Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Andre Previn / Андре Превин

Американский дирижёр, пианист и композитор.

Обладатель четырёх премий Оскар за лучшую музыку, один из восьми композиторов в истории мирового кинематографа, получавших эту награду два года подряд. Обладатель десяти наград Grammy, плюс одну он получил за достижения в течение жизни. Почётный рыцарь-командор ордена Британской империи (KBE, 1996). Его карьера развивалась в трёх основных направлениях: музыка для кино, джаз и классическая музыка. Во всех трёх ему удалось достичь внушительного успеха, а в джазе и классике он продолжал работать до последних дней своей жизни. В кинематографе он сочинял и делал аранжировки музыки к фильмам. В джазе он стал выдающимся пианистом в составе трио, превосходным аккомпаниатором вокалистов, исполнявших джазовые стандарты, а также замечательным интерпретаром "Great American Songbook". В области классической музыки он работал как пианист, получил известность как дирижёр, а за последние тридцать лет своей карьеры создал внушительное наследие в качестве композитора художественной музыки. Своим творчеством он создал мост между популярной и так называемой "серьёзной" музыкой, расширив тем самым горизонты обоих направлений.

Превин родился в Берлине в семье еврейских иммигрантов из России Шарлотты Эпштейн и Якоба Привина, который был адвокатом, судьёй и преподавателем музыки в городе Graudenz, теперь территория Польши. Точный год рождения Превина неизвестен. Предположительно, наиболее точной датой является 1929 год, хотя сам Превин называл 1930. Все три ребёнка в семье получали уроки игры на фортепиано, но Андре был единственным, кому нравились эти занятия и с самого начала был заметен его талант.

В шесть лет он поступил в Berlin Hochschule, получая формальные уроки музыки во время домашних концертов, которые часто проходили в их доме. В 1938 отцу Превина сказали, что его сына больше не ждут в музыкальной школе, несмотря на то, что Андре получил полную стипендию в знак признания его способностей, на том основании, что он еврей. В 1938 семья Превина подала документы на получение американской визы и в течение 9 месяцев ожидания ответа перебралась в Париж. Андре поступил в Парижскую консерваторию, где начал изучать теорию музыки. 20 октября 1938 семья покинула Париж и отправилась на судне в Нью-Йорк. Их путешествие закончилось 26 ноября 1938 в Лос-Анджелесе. Двоюродный брат отца Чарльз Превин (Charles Previn) был музыкальным директором Universal Studios. Американское гражданство Превин получил в 1943.

В Штатах семья оказалась в достаточно сложном положении, так как отец был знаком только с немецким законодательством. Несмотря на то, что Андре едва исполнилось десять лет, он начал играть в кинотеатрах, озвучивая фильмы и выступать в джазовых клубах. В 1946 Андре окончил Beverly Hills High School и на выпускном вечере выступил с Ричардом Эм. Шерманом (Richard M. Sherman); Превин сыграл на фортепиано, аккомпанируя Шерману, который играл на флейте. 

Ещё во время учёбы в школе c 13-летнего возраста Андре начал выступать как джазовый пианист. В 1945-1946 он даже сделал несколько джазовых записей. С 1946 будучи ещё учеником старших классов школы он начал работать в качестве аранжировщика и композитора в киностудии Metro-Goldwyn-Mayer после того, как они услышали его музыку, прозвучавшую на местном радио. Превин вспоминал, что студия MGM "искала кого-нибудь талантливого, быстрого и дешёвого, а так как я был ещё по сути ребёнком, я обладал всеми тремя качествами. Так что меня наняли сдельно, и я, видимо, хорошо с этим справился". Его первой официальной работой было создание музыки в сериале Лесси для серии "The Sun Comes Up" (1949), которую он много позже считал "самой неумелой партитурой, которую вы когда-либо слышали" после того, как сам посмотрел телевизионный повтор. Постепенно Андре удалось собрать денег для изучения композиции у Castelnuovo-Tedesco.

В 1950, когда он был штатным сотрудником MGM, во время корейской войны Превин был призван в армию. Начиная с 1951, находясь в составе оркестра Шестой армии в Presidio of San Francisco, Превин в течение двух лет брал частные уроки дирижирования у Пьера Монтё (Pierre Monteux), в то время дирижёра Симфонического оркестра Сан-Франциско, уроки, которые Превин очень ценил.

В 1953 Превин вернулся в Голливуд и сосредоточил своё внимание на музыке к фильмам и джазе. Превин проработал в MGM 16 лет, но, несмотря на стабильную работу и хорошую оплату, он начал чувствовать себя всё более ограниченным и, следовательно, желал заниматься классической музыкой за пределами музыки к фильмам. Он ушёл из MGM в 32 года, желая "сыграть с любыми талантливыми исполнителями, которых только можно было найти".

Однако его разрыв с миром кино в 1960-х не был таким полным и основательным, как он позже утверждал. Андре получил премию Оскар за свои музыкальные адаптации к фильмам Gigi (1958) и Porgy & Bess (1959). Он также записал и выпустил серию джазовых альбомов, ставших бестселлерами, что он продолжал делать время от времени на протяжении десятилетий.

В начале 60-х музыка Превина включала в себя такие непреходящие произведения, как саундтреки к фильмам Elmer Gantry (1960) и The Four Horsemen of the Apocalypse (1962). Незадолго до получения третьей и четвертой наград Оскар за Irma la Douce (1963) и My Fair Lady (1964) Превин нашёл в себе мужество покинуть Голливуд и осуществить свою мечту стать дирижёром. Его работа в кино продолжалась до фильма 1975 "Rollerball". За свою многолетнюю карьеру в кино Превин участвовал в создании музыки к более чем 50 фильмам в качестве композитора, дирижера и / или исполнителя.

Превин называл себя музыкантом, играющим джаз, а не джазовым музыкантом. Тем не менее, он показал себя одарённым интерпретатором джазового фортепиано и аранжировщиком песен из "Великого американского песенника", завоевав уважение выдающихся джазовых исполнителей. Он отдельно работал пианистом-концертмейстером у исполнителей джазовых стандартов, от Эллы Фицджеральд (Ella Fitzgerald) до Дорис Дэй (Doris Day), много записываясь. И, как Оскар Питерсон (Oscar Peterson), которым он безмерно восхищался, и Билл Эванс (Bill Evans), он часто работал пианистом в составе трио, обычно с басом и барабанами, сотрудничая с десятками прославленных джазовых инструменталистов. Превин также незабываемо снялся в телешоу с Питерсоном (1974) и Фицджеральд (1979). Джазовый критик и историк Тед Джоя (Ted Gioia) написал в своей книге о джазе Западного побережья, сцене, к которой принадлежал Превин:

"[Его] проекты сильно различались по качеству и джазовому содержанию, но Превин в своих лучших проявлениях мог быть убедительным, трогательным джазовым музыкантом. […] Несмотря на свои глубокие корни в симфонической музыке, Превин в своей джазовой работе в значительной степени избегал классицизма Третьего течения, стремясь больше к приземлённому, жёсткому фортепианному стилю, временами напоминающему Хореса Сильвера (Horace Silver). Задолго до того, как в конечном итоге он отказался от джазовой работы, Превин стал скорее популяризатором джаза, чем серьёзным практиком в музыке. В своих лучших проявлениях, однако, его музыка отражала сильное местное чувство джазовой идиомы".

Диззи Гиллеспи сказал о Превине так:

"У него есть поток, которого нет у многих парней и который они никогда не обретут. Ага. Я слышал, как он играет, и знал. Многие ребята обладают техникой, чувством гармонии. У них идеальная координация. И да, всё, что нужно. Но вам нужно нечто большее, понимаете? Даже если вы исполните только оооооооо, вы должны иметь этот поток".

Более широкая известность приходит к нему в середине следующего десятилетия. Настоящий прорыв приходит с серией джазовых альбомов с Шелли Манном (Shelly Manne), первый из которых содержал музыку из популярного шоу "My Fair Lady". Затем Превин сделал записи с поэтессой Дори Лэнгдон (Dory Langdon).

В 60-х Превин продолжил делить своё время между джазом и работой в студии, но постепенно интерес к классической музыке преобладает над другими областями. Дальнейшая музыкальная карьера Превина была связана с академической музыкой. С 1967 Превин являлся заметной фигурой в мире дирижёрского искусства. Он возглавлял в качестве музыкального руководителя и главного дирижёра такие заметные оркестры, как Хьюстонский симфонический (1967-1969), Лондонский симфонический (1969-1979), Питсбургский симфонический (1976-1984), Лос-Анджелесский филармонический (1985-1989), Королевский филармонический (Лондон; 1985-1991), Филармоническим оркестром Осло (2002-2006), в 2009 он был назначен главным приглашённым дирижёром токийского симфонического оркестра NHK. Среди осуществлённых Превином-дирижёром записей - три балета Чайковского, полное собрание симфоний Воан-Уильямса, все симфонии и фортепианные концерты Сергея Рахманинова (с Владимиром Ашкенази в качестве солиста), многие значительные произведения Прокофьева и Рихарда Штрауса.

К 70-м он стал одним из ведущих классических дирижёров в мире. Его работа в качестве дирижёра London Symphony Orchestra сделала его довольно популярной личностью. Он снимался в телевизионной рекламе и принимал участие в ставших популярными камерных выступлениях таких исполнителей лёгкой музыки, как Morecambe And Wise.

В то же время Превин много работал для кинематографа в качестве дирижёра и аранжировщика. Наибольшие его успехи в этой области относятся к 1950-1960-м, когда работа Превина в кинематографе четырежды была удостоена премии Oscar: за фильмы "Жижи" (1958, оригинальная музыка, удостоена также премии Grammy), "Порги и Бесс" (экранизация оперы Гершвина, 1959, редакция партитуры, совместно с Кеном Дарби), Irma la Douce (1963, оригинальная музыка) и "Моя прекрасная леди" (1964, оригинальные музыкальные эпизоды).

В дальнейшем Превин продолжил принимать участие во многих музыкальных проектах. В 1992 он работал над созданием джазового альбома с оперным певцом Даме Кири Те Канава (Dame Kiri Te Kanawa) и джазовым басистом Рэйем Брауном (Ray Brown). В 1993 Превин вновь стал дирижёром-лауреатом Лондонского симфонического. В этот же период происходит довольно успешная премьера мюзикла "Rough Crossing", для которого он написал музыку на стихи драматурга Тома Стопарда (Tom Stoppard). В 1995 Превин совершил поездку по Великобритании со своим джазовым трио.

К оригинальной композиции в академическом жанре Превин обратился достаточно поздно. Наибольшей известностью пользуется опера Превина "Трамвай Желание" (1995, по пьесе Теннесси Уильямса, впервые поставлена в Сан-Франциско в 1998 под управлением автора) и концерт для скрипки с оркестром, написанный им для знаменитой скрипачки Анне-Софи Муттер.

Превин стал главным героем двухчасового документального фильма Тони Палмера (Tony Palmer) под названием "The Kindness of Strangers" - по заключительным словам его оперы, находившейся тогда, в 1998, в производстве – после чего последовали выступления Превина в течение года по всему миру. Фильм включал интервью с Превином и фрагменты репетиций оперы. Фильм был выпущен на DVD в 2009 компанией Voiceprint Records; в более раннем издании он был сокращён на 30 минут.

Превин был женат пять раз. Его первый брак в 1952 был с джазовой певицей Бетти Беннетт (Betty Bennett), у пары родились две дочери, Клаудия Превин Стасны (Claudia Previn Stasny) и Алисия Превин (Alicia Previn). Превин развёлся с Беннетт в 1957, за несколько месяцев до того, как она родила Алисию.

В 1959 он женился на Дори Ланган (Dory Langan). Певица и автор песен, Дори стала широко известна как автор текстов, с которой Превин вместе работал над несколькими фильмами, номинированными на премию Оскар, во время их брака. В 1968 во время её госпитализации из-за психического срыва Превин отдалился от неё. Дори возобновила свою карьеру певицы и автора песен с выходом альбома ON MY WAY TO WHERE (1970). Альбом получил признание у критиков, многие из которых отметили исповеднические тексты, которые были охарактеризованы как "чрезвычайно откровенные". В текстах Дори описала как свою борьбу за психическое здоровье, так и неверность, которая, по её утверждениям, ускорила конец её брака с Превином и усугубила её периодическое психическое заболевание.

В 2013 джазовая певица Кейт Димблби (Kate Dimbleby) и пианистка Наадия Шериф (Naadia Sheriff) переосмыслили музыкальные размышления Дори Превин о её браке с Андре в лондонском кабаре-шоу "Beware Of Young Girls: The Dory Previn Story".

Третий брак Превина в 1970 был с Мией Фэрроу (Mia Farrow), с которой он начал встречаться в 1968. У Превина и Фэрроу было трое детей - двойняшки Мэтью и Саша, родившиеся до свадьбы, и Флетчер, родившийся в 1974. Затем они усыновили вьетнамских младенцев Ларк Сонг и Саммер Сонг «Дейзи» (родившихся 6 октября 1974), а позднее Сун-Йи Превин, корейского ребёнка, возраст которого, по данным сканирования костей, составлял от шести до восьми лет и чья дата рождения неизвестна. Превин и Фэрроу развелись в 1979. Ларк умерла на Рождество 2008 в возрасте 35 лет; в сообщениях того времени говорилось, что она умерла от пневмонии, связанной со СПИДом. После скандала с участием Сун-И и партнёра Мийи Фэрроу Вуди Аллена (Woody Allen) Превин сказал о Сун-И: "Для меня она не существует".

Самым прочным браком Превина стал его четвёртый брак. В январе 1982 он женился на Хизер Снеддон (Heather Sneddon). У них родился сын Лукас и дочь Ли-Ань. Превин написал краткие мемуары о своих ранних годах в Голливуде, "No Minor Chords", которые были опубликованы в 1991 под редакцией Жаклин Кеннеди Онассис (Jacqueline Kennedy Onassis) и посвящены Хизер. Этот брак закончился разводом через 20 лет в июле 2002.

Его пятый брак в 2002 был заключён с немецкой скрипачкой Анн-Софи Муттер (Anne-Sophie Mutter), для которой в 2001 он написал Violin Concerto. Они объявили о разводе в августе 2006, но после этого продолжили работать вместе на концертах.

Превин был номинирован на 11 премий Оскар. Он выигрывал четыре раза: в 1958, 1959, 1963 и 1964. Он один из немногих композиторов, которым удалось выиграть Оскар подряд, и один из двух, кому удавалось сделать это дважды. Превин был первым человеком в истории вручения премии Оскар, получившим три номинации за один год (на премии 1960).

В 1970 он был номинирован на премию Тони в рамках номинации за лучший мюзикл "Сосо". В 1974 в Лондоне он написал музыку к фильму "The Good Companions" с Джоном Миллсом в главной роли. В 1977 он стал почётным членом Королевской музыкальной академии. Телевизионное шоу "Previn and the Pittsburgh" (1977) было номинировано на три премии Emmy.

В 1996 Превин был назначен почётным кавалером Ордена Британской империи. (Не будучи гражданином государства Содружества, ему было разрешено использовать пост-именные буквы KBE, но он не был назван "сэр Андре".) В 1998 в знак признания его вклада в классическую музыку и оперу в Соединённых Штатах Превин получил награду Центра Кеннеди. В 2005 он был удостоен международной премии Гленна Гулда, а в 2008 получил премию журнала Gramophone за заслуги перед жанром за свои работы в области кино классической и джазовой музыки. В 2010 Академия звукозаписи удостоила Превина премии Grammy за заслуги перед жанром в течение жизни.

Превин умер 28 февраля 2019 в доме на Манхэттене в возрасте 89 лет. Причина смерти не была раскрыта.

14:55