Поиск

Count Basie / Каунт Бейси

Count Basie / Каунт Бейси
Also known as:
William James Basie, William Allen Basie, William Basie
Date of birth (creation):
21 августа 1904
Place of birth (creation):
Red Bank, New Jersey, USA
Date of death (dissolution):
26 апреля 1984
Place of death (decay):
Hollywood, Florida, USA
Instruments:

Bio:

Американский джазовый пианист, органист, бендлидер и композитор.

Каунт Бейси находится в числе наиболее значимых бендлидеров эры свинга. За исключением короткого периода в начале 50-х он руководил оркестром в течение 50 лет начиная с 1935, а его биг бенд продолжил своё существование и после его смерти. Оркестр Бейси характеризуется лёгкой, свингующей ритм секцией, которая направляется фортепиано, живой ансамблевой работой, и превосходными солистами. Бейси не был композитором, как Дюк Эллингтон (Duke Ellington), или выдающимся солистом, как Бенни Гудмен (Benny Goodman). Его инструментом был его оркестр, который стал эпитетом свинга и оказал глубочайшее влияние на развитие джаза в целом.

Наверное, наибольшим достижением Бейси можно считать его способность в сохранении своего биг бенда в конкурентном мире культуры, который претерпевал столько много изменений в музыкальной моде, и в особенности в период после середины 60-х, когда джаз потерял практически всю аудиторию в угоду рок музыке и диско. Он был спокойным, уверенным в себе человеком, способным угождать капризам его звёздных солистов, и в то же время не идти у них на поводу.

Бейси вырос в городке Red Bank, который расположен на реке Гудзон прямо напротив Нью-Йорка. Его отец Харви Ли Бейси (Harvie Lee Basie) работал кучером в богатой семье судьи. Когда автомобили заменили лошадей, он работал садовником и разнорабочим. Играл на меллофоне (mellophone) (разновидность медного духового инструмента по звучанию схожего с французским рожком). Его мать Лиллиан Энн Бейси (Lillian Ann Basie) (в девичестве Childs) работала в прачечной и выпекала разную продукцию на продажу. Она немного играла на фортепиано и, конечно же, стала первой учительницей своего единственного сына.

Не уделяя много времени занятиям в школе, Бейси мечтал о жизни путешественника, вдохновившись гастролирующими карнавальными шоу, приезжавшими в город. Всё свободное время он проводил в местном Palace Theater, выполняя различные поручения, что давало ему возможность бесплатно посещать все проходившие там мероприятия. Бейси мечтал стать исполнителем на ударных инструментах, на которых играл в школьном оркестре. Однако в городке Red Bank у Бейси появился более талантливый соперник, и он решил отдать предпочтение фортепиано. Этот соперник, чьё имя было Сонни Грир (Sonny Greer), в 1919 станет ударником в оркестре Дюка Эллингтона (Duke Ellington) и останется с ним в течение 32 лет до 1951. А Бейси ещё подростком решил стать музыкантом и никогда не пропускал возможности послушать королей клавиш Нью-Йорка – Джеймса Пи Джонсона (James P. Johnson), Лаки Робертса (Lucky Roberts), Уилли "Зе Лайон" Смита (Willie "The Lion" Smith) и, в особенности, Томаса "Фэтса" Уоллера (Thomas "Fats" Waller). Рэгтайм был в самом расцвете, и эти профессора клавишных пытались найти новое в европейских музыкальных традициях, чтобы достичь более захватывающих импровизаций.

Родители пригласили преподавателя и платили по 25 центов за урок. Бейси легко запоминал мелодии на слух. Научившись управлять прожекторами в водевильном шоу и играя на фортепиано, озвучивая немые киноленты в кинотеатрах, Бейси решил оставить учёбу в школе. К 15 годам он решил полностью посвятить себя клавишам. В произвольных составах Бейси много играл на различных вечеринках, на танцах в местах отдыха, принимал участие в аматорских шоу, включая "Kings of Syncopation", которым руководил Гарри Ричардсон (Harry Richardson). В ожидании работы он с другими местными музыкантами торчал в холле местного бассейна, где их всегда могли найти работодатели. В такие дни его могли пригласить поиграть в Asbury Park на Jersey Shore, или в Hong Kong Inn, пока более именитые исполнители не занимали его место.

Около 1924 в возрасте 20 лет Бейси отправился в Гарлем, где поселился в квартале от Alhambra Theater. Вскоре он столкнулся со старым приятелем Сонни Гриром (Sonny Greer), который к этому моменту уже стучал по барабанам в группе The Washingtonians – раннем составе Дюка Эллингтона (Duke Ellington). Через некоторое время Бейси уже был знаком со многими гарлемскими музыкантами, включая Уилли "Зе Лайон" Смита (Willie "the Lion" Smith) и Джеймса Пи Джонсона (James P. Johnson).

В период между 1925 и 1927 Бейси принимал участие в различных концертных мероприятиях, включая участие в составе группы Katie Krippen and Her Kiddies, которая выступала в составе шоу "Hippity Hop". Он вращался в водевильных кругах, участвуя в бурлесках, устраиваемых Бенджамином Френклином Китом (Benjamin Franklin Keith), Columbia Burlesque или Theater Owners Bookers Association (T.O.B.A.), которая занималась организацией туров для водевилей с темнокожими артистами. Как солист он аккомпанировал таким блюзовым вокалисткам, как Кети Криппен (Katie Krippen), Кларе Смит (Clara Smith), Мегги Джо (Maggie Joe) и другим, исполнял обязанности музыкального директора для вокалистов, комедиантов и танцоров. Гастролируя вместе с ними, он посещал Канзас Сити, Сент-Луис, Новый Орлеан и Чикаго, благодаря чему смог завязать знакомство со многими ведущими исполнителями, включая Луи Армстронга (Louis Armstrong). Именно в этот период он обрёл необходимый опыт управления делами, что поможет ему в дальнейшем развитии собственной карьеры бендлидера.

Вернувшись с очередных гастролей, Бейси нашёл первую постоянную работу в заведении Leroy's, которое стало известным благодаря проходившим там настоящим музыкальным баталиям. Там собирались все местные знаменитости и обычно выходивший на сцену состав играл свои номера без нот, используя, как их называли "аранжировки из головы" ("head arrangements").

Бейси познакомился с Фэтсом Уоллером (Fats Waller), который озвучивал немые киноленты в Lincoln Theater, и стал его учеником. Уоллер усаживал Бейси рядом с собой и говорил ему внимательно следить за руками, а в свободное время давал ему уроки. В результате Бейси освоил манеру игры Уоллера на фортепиано и органе.

Уилли "Зе Лайон" Смит, который в своё время помог Дюку Эллингтону (Duke Ellington), показал Бейси как организовать "домашние вечеринки", когда устроителями арендовалось помещение и за небольшую плату все желающие могли приятно провести вечер. Также Смит познакомил Бейси со многими ведущими музыкантами Нью-Йорка, показал Бейси несколько приёмов игры.

В 1926 Бейси отправился в турне с водевильным шоу Гонзеллы Уайт (Gonzelle White), которое, к 1927 добравшись до Канзас Сити, распалось из-за финансовых трудностей.

В то время городом руководил представитель демократической партии Том Пендергаст (Tom Pendergast) и в городе процветали игорные и питейные заведения, проституция, а с ними и джаз. Джазмену можно было легко найти работу. Бейси играл в кабаре и дансингах, работал тапёром в кинотеатре Eblon Theater. Как сайдмен на короткий период вошёл в состав оркестра Элмера Сноудена (Elmer Snowden), где играл с Джимми Харрисоном (Jimmy Harrison), Дики Уэллсом (Dicky Wells), Бенни Картером (Benny Carter), Отто Тоби Хардуиком (Оttо Toby Hardwick), Элом Сирсом (Al Sears), Биг Сидом Катлеттом (Big Sid Catlett) и Чиком Уэббом (Chick Webb). Вследствие напряжённой работы Бейси перенёс нервное расстройство и вернулся к активной деятельности после 4-х месяцев лечения в клинике.

К июлю 1928 Бейси оказался в городе Тулса, куда как раз прикатил один из первых биг бендов под управлением Уолтера Пейджа (Walter Page) -- Original Blue Devils (или Famous Blue Devils) -- синоним джазового стиля Канзас-Сити. Вокалистом в этом коллективе был Джимми Рашинг (Jimmy Rushing), который стал хорошим другом Бейси (ещё в 1927 Рашинг с некоторыми музыкантами Пейджа и со своим квартетом встречались в свободное время поиграть вместе с Бейси). При содействии Рашинга Бейси вошёл в состав оркестра Пейджа, который в основном колесил по Техасу и Оклахоме. Творческое сотрудничество с Пейджем и Рашингом продолжилось в течение 20-и лет.

После того, как в начале 1929 ансамбль распался, Бейси играл в двух малоизвестных составах, пока в Канзас Сити не примкнул к оркестру Бенни Мотена (Bennie Moten) - одного из основоположников свингового стиля. От Мотена Бейси заразился идеей создать оркестр уровня Дюка Эллингтона (Duke Ellington) или Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson). В то время как музыка Blue Devils была более легковесной и более блюзовой, оркестр Мотена исполнял более изысканную мызыку, играя в Канзас-Сити стиле "Stomp", и пользовался уважением в музыкальных кругах. В дополнение к игре на фортепиано Бейси совместно с Эдди Дархемом (Eddie Durham) писал аранжировки, что и составляло основу звучания оркестра. Их композиция "Moten Swing" (Бейси указан в качестве соавтора), стала широко популярной и внесла вклад в становление и развитие свинга в целом.

В декабре 1932 во время выступлений в Pearl Theatre в Филадельфии было решено открыть двери театра для свободного входа, чтобы все желающие могли послушать выступления оркестра. Во время выступлений в Чикаго Бейси записался с оркестром. Иногда Мотен, который в основном дирижировал оркестром, садился рядом с Бейси и они играли в четыре руки, или они играли на двух роялях одновременно, если на сцене был второй инструмент. Через состав Мотена прошли многие известные исполнители, включая тенор саксофониста Бена Уэбстера (Ben Webster).

Некоторое время спустя на общем собрании музыканты оркестра проголосовали против лидерства Мотена и руководство коллективом перешло в руки Бейси, который назвал этот состав Count Basie and his Cherry Blossoms. Биг бенд продержался на плаву несколько месяцев и Бейси снова присоединился к Мотену, который к этому моменту уже собрал новый оркестр. 2 апреля 1935 Мотен неожиданно умер в результате неудачной операции по удалению миндалин, и оркестр прекратил своё существование, несмотря на попытку его племянника пианиста и аккордеониста Бастера Смита (Buster Smith) взять на себя руководство коллективом и сохранить былой престиж и популярность бенда. В этот период Бейси стал участником братства Omega Psi Phi.

Бейси некоторое время работал солистом, пока в том же году вместе с Бастером Смитом (Buster Smith) не создал собственный ансамбль из 9 человек. В состав ансамбля (в основном из числа бывших участников оркестра Мотена) вошли Уолтер Пэйдж (Walter Page) (бас), Фредди Грин (Freddie Green) (гитара), Джо Джонс (Jo Jones) (ударные), Бак Клейтон (Buck Clayton) (труба). Важным приобретением стало участие тенор саксофониста Лестера Янга (Lester Young). Джимми Рашинг (Jimmy Rushing) занял место у микрофона и стал вокалистом оркестра.

Бейси снял всяческие запреты на выпивку для своих музыкантов. Их звучание, не обладающее чрезмерной отполированностью, было более блюзовым, чем у других оркестров. А их свинг был просто недостижим для конкурентов. Ему удалось получить ангажемент на выступления в Reno Club в Канзас-Сити, которые прошли с успехом. Местная студия радиовещания организовала серию передач непосредственно из клуба. С лёгкой руки ведущего радиоконцертов Бейси получил титул Count (Граф) - вероятно, по аналогии с герцогом Дюком Эллингтоном (duke - герцог) или другим графом Ёрлом Хайнсем (Earl Hines) (earl - граф). Вскоре оркестр был переименован в Count Basie Orchestra.

Однажды поздно вечером, чтобы заполнить возникшую паузу, музыканты оркестра начал импровизировать. Ритм секция задала ритм, а солисты начали наигрывать первое, что приходило на ум, передавая друг другу соло. Так родилась композиция, которую назвали "One O'Clock Jump", ставшая заглавной темой оркестра.

Одну из радиопередач биг бенда, который к этому времени уже назывался Count Basie and His Barons of Rhythm, услышал известный музыкальный критик, менеджер и меценат сэр Джон Хаммонд (John Hammond), первооткрыватель многих джазовых звёзд. Он дал восторженный отзыв о выступлении биг бенда Бейси в журнале Downbeat, что привлекло к оркестру внимание агентов и звукозаписывающих компаний.

Хемонд решил, что этот оркестр должен выступать в Нью-Йорке. При его содействии и поддержке (иногда и финансовой) оркестр увеличил свой состав. В результате во второй половине 1936 Бейси уехал из Канзас-Сити. Хаммонд приставил к оркестру Уилларда Александера (Willard Alexander) в качестве менеджера и устроил им ангажемент в танцевальном зале Grand Terrace Ballroom в Чикаго, где Бейси оттачивал свой репертуар.

Бейси выгодно отличался от конкурентов своей ритм секцией. Другой инновацией Бейси было использование двух тенор саксофонистов, в то время как в остальных составах играл лишь один. Когда Янг пожаловался на вибрато Хершела Эванса (Herschel Evans), Бейси усадил их по обе стороны от группы альт саксофонистов, и вскоре тенористы начали устраивать между собой "поединки". Многие другие составы позже адаптировали раздвоенное расположение тенор саксофонов.

В октябре 1936 оркестранты Бейси приняли участие в записи, которую Джон Хаммонд позднее опишет как "единственно безупречную, совершенно безукоризненную сессию звукозаписи, которую я когда-либо делал". Четыре композиции ("Shoe Shine Boy", "Evening", "Boogie Woogie" и "Lady Be Good") были выпущены лейблом Vocalion Records под именем Jones-Smith Incorporated, так как Бейси уже имел на руках контракт с Decca, но вплоть января 1937 записей для неё не делал. В 1938 Vocalion стал сублейблом Columbia Records и в 1941 композиция "Boogie Woogie" вошла в сборный альбом, озаглавленный BOOGIE WOOGIE (Columbia C44).

В этот период звучание оркестра Бейси характеризовалось "прыгающим" ритмом с контрапунктными акцентами его фортепиано. Около 1937 его состав включал Лестера Янга (Lester Young) и Хершела Эванса (Herschel Evans) (тенор саксофоны), Фредди Грина (Freddie Green) (гитара), Джо Джонса (Jo Jones) (ударные), Уолтера Пейджа (Walter Page) (контрабас), Эрли Уоррена (Earle Warren) (альт саксофон), Бак Клейтон (Buck Clayton) и Гарри Эдисон (Harry Edison) (трубы), Бенни Мортон (Benny Morton) и Дики Уэллс (Dickie Wells) (тромбоны). Лестер Янг (Lester Young), известный как "Prez", любил раздавать всем участникам прозвища, называя Бейси "Holy Man", "Holy Main" или просто "Holy".

Бейси обожал блюзы и в Нью-Йорке всегда с радостью аккомпанировал таким известным вокалистам, как Билли Холидей (Billie Holiday), Джимми Рашинг (Jimmy Rushing), Биг Джо Тернер (Big Joe Turner), Хелен Хьюмс (Helen Humes) и Джо Уилльямс (Joe Williams). В числе аранжировщиков в этот период были Эдди Дархем (Eddie Durham) и Джимми Манди (Jimmy Mundy).

В Нью-Йорке оркестр Бейси проживал в Woodside Hotel в Гарлеме, где и проходили все репетиции. После выступлений 7 декабря в городке Buffalo, с 24 декабря 1936 по 23 января 1937 Бейси выступал на Рождественском шоу в знаменитом танцевальном зале Roseland Ballroom в Нью-Йорке. В сравнении с царствующим оркестром Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson) коллективу Бейси всё же не хватало отточенности и презентабельности.

Как бы там ни было, продюсер Джон Хаммонд (John Hammond) оказывал всяческое содействие Бейси. По его советам в оркестре происходили некоторые перемены: звучание становится мягче, появляется больше сольных проходов, а в репертуар добавляются стандарты. Свои самые горячие номера Бейси начал ставить ближе к концу шоу, давая публике время на разогрев. В январе 1937 при содействии Бенни Гудмена (Benny Goodman) Хаммонд помог организовать в Нью-Йорке записи на фирме Decca. По контракту с агентством МСА Бейси должен был записать 24 композиции, включая "Pennies from Heaven" и "Honeysuckle Rose", (на 12 пластинок) за 750 $ без последующих авторских отчислений. Впоследствии Хемонд помог Бейси пересмотреть условия этого невыгодного контракта.

В 1937 состав ансамбля постепенно расширился и претерпел некоторые изменения (3 тубы, 3 тромбона, 5 саксофонов и ритм-группа). Флетчер Хендерсон (Fletcher Henderson) предоставил оркестру свои аранжировки. К этому времени в оркестре играли первоклассные солисты - трубачи Бак Клейтон (Buck Clayton), Рональд Джонс (Reunald Jones), Гарри "Свит" Эдисон (Harry "Sweets" Edison), Билл Колмен (Bill Coleman), Эл Киллиан (Al Killian) и Джо Ньюман (Joe Newman), тенор саксофонисты Хершел Эванс (Herschel Evans), Лаки Томпсон (Lucky Thompson), Иллинойс Джакет (Illinois Jacquet), Пол Гонсалвес (Paul Gonsalves) и Чу Берри (Chu Berry), альт саксофонист Эрл Уоррен (Earl Warren), тромбонисты Бенни Мортон (Bennie Morton), Вик Дикенсон (Vic Dickenson), Джей Джей Джонсон (J.J. Johnson) и Дики Уэллс (Dicky Wells). Ритм-группа была признана лучшей в свинге (Пол Уайтмен (Paul Whiteman) называл её All-American Rhythm Section).

В феврале 1937 Бейси выступил в Питтсбурге, в середине марта в Скрентоне, а с 19 по 25 марта 1937 играл в нью-йоркском Apollo Theater. В начале апреля были две недели выступлений в Savoy Ballroom, затем по одной неделе в Филадельфии и в Вашингтоне. С 4 июня они на неделю вернулись в Apollo Theater, а с 22 июня по 5 июля оркестр снова играл в Savoy Ballroom.

Тем временем в сентябре 1937 их запись "One O'Clock Jump" попала в списки популярности и Бейси сделал её заглавной темой оркестра. Впоследствии эта композиция попадёт в Зал славы Грэмми (Grammy Hall of Fame). Одной из популярнейшей композицией раннего периода Бейси стал также блюз "Blue and Sentimental", в котором можно услышать два великолепных соло – Хершела Эванса (Herschel Evans) на тенор саксофоне и Лестера Янга (Lester Young) на кларнете на фоне оркестра.

Хаммонд познакомил Бейси с Билли Холидей (Billy Holiday), которую Каунт пригласил петь со своим оркестром. К сожалению, Холидей не могла записаться с Каунтом, так как у неё был собственный контракт и к тому же она предпочитала делать записи с малыми составами. Выступления оркестра с Холидей и Джимми Рашингом (Jimmy Rushing) в качестве вокалистов с успехом прошли в Apollo Theater. Дархем продолжил писать некоторые аранжировки, но в основном все номера оттачивались на репетициях. Интересные находки практически никогда не записывались на нотную бумагу, все рассчитывали на коллективную память и пользовались привычными "аранжировками из головы".

Следующим знаковым событием в карьере Бейси стали выступления в танцевальном зале Savoy, в котором посетители отдавали предпочтение танцу Lindy hop, в то время как зал Roseland был местом для фокстротов и конгас. В начале 1938 Savoy стал площадкой для так называемых "оркестровых сражений" ("battle of the bands"), где заезжие коллективы сражались с оркестром под управлением Чика Уэбба (Chick Webb) - постоянным биг бендом этого зала. У Бэйси на вокале стояла Холидей (Billy Holiday), а Уэбб возложил свои надежды на Эллу Фитцджеральд (Ella Fitzgerald). В статье в журнале Metronome, которая вышла под заголовком "Блестящий оркестр Бейси победил Чика" ("Basie's Brilliant Band Conquers Chick's"), события того вечера описывались так:

"Хотя накал поединка и не терял своей интенсивности на всём протяжении схватки, Чик избрал агрессивную манеру игры, в то время как Каунт играл довольно легко и в целом более музыкально с научной точки зрения. Не смущаясь мощнейших ударов Чика по своим барабанам, что вызывало у аудитории крики поощрения и признания, и случайных капель пота, падавших со лба Чика на медные тарелки, Каунт сохранял абсолютное равновесие и самоуверенность. Он неизменно парировал громогласные проходы Чика своими дразнящими пробежками по клавишам и арпеджио, которые с большей и большей силой оттесняли его противника ".

Шумная рекламная кампания, предшествовавшая поединку, как и волна общественного внимания, последовавшая после него, принесли оркестру Бейси огромную популярность и широкое признание у публики. Свидетельством успеха оркестра Бейси может служить тот факт, что Бенни Гудмен (Benny Goodman) со своим биг бендом вскоре записал их заглавную композицию "One O'Clock Jump".

Несколькими месяцами спустя Холидей ушла в оркестр Арти Шоу (Artie Shaw). Хаммонд представил Бейси вокалистку Хелен Хьюмс (Helen Humes), которая оставалась с ним в течение четырёх лет. Когда Эдди Дархем (Eddie Durham) решил покинуть состав и перейти в оркестр Гленна Миллера (Glenn Miller), его место занял Дики Уэллс (Dicky Wells).

В июле 1938 состав Бейси из 14 человек начал свои выступления в небольшом, но с кондиционированным воздухом, клубе Famous Door на 52 улице. Поговаривали, что Хаммонд просто выкупил клуб Famous Door, чтобы обеспечить Бейси стабильное место для выступлений на всё лето. Эти выступления, пользовались огромным успехом и закрепили успех биг бенда. Корпорация CBS транслировала эти выступления в своей радиосети. Их популярность выросла до невероятных размеров. В добавок к списку исполняемых композиций Бейси получил аранжировки от Джимми Манди (Jimmy Mundy), который работал в высшем эшелоне с Бенни Гудменом (Benny Goodman) и Эрлом Хайнсем (Earl Hines). Среди прочих, он аранжировал такие композиции как "Cherokee", "Easy Does It" и "Super Chief".

В 1938 была записана композиция "Jumpin' At The Woodside" с соло Эрлом Уорреном (Earl Warren) на альт саксофоне и Хершелом Эвансом (Herschel Evans) на кларнете, которая становится эталоном свинга. Песня "Stop Beatin' Round the Mulberry Bush" с вокалом Рашинга в конце 1938 попадает в десятку лучших песен. "Taxi War Dance" тоже хорошо продаётся. Некоторые аранжировки пишут (Jimmy Mundy) и тромбонист (Eddie Durham), но большая их часть спонтанно рождается во время репетиций, и уже потом записывается.

Репертуар оркестра и аранжировки составлялись не только для того, чтобы показать его отличительный стиль, но и под солистов, чтобы те могли продемонстрировать своё мастерство. К примеру, такие популярные темы, как "Jumpin' at the Woodside" и "Lester Leaps In" были аранжированы специально под Лестера Янга (Lester Young). На концертах Бейси собирались огромные толпы поклонников, чтобы услышать его саунд и потанцевать. На один из концертов в Северной Каролине внутри огромного товарного склада набилось 16 тыс. человек. Когда ещё нескольким тысячам собравшихся снаружи сказали, что места больше нет, люди всеми силами попытались протиснуться внутрь. Возникли беспорядки, для усмирения которых пришлось вызывать национальную гвардию.

В начале февраля 1939 умер Хершел Эванс (Herschel Evans). Его заменил Бадди Тэйт (Buddy Tate). Также состав покинули Лестер Янг (Lester Young), место которого занял Дон Байяс (Don Byas). Потеря ведущих солистов обычно становилась большим ударом для любого оркестра. Возможно, устойчивость оркестра Бейси перед лицом потенциально разрушительных перемен можно объяснить моделью его ритм секции, доведённой до совершенства – свободное, остроумное фортепиано Бейси; изумительная ритм гитара Фредди Грина (Freddie Green), который был в составе биг бенда с 1937 по 1984; упругий контрабас Уолтера Пейджа (Walter Page); достойные всяческих похвал барабаны Джо Джонса (Jo Jones).

Свои триумфальные выступления Бейси продолжил в Чикаго, где он провёл первую половину 1939. В это время закончился его контракт с фирмой Decca и агентством МСА, он перешёл под опеку Vocalion (джазового отделения Columbia Records), сотрудничал с ней до 1946, и подписал новое соглашение с агентством Уилльяма Морриса (William Morris Agency), которое предложило им более высокие проценты.

На волне успеха в 1939 Бейси совершил гастрольную поездку по всей стране и в конце 1939 впервые посетил Западное побережье.

19 февраля оркестр Бейси открыл четырёхнедельный ангажемент в Southland в Бостоне и 20 февраля их выступление транслировалось на всю страну.

Оркестр продолжил делать записи для лейблов OKeh Records и Columbia Records, но в декабре 1941 США вступили во Вторую мировую войну. Многих музыкантов призвали на военную службу и оркестр начал регулярно терять ведущих солистов. К тому же появился запрет на свободные перемещения по территории США. В августе 1942 правительство наложило запрет на выпуск пластинок из-за нехватки шеллака, из которого их изготовляли и который применялся при производстве автомобильных шин.

Посещаемость танцевальных залов резко сократилась и оркестры были готовы выступать за меньшую плату. В период 1942-1944 и в 1948 прошло несколько забастовок музыкантов. Интерес публики к свингу снизился. Начала набирать обороты революция бибопа. Все эти факторы сыграли свою роль в окончании эры свинга и биг бендов. Число оркестров из 12-15 участников критически уменьшилось и Бейси был вынужден принимать нелёгкие решения. Тем не менее в течение 40-х ему удавалось оставаться на плаву, поддерживать оптимистичный командный дух, а в его оркестр приходили молодые талантливые солисты.

В 1942 на Западном побережье оркестр снялся в музыкальном фильме "Reveille With Beverly" в главной роли с Энн Миллер, и принял участие в "Command Performance" для радио военно-воздушных сил (Armed Forces Radio) со звёздами Голливуда Кларком Гейблом (Clark Gable), Бетт Девис (Bette Davis), Кармен Мирандой (Carmen Miranda), Джерри Колонна (Jerry Colonna) и вокалисткой Дайной Шор (Dinah Shore). Кроме того они снялись в фильмах "Choo Choo Swing", "Crazy House", "Top Man", "Stage Door Canteen" и "Hit Parade of 1943".

Увеличилась доля участия Бейси в малых ансамблях, которые он эпизодически формировал с конца 30-х годов, главным образом из музыкантов своего оркестра. Наиболее значительные из них - KANSAS CITY FIVE, -SIX, -SEVEN, a также JONES - SMITH, INCORPORATED. К примечательным событиям, открывающим период становления Бейси как мастера комбо-джаза, относятся его выступления с малым составом в серии концертов “Spiritual То Sving” в Carnegie Hall (1939) и участие в секстете Бенни Гудмена (Benny Goodman).

Композиции Бейси попадали в десятку лучших хитов в категории поп и р-н-б музыки, в их числе: "I Didn't Know About You" (поп, зима 1945); "Red Bank Blues" (р-н-б, зима 1945); "Rusty Dusty Blues" (р-н-б, весна 1945); "Jimmy's Blues" (поп и р-н-б, конец лета 1945); и "Blue Skies" (поп, лето 1946). Подписав контракт с RCA Victor Records, в феврале 1947 он возглавил чарты с хитом "Open the Door, Richard!", за которым последовали ещё три хита "Free Eats", "One O'Clock Boogie" и "I Ain't Mad at You (You Ain't Mad at Me)".

Несмотря на международную известность и первоклассный персонал, общий кризис свинговых биг бендов и утрата интереса к ним со стороны публики побудили Бейси в 1950 распустить свой оркестр и сосредоточиться на работе с малыми ансамблями от 6 до 9 участников. Он создал октет, а позднее септет, в составе которого появились такие музыканты, как тенористы Джорджи Олд (Georgie Auld), Джин Эммонс (Gene Ammons) и Уорделл Грэй (Wardell Gray); трубачи Гарри Эдисон (Harry Edison) и Кларк Терри (Clark Terry); кларнетист Бадди ДеФранко (Buddy DeFranco), баритон саксофонист Серж Чалофф (Serge Chaloff), ударник Бадди Рич (Buddy Rich). В 1950 он снялся в коротком фильме "Sugar Chile" Robinson, Billie Holiday, Count Basie and His Sextet" компании Universal-International.

Записи его составов (к примеру, JAM SESSIONS #2 и #3) были предсказуемо наивысшего качества. В 1952 Бейси расширил свой состав до 16 человек. Его вокалистом стал ведущий певец того периода Билли Экстайн (Billy Eckstine) и Бейси вернулся к формату биг бенда. Норман Гранз (Norman Granz) организовал выступления в клубе Birdland, а новые записи на лейблах Mercury, Clef и Verve помогли в раскрутке оркестра. Началась эпоха музыкальных автоматов и записи Бейси попадают в них наряду с пластинками исполнителей рок-н-ролла и ритм-н-блюза. Новый состав Каунта стал более ансамблевым коллективом, количество сольных проходов уменьшилось, музыканты предпочитали играть не "из головы", а по написанным аранжировкам.

Бейси добавил в свою музыку бибоп туше, отметив что "в этой музыке всё же есть чувство". Сцену в клубе Birdland оркестр Бейси делил с такими великими исполнителями бибопа как Чарли Паркер (Charlie Parker), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) и Майлс Девис (Miles Davis). Но позади их бибоп соло Бейси продолжал удерживать свой чрезвычайно ритмичный пульс – "не важно, что они там делают на авансцене, публика всегда следует за ритмом". В некоторые номера Бейси добавил флейту и это лиричное новшество было быстро скопировано остальными. Вскоре оркестр отправился на гастроли и начал делать новые записи. Ему вновь сопутствовал успех, в основном благодаря привлечению двух талантливейших композиторов-аранжировщиков Нила Хэфти (Neil Hefti) и Эрни Уилкинса (Ernie Wilkins). В состав обновлённого оркестра вошли трубачи Пол Кемпбелл (Paul Campbell), Томми Таррентайн (Tommy Turrentine), Джонни Летман (Johnny Letman), Идрис Сулейман (Idrees Sulieman) и Джо Ньюман (Joe Newman); тромбонисты Джимми Уилкинс (Jimmy Wilkins), Бенни Пауэлл (Benny Powell), Мэтью Джи (Matthew Gee); тенор саксофонисты Пол Куинчетте (Paul Quinichette) и Флойд "Кенди" Джонсон (Floyd "Candy" Johnson); альт саксофонисты Маршал Ройял (Marshal Royal) и Эрни Уилкинс (Ernie Wilkins); баритон саксофонист Чарли Фоулкс (Charlie Fowlkes).

Журнал Down Beat отмечал: "Бейси собрал ансамбль, который в одинаковой степени будоражит как слушателей, не забывших 1938, так и молодёжь, которая никогда не слышала звучание биг бенда, как этот".

Коммерческий успех упрочился с выходом альбома COUNT BASIE SWINGS - JOE WILLIAMS SINGS (Clef Records, 1955), и в особенности с синглом "Every Day (I Have the Blues)", который попал в Top Five р-н-б чартов, а позднее был введён в Grammy Hall of Fame. Другой ключевой записью этого периода стала инструментальная версия "April in Paris", которая в начале 1956 поднялась в Top 40 поп музыки и Top 10 р-н-б. Она тоже попала в Зал славы Grammy. Аранжировки этой композиции были написаны органистом Уайлд Билл Девисом (Wild Bill Davis), который во время концертных выступлений намеренно фальшивил в конце, просил у публики прощения и спрашивал: хочет ли она услышать верное окончание? И так повторял несколько раз. Слушатели были в восторге. Этот приём стал торговой маркой оркестра на следующие 25 лет.

В 1957 Бейси выиграл судебное разбирательство против джазового заведения Ball and Chain в Майями. Причиной тяжбы стали неимоверно маленькие выплаты за выступления. Всё это привело к закрытию джазового клуба.

И снова в числе музыкантов - целая плеяда первоклассных солистов: трубачи Тед Джонс (Thad Jones), Снуки Янг (Snooky Young); тромбонисты Генри Кокер (Henry Coker), Эл Грэй (Al Grey); тенор саксофонисты Эдди "Локджо" Девис (Eddie "Lockjaw" Davis), Френк Уэсс (Frank Wess), Френк Фостер (Frank Foster), Билли Митчелл (Billy Mitchell); гитарист Фредди Грин (Freddie Green), басист Эдди Джонс (Eddie Jones), а также Гас Джонсон (Gus Johnson) и Сонни Пейн (Sonny Pain). Важным дополнением стал вокал Джо Уилльямса (Joe Williams).

В середине 50-х оркестр Бейси выступал со многими ведущими вокалистами того периода. Они также принимали участие в гастрольном турне в составе шоу "Birdland Stars of 1955", в котором также участвовали Сара Воун (Sarah Vaughan), Эрролл Гарнер (Erroll Garner), Лестер Янг (Lester Young), Джордж Ширинг (George Shearing) и Стен Гетц (Stan Getz).

В июне 1957 оркестр Бейси стал первым коллективом темнокожих музыкантов, выступившим в Waldorf-Astoria Hotel в Нью-Йорке. Выступления его оркестра продлились 4 месяца.

7 июля 1957 оркестр выступил в Freebody Park в рамках Newport Jazz Festival. Для выступления Бейси пригласил присоединиться к составу Лестера Янга (Lester Young) и вокалиста Джимми Рашинга (Jimmy Rushing). Была исполнена превосходная полная версия композиции "One O'Clock Jump", в которой блистательные соло исполнили Янг, Иллинойс Джекет (Illinois Jacquet) и трубач Рой Элдридж (Roy Eldridge). Выступление было записано и вошло в программу концертного альбома COUNT BASIE AT NEWPORT. Композиция "April in Paris" с этого альбома (в аранжировке Уайлд Билла Девиса (Wild Bill Davis) стала бестселлером среди инструментальных композиций и заглавной пьесой хитового альбома.

Следующий диск THE ATOMIC MR BASIE (1957) с аранжировками Хефти был записан в великолепном стереозвуке и вскоре был признан классикой жанра. "Исполнительский стиль Бейси один из самых весёлых и наиболее узнаваемых саундов в джазе, - напишет критик Нэт Шапиро (Nat Shapiro) в журнале The Jazz Makers в 1957. – Для обычного слушателя он не более чем серия бесформенных и спонтанных междометий, запятых, дефисов, подчёркиваний, кавычек, вопросительных и восклицательных знаков".

Оркестр длительное время выступал в Birdland в Нью-Йорке и "не было места лучше, чтобы послушать Бейси на пике его формы в окружении наиболее преданных поклонников", - напишет Ден Моргенштерн (Dan Morgenstern) в журнале Rolling Stone. – Иногда его оркестр свинговал так сильно, что он убирал руки с клавиш, просто сидел и светился от наслаждения своей работой. Просто от того, что приносил людям ощущение радости".

Мировая слава оркестра Бейси упрочилась благодаря многочисленным международным гастролям. Первое посещение Европы состоялось в 1958. Джаз в 50-х пользовался огромной популярностью в таких европейских странах как Франция, Нидерланды и Германия, и многие звёзды американского джаза избрали Европу своим местом жительства. Бейси неоднократно посещал Европу - в 1954, 1956-57, 1959, 1962, 1966, 1969, выступал в Японии - в 1963, в Австралии - в 1965), участвовал в джазовых фестивалях (конец 50-х - Чикаго и Нью-Йорк, 1960 - Randall's Island Jazz Festival, 1961 - Гарлем и Франция, 1965 - Ньюпорт, 1966 - Монтерей, 1968 - Ньюпорт и Западный Берлин и др.)

Бейси дважды посетил Британские острова. Во время второго турне он дал концерт для королевы Елизаветы II. В конценрте также участвовали Джуди Гарланд (Judy Garland), Вера Линн (Vera Lynn) и Марио Ланза (Mario Lanza). В числе немногих темнокожих исполнителей телекомпания АВС пригласила Бейси выступить на шоу The Pat Boone Chevy Showroom. В 1959 оркестр Бейси записал двойной альбом своих самых "громких" хитов THE COUNT BASIE STORY (аранжировщик Френк Фостер (Frank Foster) и диск BASIE AND ECKSTINE, INC.", представивший Билли Экстайна (Billy Eckstine), Куинси Джонса (Quincy Jones) в качестве аранжировщика. Диск был выпущен Roulette Records, а позднее переиздан на Capitol Records.

В этом же году Бейси появился в телевизионной программе с участием Фреда Астера (Fred Astaire), который исполнил танцевальное соло под "Sweet Georgia Brown".

На первой церемонии вручения премий Grammy Бейси получил награду в категориях Лучшее выступление танцевального оркестра (Best Performance by a Dance Band), Лучшее джазовое выступление (Best Jazz Performance, Group) и Лучшая джазовая группа (Best Jazz Group) за альбом BASIE, вышедший на лейбле Roulette Records. В 1959 Бейси попал в номинацию в категории Лучший танцевальный оркестр с альбомом BREAKFAST DANCE AND BARBECUE. В 1960 он выиграл в этой номинации с альбомом DANCE WITH BASIE. В этом же году другой его альбом THE COUNT BASIE STORY номинировался в категориях Лучшее исполнение оркестром и Лучшее джазовое исполнение, большая группа. Многие знатоки считают альбом CHAIRMAN OF THE BOARD (1959) лучшим чисто джазовым диском в исполнении биг бенда без вокала.

В 1960 Джимми Рашинг (Jimmy Rushing) покинул Бейси, лишив биг бенд популярнейшего вокалиста, но оркестр продолжил процветать. В этом же году Бейси сыграл самого себя в фильме Джерри Льюиса (Jerry Lewis) Cinderfella. В январе 1961 биг бенд выступил на одном из пяти балов, в честь инаугурации президента Джона Кеннеди (John F. Kennedy). В 1961 Бейси номинировался на премию Grammy в категории Лучшее джазовое исполнение с альбомом BASIE AT BIRDLAND, в 1962 – с альбомом THE LEGEND. Летом 1961 Бейси объединил усилия с Дюком Эллингтоном (Duke Ellington) и вместе они записали альбом FIRST TIME! THE COUNT MEETS THE DUKE, на котором каждый исполнил по четыре номера из своего репертуара.

Однако, ни один из этих альбомов не пользовался большим коммерческим успехом и в 1963 Бейси перешёл под опеку Reprise Records (Frank Sinatra) в надежде увеличить продажи. Их совместный диск SINATRA-BASIE оправдал эти надежды и в начале 1963 попал в Top 5. Дальнейшее сотрудничество Синатры и Бейси стало не менее плодотворным. Их следующий совместный диск IT MIGHT AS WELL BE SWING (1964) c аранжировками Куинси Джонса (Quincy Jones) попал в Top 20. Альбом SINATRA AT THE SANDS (1966) также с аранжировками Куинси Джонса (Quincy Jones) стал самым коммерчески успешным диском в карьере Синатры.

Рост популярности рок-музыки в 60-х привёл к спаду популярности джаза и Бейси включил в свой репертуар обработки популярных мелодий. Диск THIS TIME BY BASIE! HITS OF THE 50'S AND 60'S с аранжировками (Quincy Jones) достиг Top 20 и получил премию Grammy за Лучшее исполнение танцевальным оркестром. Аранжировка музыки для оркестра Бейси стала существенным шагом в карьере Куинси Джонса (Quincy Jones). Впоследствии появились и другие подобные диски на этот раз с аранжировками Билла Байерса (Bill Byers). В отличие от других работ Бейси, эти записи звучат на телевидении и радио и в наше время.

Эллу Фитцджеральд (Ella Fitzgerald) многие поклонники джаза вполне заслуженно считают одной из сильнейших свинговых певиц. Не удивительно, что многие критики с нетерпением ожидали появления совместных записей Фицджеральд и Бейси. В 1963 они записали диск ELLA AND BASIE!, который стал одной из лучших работ вокалистки. Этот альбом и последовавшие гастроли стали для Эллы свинговой передышкой от многочисленных записей в формате 'Songbook'. Следующие их совместные гастроли прошли в середине 70-х, а совместные диски появились в 1979: DIGITAL III AT MONTREUX, A CLASSY PAIR и A PERFECT MATCH (все три были записаны живьём на фестивале в Монтрё).

В 1963 Бейси основал музыкальное издательство. Он часто появлялся на телеэкранах вместе с такими звёздами как Френк Синатра (Frank Sinatra) и Фред Астер (Fred Astaire). До конца 60-х Бейси объединял свои усилия с различными вокалистами и создал серию довольно успешных альбомов. В их числе Тонни Беннетт (Tony Bennett) (STRIKE UP THE BAND); Сэмми Девис младший (Sammy Davis, Jr.) (OUR SHINING HOUR, 1965); the Mills Brothers (THE BOARD OF DIRECTORS, 1968) и Джеки Уилсон (Jackie Wilson) (MANUFACTURERS OF SOUL, 1968). Он попал в списки популярности и с альбомом, в программу которого вошли мелодии из популярных шоу BROADWAY BASIE'S ... WAY (1966).

К 1969 Бейси вернулся к более джазовому формату. Из старой гвардии с ним остался лишь Фредди Грин (Freddie Green), а Эдди "Локджо" Девис (Eddie "Lockjaw" Davis) стал ведущим тенор саксофонистом. Его альбом STANDING OVATION в 1969 получил Grammy в категории Лучшее инструментальное джазовое исполнение большой группой или солистом с большой группой (8 и более участников). В 1970 вместе с Сэмми Нестико (Sammy Nestico), который написал несколько интересных композиций, и Оливером Нельсоном (Oliver Nelson) в качестве дирижёра и аранжировщика нескольких мелодий для таких авангардных саксофонистов, как Альберт Эйлер (Albert Ayler) и Фароа Сандерс (Pharoah Sanders), был записан интригующий, экспериментальный и нетрадиционный альбом AFRIQUE. В 1971 этот диск был удостоен премии Grammy в номинации Лучшее джазовое исполнение биг бендом.

В последующие годы оркестр продолжил гастролировать, делать записи, появляться на телевидении, принимать участие в фестивалях, давать шоу в Лас-Вегасе, путешествовать за рубеж, в том числе на круизных лайнерах. Приблизительно в этот период Бейси начал носить свою знаменитую яхтинг кепку.

Несмотря на постоянные изменения состава, Бейси продолжил руководство оркестром. Он снимался в нескольких фильмах, включая фильм Sex And Single Girl (1963) и Made In Paris, активно выступал на радио и телевидении. В начале 70-х после нескольких записей на разных фирмах, Бейси нашёл приют на фирме Pablo Records, владельцем которой был Норман Гранз (Norman Granz), организатор знаменитой серии концертов Jazz At The Philharmonic. Этот продюсер позволил Бейси делать то, что тот умел делать лучше всего - свинговать. Это привело к последнему всплеску в карьере Каунта Бейси. В 1974 он снялся в комедийном фильме Мэла Брукса (Mel Brooks) Blazing Saddles (1974), исполнив переработанную версию "April in Paris".

В 1975 альбом BASIE JAM номинировался на Grammy в категории Лучшее джазовое исполнение группой. В 1976 в этой же категории номинировался диск BASIE AND ZOOT и получил Grammy в номинации Лучшее джазовое исполнение солистом. В 1977 – Grammy за Лучшее джазовое исполнение биг бендом получил диск PRIME TIME. В 1979 совместный диск Бейси и Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) THE GIFTED ONES номинировался на Grammy в категории Лучшее джазовое инструментальное исполнение группой. Впоследствии Бейси получил Grammy в 1980 с диском ON THE ROAD и в 1982 c альбомом WARM BREEZE, в 1983 стал соискателем премии с диском FARMER'S MARKET BARBECUE и, наконец, свой девятый грамофончик он получил в 1984 за альбом 88 BASIE STREET.

Личная жизнь

В дополнение к музыкальной карьере Бейси был владельцем бара на 132 Улице в Гарлеме. Его первой женой была Вивиан Ли Уинн (Vivian Lee Winn), с которой он расписался 21 июля 1930 в Канзас-Сити. Они развелись приблизительно в 1935. Уже холостой Бейси поселился в Нью-Йорке. 13 июля 1940 в Сиэтле он женился во второй раз на Катерин Морган (Catherine Morgan). В 1942 они перебрались в нью-йоркский район Куинс. В 1946 Бейси приобрёл дом по соседству с парком Addisleigh, где и проживал с пятью детьми. Впоследствии семья Бейси поселилась на Long Island. На Багамах в городке Freeport у него также был дом.

На протяжении последних восьми лет жизни здоровье Бейси постепенно ухудшалось. В 1976 Бейси пережил сердечный удар, который надолго вывел его из строя. Он вернулся в студию в 1979. В 1981 он вновь оказался в госпитале, ему поставили диагноз панкреатический рак. Вскоре он потерял возможность самостоятельно ходить и работал, сидя в инвалидном кресле с электроприводом. 11 апреля 1983 смерть его жены Катерины, с которой прожил более 40 лет, стала тяжелейшим ударом для него. 26 апреля 1984 в возрасте 79 лет Бейси умер от рака в Doctors' Hospital в Голливуде. Похороны, на которых собралось более 2 000 человек, прошли в Abyssinian Baptist Church в Harlem. Его прах был предан земле на кладбище Pine Lawn Cemetery в Farmington, Long Island, New York.

Награды

В 1981 он получил одну из наград Кеннеди Центра (Kennedy Center Honors). В 2002 Бейси был удостоен премии Grammy за достижения в течение жизни. В 2007 он был введён в музыкальный Зал славы Лонг- Айленда.

Компромиссы последних лет не затмили достижений Бейси. В 30-х он смог интегрировать блюзовый бум в изумительное ансамблевое исполнение. Его фортепианные работы показывают, что чувство ритма и пространства более важно, нежели техническая виртуозность. Его оркестр подарил многим выдающимся солистам лучшие моменты в их карьере. Без его возвышенно лёгкой версии "Cherokee" Чарли Паркер (Charlie Parker), возможно, никогда бы не создал свою "Koko". Современный джаз несомненно находится в долгу перед его талантом. Бейси продемонстрировал удивительную стойкость в качестве бендлидера, оставаясь в этой роли долгие годы после того, как свинг стал архивным стилем музыки. Даже после смерти оркестр под его именем продолжил своё существование под руководством Тэда Джонса (Thad Jones) (1985-1986), Френка Фостера (Frank Foster) (с 1986) и Гровера Митчелла (Grover Mitchell).

 
Выдающиеся участники оркестра Каунта Бейси
Author of publication:
Панченко Юлик

По всем вопросам пишите личное сообщение пользователю M0p94ok.
13:03
2665