Al Di Meola / Эл Ди Меола
Американский гитарист-виртуоз, работающий в жанре джаз-фьюжн, который в его воплощении представляет собой сплав джаз-рока, фламенко, латиноамериканской и арабской музыки. Один из наиболее влиятельных гитаристов в мире. Международную известность завоевал благодаря исключительному виртуозному мастерству, яркому импровизаторскому дару, богатству фантазии, оригинальности мелодического и гармонического мышления.
В раннем возрасте начал изучать игру на ударных инструментах, но затем в возрасте восьми лет взял в руки гитару. До пятнадцати лет он берёт частные уроки. "В 60-х, если вы не играли как Эрик Клэптон (Eric Clapton), Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) или Джимми Пэйдж (Jimmy Page), то вас не принимали, - вспоминал он о своих школьных годах в Bergenfield, Нью-Джерси. - Так что меня не приняли в группу так называемых друзей в Бергенфилде, потому что они не знали, что делать с моим стилем игры. Хотя мне и хотелось разучивать композиции The Beatles и Ventures, но, когда я начал брать уроки музыки, мой учитель Боб Асланян (Bob Aslanian) заставлял меня изучать джаз, босса нову и классику, так что в итоге я получил ту самую технику, которую мои друзья не могли понять. Это ни в коей мере не принижает значимость той музыки, которую они играли. Они были заинтересованы в моей технике, но в то же время они сожалели о ней".
Затем Ди Меола принимает участие в конкурсе C&W. Большое влияние на его музыкальные взгляды на протяжении всего периода их формирования оказала смесь рока и джаза, которая в итоге превратилась в направление "фьюжн". Гитарист Ларри Кориэлл (Larry Coryell), которого Эл позже назовёт "отцом фьюжн", очень заинтересовался игрой Ди Меолы. "Я приезжал на автобусе из Нью-Джерси, чтобы увидеть, как он выступает в одном из небольших клубов Greenwich Village, - вспоминал Ларри. - Где бы он ни играл - я был там".
Для продолжения образования Эл переезжает в Нью-Йорк, где знакомится ближе и завязывает дружбу с одним из своих кумиров – Ларри Кориэллом (Larry Coryell), который становится его наставником. Из интенсивного периода репетиций в высшей школе, в течение которого он упражнялся в игре на гитаре от восьми до десяти часов в день, Эл вышел с выразительными наработками и свежими идеями, как их применить.
"Я пытался найти себя или найти тот стиль музыки, который бы мне подходил. Я вырос на роке и любил его, но находил его очень ограниченным стилем для роста. Начал слушать Дока Уотсона (Doc Watson), который очень помог мне развить скорость. Также переслушал всего Тала Фарлоу (Tal Farlow) и Кенни Баррелла (Kenny Burrell), но понимал, что всё-таки это не то, чем я хочу заниматься. Хотелось сделать что-нибудь новое, ещё никем не сделанное".
Растущий интерес к джазовой музыке приводит в 1971 к поступлению в стены музыкального колледжа Berklee College Of Music, но на втором семестре он оставляет своё обучение и присоединяется к фьюжн группе Барри Майлса (Barry Miles). В начале 1974 он вновь учится, на этот раз изучает аранжировку музыки. Затем он получает приглашение от Чика Кориа (Chick Corea) войти в состав его популярной и влиятельной группы Return To Forever.
"Я просто сидел в своей квартире в Бостоне во время обеда, когда Чик позвонил и попросил меня приехать на репетицию в Нью-Йорке, - вспоминал Эл. - Я не мог в это поверить! Это было поистине исполнение желаний! Я упаковал свои вещи за 10 минут, взял билет до Нью-Йорка и никогда больше не видел своей квартиры в Бостоне".
Сразу же после выходных, проведённых в репетициях с группой Return to Forever, Ди Меола дебютирует с RTF в Carnegie Hall. Следующей ночью он играет перед сорокатысячной толпой в Атланте. Его звезда быстро взошла. Во время работы в этом коллективе Ди Меола очаровывает всех своей виртуознейшей техникой и иногда довольно агрессивной исполнительской манерой. После трёх очень успешных, бросающихся в глаза фьюжн-альбомов с Чиком Кориа (Chick Corea) на клавишных, Стенли Кларком (Stanley Clarke) на басу, Ленни Уайтом (Lenny White) на ударных и ДиМеолой на гитаре - WHERE HAVE I KNOWN YOU BEFORE (получившим премию Grammy), NO MYSTERY и ROMANTIC WARRIOR - RTF в 1976 распадаются.
Эл назвал распад "скрытой удачей". "Вероятно, это было к лучшему, потому что каждый из нас имел шанс создать собственную карьеру и узнать, что такое быть и лидером, и продюсером, и быть просто самим собой".
В 1976 Ди Меола начинает работать в качестве лидера и записывается для Columbia в основном в джаз-роковом стиле. Он дебютирует с альбомом LAND OF THE MIDNIGHT SUN - типичной для него блистательной работой его бурного, стремительного стиля, который также включал композиции и усилия ударников Лени Уайта (Leny White) и Стива Гэдда (Steve Gadd), перкуссиониста Минго Льюиса (Mingo Lewis), мастеров клавиш Яна Хаммера (Jan Hammer) и Барри Майлса (Barry Miles), басистов Энтони Джексона (Anthony Jackson) и Жако Пасториуса (Jaco Pastorius). С выпуском шести альбомов для Columbia Records - CASINO, ELEGANT GYPSY, SPLENDIDO HOTEL, ELECTRIC RENDEZVOUS, TOUR DE FORCE и SCENARIO - Ди Меола утверждает себя в качестве мощной и влиятельной силы современной музыки. Его 17 записей были проданы тиражом более шести миллионов копий.
В 1979 примыкает к гитарному комбо Джона МакЛафлина (John McLaughlin), членами которого были также испанский гитарист Пако Де Лучиа (Paco de Lucia) и Кориелл. Вскоре (после ухода Кориелла) становится постоянным участником этого трио, с которым даёт более 50 концертов в Америке и Западной Европе. В 1982 и 1983 он записывает два альбома в стиле фламенко с Джоном МакЛафлиным (John McLaughlin) и Пако Де Лучиа (Paco de Lucia) в формате акустического трио.
В 1985 рождается Al Di Meola Project, который становится наиболее успешным проектом музыканта. Эта группа записывается на Манхэттене и гастролирует по всему миру. Стилистическую основу её музыки составляет деликатный, практически классический звук акустической гитары в сочетании с футуристическим синтезатором Фила Маковитца (Phil Markowitz) и этнических перкуссионных Аирто Морейра (Airto-moreira.html">Airto Moreira), что позволило создать новое впечатляющее звучание.
В 1995 он создаёт Rite Of Strings - трио с басистом Стенли Кларком (Stanley Clarke) и скрипачом Жан-Люк Понти (Jean-Luc Ponty). На своем альбоме THE INFINITE DESIRE Эл Ди Меола продолжает покорять новые музыкальные горизонты. Его взрывные гитарные партии богаты сэмплированными звуками или связанны с чистейшим акустическим звуком и звуком нейлоновых струн. В возрасте 47-и лет этот мастер гитары всё ещё развивается как артист, всё ещё находится в поисках новых форм самовыражения, всё ещё энергично владеет своей техникой игры. Общественное признание его, как гитарного героя, неоспоримо. Титул "всемирно известный" ему присваивали бесконечное число раз на страницах журналов для гитаристов на протяжении последних трёх десятилетий.
С самого начала тяготел к синтезу (что и составляет понятие фьюжн) разнообразных стилевых элементов - фри-джаза, рока, блюза, неевропейского этнического музыкального материала, академической концертной гитарной музыки, испанского фламенко, самбы и босановы. Один из немногих современных гитаристов, которым удалось добиться индивидуального качества звука в условиях использования электросаунда. Входит в число ведущих музыкантов фьюжн (мэйнстрим-фьюжн, лирико-романтического кул-фьюжн, фри-фьюжн и креативного джаза). Склонен к медитативности и вместе с тем к концертно-виртуозной манере игры. Является также одним из наиболее значительных представителей фламенко-джаза. В сотрудничестве с Кориеллом культивировал фри-фьюжн и джаз-рок с ярко выраженной окраской. Автор ряда экспериментальных композиций.
"На протяжении многих лет я пытался удержать страсть в музыке, но, тем не менее, оставляя в ней достаточно мелодии и интересных гармоний, придавая им настоящее значение, - поясняет Ди Меола. - Сочинение музыки мучительно, если вы пытаетесь избежать очевидного и пробуете вновь открыть себя для слушателя. Конечно, проще всего использовать тот же самый аккорд или прогрессию, что и в прошлом, но, если вы погрузитесь в себя и извлечёте оттуда что-то новое, это принесёт вам большее удовлетворение".