ых он входит в состав организации UGMAA (The Underground Musicians and Artists Association), основанной Хоресом Тепскоттом (Horace Tapscott), которая становится аналогом чикагской AACM. Именно на альбоме Тэпскотта THE GIANT IS AWAKENED в 1969 Блис делает свой дебют в звукозаписи.

В 1970 он возглавляет свой собственный коллектив, часто используя необычные для джаза инструменты: тубу или виолончель. В составе его группы играет замечательный гитарист Джеймс Блад Алмер (James Blood Ulmer). В начале 1970-х Блис принимает участие в нескольких рок сессиях. Ещё в 1968 он впервые посещает Нью-Йорк, но решение переселиться в столице джаза он принимает в 1974. Сначала он устраивается на должность охранника в порно-кинотеатре, но позже его приглашают присоединиться к группе Чико Хамильтона (Chico Hamilton). Среди других групп и исполнителей, с которыми ему пришлось сотрудничать были Рэй Чарльз (Ray Charles), Тепскотт (Horace Tapscott) (1963-1973), Оуэн Маршалл (Owen Marshall), Стенли Крауч (Stanley Crouch) (1967-1973), группа Black Music Infinity, Леон Томас (Leon Thomas), Джулиус Хэмпфилл (Julius Hemphill), Тэд Даниэл (Ted Daniel), Лестер Боуи (Lester Bowie) (1978-1980), Гил Эванс (Gil Evans) (1976-1980), Джек ДиДжонетт (Jack DeJohnette) и оркестр всех-звёзд Leaders (в составе с Боуи, Чико Фрименом (Chico Freeman), Кёрком Лайтси (Kirk Lightsey), Сесилом МакБи (Cecil McBee) и Доном Мойе (Don Moye).

Вместе с Крейгом Харрисом (Craig Harris) он становится приглашённым музыкантом в группе Cold Sweat. В конце 1970-х он возглавляет квартет In The Tradition, а в 1980-х создаёт группу с гитарой и виолончелью в составе. В 1990 он заменяет одного из основателей World Saxophone Quartet Джулиуса Хемпфила (Julius Hemphill). Изумительный альт и сопрано саксофонист, Блис демонстрировал исполнительское мастерство в традициях Альберта Эйлера (Albert Ayler), называя Эрика Долфи (Eric Dolphy), Телониуса Монка (Thelonious Monk) и Джона Колтрейна (John Coltrane) своими главными вдохновителями.

Он был мелодистом с явным влиянием музыки госпел в своих импровизациях, часто использовал открытое вибрато, хотя его звучание было намного легче и прозрачнее, нежели у Эйлера. Своё широкое вибрато он объяснял скорее сложностью контроля язычковых инструментов в молодости, нежели желанием подражать Эйлеру. Не будучи исполнителем свободного или фри-джаза, Блис, тем не менее, демонстрировал поразительную глубину и ширину своих импровизаций, не смотря на его попытки заявить о себе в диско музыке в 1985 в альбоме PUT SUNSHINE IN IT. Многие считают, что эта попытка была предпринята под давлением его звукозаписывающей фирмы Columbia и она не имела успеха ни у критиков, ни у слушателей.

Несмотря на долгие годы, проведённые в Нью-Йорке, он считал себя прежде всего калифорнийским исполнителем: однажды он сказал писателю Френсису Девису (Francis Davis), что на стиль музыканта сильное влияние оказывает его акцент и диалект, "...потому что ваша музыка - это прямое отражение вашей речи".

13:56