Armand Piron / Арманд Пайрон
Американский джазовый скрипач, руководитель оркестра и композитор.
Он в значительной степени был продуктом новоорлеанского района Creole Seventh Ward. Он родом из музыкальной семьи – его отец был преподавателем музыки и, естественно, обучил всех своих троих сыновей. Один из братьев Милфорд (Milford) стал корнетистом и руководил оркестром в Autocrat Club. Другой брат Альберт (Albert) также стал скрипачом.
Арманд Джон Пайрон и Сэм Морган (Sam Morgan) вышли на джазовую сцену Нового Орлеана в 20-ых годах и представляли собой две крайние противоположности новоорлеанского стиля – благородное, утончённое звучание оркестра Пайрона с одной стороны резко контрастировало с простоватым, топающим звучанием оркестра Моргана с другой.
Пайрон был младшим сыном Октава Пайрона (Octave Piron) и Мари Жанны Церинг (Marie Jeanne Zeringue). Отец был музыкантом и преподавателем музыки, кроме того ремонтировал обувь. Своим сыновьям – Милфорду (Milford), Альберту (Albert) и Арманду (Armand) – он дал музыкальное образование с раннего возраста. Милфорд играл на корнете, Альберт и Арманд на скрипке.
Когда ему было около 9 лет, он получил серьёзную травму и с тех пор мог передвигаться лишь при помощи палочки. Травма лишила его возможности принимать участие в подвижных играх, тем самым он много времени уделял инструменту. Все трое братьев (вероятно) играли в маленьком оркестре с братьями Виком и Нельсоном Гаспардами (Vic и Nelson Gaspard). К 15 годам он становится заметным музыкантом в Новом Орлеане и его округе. Музыкальную карьеру начал около 1904. Он входит в состав квазиклассического филармонического оркестра Джозефа Блума (Joseph Bloom's Philharmonic Orchestra) вместе с Профессором Генри Никерсоном (Professor Henry Nickerson) и Чарльзом Элгаром (Charles Elgar), состоявшего из 22 участников. Затем играет в Silver Leaf Band, после чего в 1910 молодые музыканты собирают Peerless Orchestra с Джоном Винье (John Vigne) на ударных, Чарльзом МакКарди (Charles McCurdy) на кларнете, Кучи Мартином (Coochie Martin) на гитаре, Виком Гаспардом (Vic Gaspard) на тромбоне, Нельсоном Гаспардом (Nelson Gaspard) на контрабасе и Эндрю Кимболлом (Andrew Kimball) на корнете.
В 1912 Пайрон женится на своей соседке Оксане МакКенне (Oxana McKenna) и семья переезжает в новый дом, который находился в трёх кварталах от старого. Дом они снимали за 15$ в месяц и, как было принято в те дни, с молодыми жили родители Пайрона, его двоюродный брат Теодул (Theodule). Прожили там они всего три года до 1915. В этот период кроме концертов, Пайрон давал уроки музыки и работал парикмахером по адресу 1476 N. Claiborne, разделяя этот бизнес с другим скрипачом Полом Домингезом (Paul Dominguez).
Когда в 1912 Фредди Кеппард (Freddie Keppard) оставляет Olympia Orchestra, чтобы присоединится к гастролям Original Creole Band в Калифорнии, Пайрон берёт руководство оркестром в свои руки, на место Кеппарда приглашает Джо Кинг Оливера (Joe “King” Oliver) и остаётся с оркестром до 1914. Оркестр с успехом выступает на популярных студенческих танцах в Tulane University Gymnasium. Пайрон постепенно собирал свой звёздный состав, так как многие музыканты регулярно покидали оркестр и возвращались в него. В течение года состав оркестра менялся. Это происходило из-за сильной притягательности работы на пароходе Fate Marable, который нуждался в музыкантах, умеющих играть с листа. Поэтому некоторые музыканты время от времени соглашались подработать на пароходе.
В составе Olympia (согласно Edmond “Doc” Souchon) играли Банк Джонсон (Bunk Johnson), Биг Ай Луи Нельсон (Big Eye Louis Nelson), Кларенс Уилльямс (Clarence Williams), Сидней Беше (Sidney Bechet) (корнет), Джо Кинг Оливер (Joe “King” Oliver) (корнет), Зу Робертсон (Zue Robertson) (тромбон) и Луи Кеппард (Louis Keppard) (гитара). Звездой оркестра был кларнетист Лорензо Тио младший (Lorenzo Tio, Jr.). В нём также играли Луи Варнеке (Louis Warnecke) (саксофон), Стиви Льюис (Steve Lewis) (пиано), Луи Коттрелл (Louis Cottrell) (ударные), Питер Бокаж (Peter Bocage) (труба) и его брат Чарльз Бокаж (Charles Bocage) (банджо). Недолго в оркестре играл Джонни Сент Сир (Johnny St. Cyr). Коллектив с успехом выступал в клубах и танцзалах, и необходимость в дневной работе парикмахером быстро отпала.
Пайрон и пианист-композитор Кларенс Уилльямс (Clarence Williams) в 1915 начинают совместный бизнес, организовав издательскую компанию Piron & Williams Music Company на 1315 Tulane Avenue между улицами Liberty и Franklin. В этом здании издательство находилось до 1919, после чего переехало в здание Knights of Pythias на углу Loyola Ave. и Gravier St. Одним из самых больших хитов фирмы становится песня "I Wish I Could Shimmy Like My Sister Kate", опубликованную под именем Пайрона. Позднее сам Пайрон говорил, что это была старая мелодия, исполнявшаяся разными музыкантами с другими названиями. Некоторые историки новоорлеанской музыки связывают эту композицию с именем Луи Армстронга (Louis Armstrong), который (по его словам) продал эту мелодию компании за небольшое вознаграждение. Среди других публикаций были оригинальные композиции Пайрона “Mama’s Gone Goodbye”, “Kiss Me Sweet” и “The Purple Rose of Cairo”, ставшая заглавной темой оркестра Пайрона.
Тем временем семья Пайрона становится больше и через два года после рождения первенца в 1915 семья переезжает в больший дом на 1754 N. Derbigny Street. Тем не менее, именно его предыдущий дом был признан его семейной резиденцией. В 1988 его приобрела и восстановила Мери Генри (Marie Henry).
В 1917 Пайрон недолго гастролирует в составе оркестра Дабл Си Хенди (W.C. Handy). К 1918 он становится уважаемым исполнителем, а соседи называют его "профессор музыки". Он собирает свой первый состав, известный как Piron’s New Orleans Orchestra, исполнявший популярные композиции, с которым выступает в Southern Yacht Club у озера Pontchartrain в городском парке развлечений Spanish Fort в Pythian Roof Garden и в ресторане Tranchina’s. Это был превосходный ресторан, и работать в нём считалось престижным среди музыкантов Нового Орлеана. Кроме того, его оркестр выступал в эксклюзивном белом клубе New Orleans Country Club.
Музыка, которую они исполняли, была яркой и танцевальной, без каких-либо хриплых текстов или необузданных соло медной группы, которыми характеризовались музыканты, типа Бадди Болдена (Buddy Bolden) и Френки Дюсена (Frankie Dusen). В отличие от других оркестров того времени, которые старались предстать эдакими клоунами перед камерами, коллектив Пайрона на фото появляется в строгой обстановке в смокингах, с гордостью держа свои инструменты. Исключением можно назвать подростковые фото Пайрона и Уильямса с их недолго просуществовавшим водевилем. Хотя нельзя сказать, что их ранний проект предлагал плохое шоу, в составе которого пели превосходные вокалистки Лела Болден (Lela Bolden) и Истер Бижо (Esther Bigeou), как и замечательный пианист Стиви Льюис (Steve Lewis), который привлекал публику своим мастерством.
В оркестре Пайрона играл трубач Питер Бокаж (Peter Bocage), который также владел скрипкой, тромбоном, банджо и ксилофоном. Бокаж происходил из большой семьи музыкантов из города Алжир, штат Луизиана и два его родственника тоже играли у Пайрона: кузин Генри (Henry) на контрабасе и брат Чарли (Charlie) на банджо. За плечами Бокажа был большой музыкальный опыт, включавший длительный период работы в Eureka Brass Band и работу в Preservation Hall в начале карьеры.
Лорензо Тио младший (Lorenzo Tio, Jr.) играл на кларнете. Его отец иммигрировал из Мексики в конце 1900 и играл в различных коллективах до-джазовой эры. Лоренцо был одним из наиболее прославленных новоорлеанских исполнителей на язычковых инструментах всех времён. В числе его учеников были практически все великие кларнетисты Нового Орлеана, среди которых Джимми Нун (Jimmie Noone), Джонни Доддс (Johnny Dodds), Альберт Николас (Albert Nicholas), Барни Бигард (Barney Bigard), Омер Симеон (Omer Simeon), Луи Коттрелл младший (Louis Cottrell, Jr.), Эмиль Барнс (Emile Barnes), Альберт Бёрбенк (Albert Burbank) и Гарольд Дижан (Harold Dejan). Он написал мелодию "Dreamy Blues", которую (по некоторым источникам) использовал как заглавную Piron Orchestra в 20-х, а позднее с некоторой доработкой она становится известной как "Mood Indigo" в авторстве Барни Бигард (Barney Bigard) и Дюк Эллингтон (Duke Ellington).
Джон Линдсей (John Lindsay) был тромбонистом оркестра практически с момента его основания. Хотя в истории джаза он стал более известен как контрабасист, украсив звуком своего инструмента и группу Red Hot Peppers Джелли Ролл Мортона (Jelly Roll Morton), и первый биг бенд Луи Армстронга (Louis Armstrong).
Ударником Пайрона был Луи Коттрелл старший (Louis Cottrell, Sr.). В те времена он был лучшим ударником Нового Орлеана, способным читать с листа сложные комплексные аранжировки для театральных постановок, дирижируя при этом оркестром.
Стиви Льюис (Steve Lewis) был пианистом. Он был ветераном Storyville и одна из владелиц клуба как-то сказала, что он был лучше Джелли Ролл Мортона (Jelly Roll Morton) и Тони Джексона (Tony Jackson), которые тоже выступали в заведении. Он оказал первоначальное влияние на Луиса Расселла (Luis Russell), который впоследствии руководил лучшими оркестрами в Гарлеме. Льюис был также превосходным эстрадным артистом кабаре, а после ухода из оркестра Пайрона он работал пианистом в барах. В последние годы своей жизни за ним замечали немало странностей – Уилли Хамфри (Willie Humphrey) вспоминал, как однажды вечером он пришёл на представление в галстуке, на котором через каждые два сантиметра были прикреплены галстучные зажимы. Со всей серьёзностью Льюис заявил всему оркестру, что это последний писк моды. Свою машину в 1930 он разукрасил в горошек. Доктор Дмонд Сушон (Dr Edmond Souchon) много сил потратил в попытках восстановить здоровье Льюиса в середине 30-х. В 1939 Стиви Льюиса не стало.
Оркестр Пайрона достиг такой популярности, что в 1923 получает заманчивое предложение выступить в Нью-Йорке в знаменитом Cotton Club. Резидента клуба Сэм Ланин (Sam Lanin) оставили на случай, если что-то пойдёт не так. Новоорлеанцы сделали своё дело превосходно, удивив музыкантов Нью-Йорка своим лёгким свингом. Их оркестр был значительно меньше любого из нью-йоркских биг бендов, которые ещё не были знакомы с революционной музыкой Луи Армстронга (Louis Armstrong) и в основном использовали короткое, отрывистое звучание медной группы с тяжёлым ритмом. Оркестр возвращается в Новый Орлеан, даёт несколько выступлений в Tranchina, а затем возвращается в Нью-Йорк, на этот раз для выступлений на открытии танцзала Roseland Ballroom.
Во время своего второго визита в Нью-Йорк оркестр делает записи для фирм Victor и Okeh как под своим именем, так и в качестве аккомпаниаторов исполнителям блюзов, вероятно благодаря связям старого партнёра Пайрона по бизнесу Кларенса Уилльямса (Clarence Williams). Фотографии оркестра того периода были озаглавлены как Williams Ten Jazz Kings.
В начале 1924 некоторые участники оркестра нашли нью-йоркскую зиму слишком холодной, еду непривычной, начали тосковать по дому и вопрос был поставлен на голосование, по результатам которого было решено вернуться в Новый Орлеан под крышу Country Club и Tranchina's Restaurant. В Новом Орлеане оркестр делает записи в мобильных студиях звукозаписи фирм Okeh (1924) и Victor (1925).Биг бенд продолжает успешно работать, но в 1928 Пайрон решает, что его коллектив устарел и распускает его. Он приглашает некоторых участников оркестра Джорджа Аугустина George Augustin's Moonlight Serenaders и договаривается о работе на пароходах. Между 1929 и 1932 его оркестр играет на S. S. Pelican, S.S. Capitol и S.S. President. В этот период многие старые оркестры были перегруппированы, что, к примеру, случилось и с Creole Serenaders под руководством Питера Бокажа (Peter Bocage).
Арманд Пайрон умер в 1943 в палате Charity Hospital в Новом Орлеане.Оркестр Пайрона был легко свингующим коллективом превосходных музыкантов. Они выступали во многих отелях и ресторанах Нового Орлеана и редко скучали от недостатка работы.Перу Пайрона принадлежит практически весь репертуар биг бенда и все его композиции удивительно разнообразны. Сегодня наиболее известны "Mama`s Gone", "Goodbye", "Bouncing Around" и "West Indies Blues". В наше время репертуар оркестра Пайрона очень близко к оригиналу исполняют The New Orleans Ragtime Orchestra и The New Leviathan Oriental Foxtrot Orchestra.