Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Wardell Gray / Уорделл Грей

Американский джазовый тенор саксофонист, охвативший своим творчеством периоды расцвета свинга и бибопа.

Самый младший из четырёх детей в семье, Грей увлекается музыкой благодаря влиянию одного из своих братьев Гарри (Harry), который играл на басу. По совету своего сводного брата Джуниора Уоррена (Junior Warren) сначала изучает кларнет, но услышав игру Лестера Янга (Lester Young) в составе оркестра Каунта Бейси (), переключается на тенор саксофон.

В начале 1935 он поступает в Northeastern High School, а затем переводится в Cass Technical High School, среди известных выпускников которой числятся Дональд Бёрд (), Лаки Томпсон (Lucky Thompson), Ховард МакГи (Howard McGhee), Джеральд Уилсон (Gerald Wilson) и Эл МакКибон (). Правда, Грей покидает это учебное заведение в 1936, так его и не закончив.

Первой музыкальной работой Грея становится участие в небольшом коллективе под управлением Исаака Гудвина (Isaac Goodwin), игравшем на местных танцах. Во время прослушиваний для другой работы его услышала молодая пианистка Дороти Петтон (Dorothy Patton), которая как раз подбирала состав для работы в Fraternal Club в Flint, Michigan, и она нанимает Грея. После года работы с ней Грей переходит в оркестр Джимми Рашеля (Jimmy Raschel) (Рашель сделал несколько записей в начале 30-х), а затем находит работу в оркестре Бенни Керью (Benny Carew) в Grand Rapids, Michigan. Приблизительно в этот период он встречает Джини Гоинс (Jeanne Goings), которая в январе 1941 родила ему дочь Аниту (Anita). Но в дальнейшем его отношения с Джини не сложились и к 1943 они расстались.

Джини Гоинс (Jeanne Goings) с Уорделлом Греем. На обратной стороне фото значится “1940 or 1941” и “Photo by Irving C. Smith”.

В 1943 Грей играл в Congo Club, немного выше по дороге от которого располагалось другое заведение - Club Three Sixes, в котором танцовщицей работала Джери Уолкер (Jeri Walker), ставшая подругой Грея. В конце 1943 в Детройт прикатил оркестр Ёрла Хайнса (). Подруга Грея Джери знала Хайнса и порекомендовала тому прослушать Уорделла. На прослушивание пришёл и тенор саксофонист из Техаса Гарольд Кларк (Harold Clark).

Клифф Смоллс (Cliff Smalls), игравший в то время в оркестре на тромбоне и втором фортепиано, вспоминал: "Уорделлу Грею сначала достался альт саксофон. Скуппсу Керри (Scoops Carry) ни Уорделл, ни Гарольд не понравились. Он хотел взять на свободные позиции кого-то из своих знакомых ребят, и я никогда не забуду того прослушивания в старой Nola Studios. Скупс Керри (Scoops Carry) задал темп композиции почти вдовое быстрее, чем мы обычно играли, но Уорделл и Гарольд просто пробежались по ним, с лёгкостью их исполнив. "Видишь, чего ты добился? – воскликнул Джон Уильямс (John Williams), игравший на баритон саксофоне в оркестре. - Я играю здесь всё время, а они играют лучше, чем я!" Вскоре после этого Керри перевёл Грея на тенор.

Кроме того, что оркестр Ёрла Хайнса () был известен на национальном уровне, в его составе также взошли карьеры некоторых из появившихся музыкантов бибопа, включая Диззи Гиллеспи () и Чарли Паркера (). В отличие от многих своих современников, Хайнс проявлял здоровый интерес к новым тенденциям в джазе, которые были в стадии реализации. Композитор Гюнтер Шуллер () вспоминал:

"В 1943 году я слышал великий оркестр Ёрла Хайнса, в котором был Птица (Bird) и другие великие музыканты. Они играли все эти плавные пятые аккорды и все современные гармонии и замещения, а Диззи Гиллеспи () делал свои пробежки в секции труб. Два года спустя я прочитал, что это был "боп" и начало современного джаза ... но тот состав никогда не записывался". Шуллер имел в виду 18 месячную забастовку, объявленную руководителем Американской федерации музыкантов Джеймсом Си Петрилло (James C. Petrillo) звукозаписывающим5 компаниям. В результате один из величайших периодов в истории джазовой креативности не был в достаточной мере задокументирован.

Несмотря на то, что к тому моменту, как Грей присоединился к оркестру, большая часть пионеров бопа уже покинула состав, участие в коллективе Хайнса стало важной вехой в карьере 22-летнего саксофониста. В оркестре всё ещё играли трубач Уилли Кук (Willie Cook), Идрис Сулейман (Idrees Sulieman), Бенни Харрис (Benny Harris) и тромбонист (Bennie Green). В этот период к оркестру присоединялась великая Сара Воун (Sarah Vaughan) и биг бенд гастролировал по стране.

В апреле 1944 в Нью-Йорке Грей участвует в своей первой студийной записи с оркестром Билли Экстайна (Billy Eckstine), правда без сольной партии. Обстоятельства того, как Грей попал в состав Экстайна остаются неясными, но известно лишь, что Экстайн пел в составе оркестра Хайнса до того, как собрал собственный коллектив.

В сентябре 1944 оркестр Хайнса отправился в Калифорнию, где были сделаны записи ранних соло Грея во время выступлений в рамках шоу October Armed Forces Radio Service. Записи были изданы на 16-дюймовых дисках в серии Jubilee и транслировались по всему миру через сеть американских военных радиостанций.

Уорделл проводит с Хайнсем около трёх лет и его исполнительское мастерство стремительно развивается. Вскоре он становится ведущим солистом оркестра, записи которого демонстрируют расслабленный, текучий стиль Грея, находящийся под влиянием Лестера Янга (Lester Young). Несмотря на прекрасное владение своим инструментом, он редко позволяет себе длительные сольные пробежки, предпочитая более лиричный подход, в то же время свингуя не слабее других. В целом период работы с Хайнсем можно охарактеризовать как стажировку перед началом независимой профессиональной карьеры.

В Калифорнии Грей встречает Дороти Дювалл (Dorothy A. Duvall). У них завязываются отношения, хотя Дороти была замужем. Она начала бракоразводный процесс, но Грей почему-то решил, что она всё равно вернётся к мужу и уехал в Чикаго к Джери (Jeri). Они расписались в Чикаго 29 сентября 1945. Ему исполнилось 24, ей – 20.

Устав от бесконечных гастролей, захваченный музыкальной активностью на Central Avenue Лос-Анджелеса, в июле 1946 Грей покидает оркестр Хайнса и перебирается со своей супругой Джери в Калифорнию, где становится заметной фигурой среди местных бибоперов. Проживавшие в Калифорнии музыканты, в числе которых были Декстер Гордон (), Ховард МакГи (Howard McGhee), Тедди Эдвардс (), Сонни Крисс () и Додо Мармароса (), уже исполняли бибоп ориентированный материал. Выступления Диззи Гиллеспи () и Чарли Паркера () в клубе Billy Berg's Swing Club в Голливуде в декабре 1945 ещё больше подогрели интерес к этому достаточно новому направлению в джазе. К тому же после окончания ангажемента в клубе Билли Берга (Billy Berg) Паркер остаётся в Лос-Анджелесе.

Грей с лёгкостью воспринимает новую музыкальную парадигму, адаптируется к этой среде, и очень скоро входит в число звёздных исполнителей этого стиля. Одним из первых признаков его признания была возможность сделать первые записи под своим именем. Это была сессия звукозаписи, сделанная в ноябре 1946 для лейбла Sunset Records, выпущенная на альбоме под названием ONE FOR PREZ, на которой Грей играл в окружении пианиста Додо Мармароса (), басиста Рэда Келлендера (Red Callender) и ударника Чака Томпсона (Chuck Thompson). Записи демонстрируют зрелого мастера, овладевшего тонкостями идиомы бопа, не потерявшего устойчивых связей с традициями свинга. Это было действительно впечатляющей ранней демонстрацией его внушительных музыкальных способностей.

В Лос-Анджелесе Уорделл работает в нескольких группах, включая биг бенд Бенни Картера (Benny Carter), блюзового вокалиста Айвори Джо Хантера (Ivory Joe Hunter) и небольшой аккомпанирующий состав вокалиста Билли Экстайна (Billy Eckstine) во время его турне по Западному побережью. Но основной фокус его деятельности лежал на Central Avenue, простиравшейся преимущественно в чёрной части Лос-Анджелеса, где располагался ряд клубов, включая The Down Beat, Club Alabam, Jack's Basket Room, Lovejoy's, Memo и The Last Word. Здесь в ночное время можно было услышать живой джаз. Общей чертой многих из этих выступлений были неофициальные джем-сейшины, в которых музыканты сражались в основном дружеской, но всё же конкурентной обстановке. Увидев, что на этом можно заработать денег, промоутеры, в частности диск жокей Джин Норман (Gene Norman), начали организовывать подобные выступления под названиями типа "Just Jazz Concert", "Gene Norman's All Stars" или схожими в таких заведениях как Pasadena Civic Auditorium, Shrine Auditorium и других, и с успехом гастролировать по западному побережью.

Эти концерты не требовали упорных репетиций или изощрённых аранжировок. Большинство материала было основано на известных аккордовых прогрессиях, таких как "I Got Rhythm", "Sweet Georgia Brown", "Perdido" или "Lady Be Good". Концерты были схожи по настроению и формату с известным проектом Джаз В Филармонии (JATP), который гастролировал по всем Соединённым Штатам (и Канаде) под руководством Нормана Гранца (Norman Granz). Изюминкой большинства концертов становилась музыкальная баталия между двумя (или более) ведущими исполнителями, а в случае концертов Джина Нормана (Gene Norman) обычно это были Декстер Гордон () и Уорделл Грей. Они могли возбудить аудиторию до безумного волнения, полагаясь главным образом на изобретательные музыкальные идеи, нежели на "гудение и визжание", что происходило на некоторых концертах JATP того периода.

Грей делает с Гордоном несколько успешных записей, среди которых "The Chase" и "The Hunt", а также сочиняет несколько мелодий, включая "Twisted", которая, получив слова, становится популярной у скэт вокалистов.

Характеризуя стиль Грея в этот период, Декстер Гордон () вспоминал в разговоре с Айрой Гитлер (), что:

"Уорделл был очень хорошим саксофонистом, который хорошо знал свой инструмент. Его игра была очень плавной, очень чистой. Хотя сила его звука и не была непреодолимой, он всегда делал всё очень интересным, очень музыкальным. Мне всегда нравилось играть с ним. У него было много драйва и изобилие идей. Он стимулировал меня".

Успешные выступления двух саксофонистов приводят к записи альбома THE CHASE на Dial Records в июне 1947. Диск был выпущен как "битва теноров" на двух сторонах пластинки на 78 оборотов в минуту и привлёк много внимания со стороны поклонников джаза в то время. Оба музыканта продемонстрировали на своих инструментах отличительные технические способности, но стилистически были совершенно разными - лёгкая подача Грея дополнялась более сильной атакой Гордона.

Но, возможно, самой значимой сессией Грея в период работы на Западном побережье стала первая и единственная студийная встреча с великим Чарли Паркером (). Паркер недавно был освобождён из Государственной психиатрической больницы Камарилло (Camarillo State Mental Hospital) при тюрьме Лос-Анджелеса (LA County Jail), где прошёл шестимесячный курс принудительного лечения. Теперь Паркер был "чистым" и поправившим здоровье. На сессии были записаны четыре классических вещи, в том числе композицию "Relaxin 'At Camarillo", основанную на блюзовом ритме с интригующей мелодией. В студии также собрались такие звёзды, как трубач Говард МакГи (Howard McGhee), пианист Додо Мармароса () и гитарист Барни Кессел (). Стабильно прекрасные соло Грея являются ещё одним подтверждением того, что он действительно достиг высшего уровня джазового артиста в тот период. Паркер тоже подбирался к пику своих творческих сил и в ближайшие месяцы он вернётся в Нью-Йорк, где сформирует свой исключительный квинтет, который осуществит записи, которые останутся непревзойдёнными в истории джаза.

В 1947 Грей также участвует в нескольких записях группы под управлением Эла Киллиана (Al Killian) для Jubilee, которые демонстрируют прекрасную форму саксофониста.

В конце 40-х музыкальная активность вдоль Central Avenue начала снижаться, частично из-за сокращения числа местных военных после окончания Второй мировой войны. Количество концертов сократилось и музыкантам стало труднее оставаться постоянно занятыми. В то же время многие биг бенды были урезаны до небольших составов или вообще были расформированы. Более того, Американская федерация музыкантов объявила бойкот компаниям звукозаписи в течение большей части 1948. В результате у музыкантов практически не осталось возможностей зарабатывать на жизнь.

Что касается Грея, он, несомненно, мог бы создать свой собственный квартет или квинтет и организовать концерты вдоль западного побережья. Но в то время он не набрался смелости стать лидером, что влекло за собой наём и увольнение персонала, работу с менеджерами, агентами по бронированию, владельцами клубов, звукозаписывающими компаниями и всеми бизнес-задачами, которые должны решать успешные лидеры. Ему было удобнее быть приглашённым сайдменом и оставлять решение деловых задач другим. Всё же у него появлялись случайные возможности стать лидером студийных сессий звукозаписи, где он мог подобрать собственный материал и продемонстрировать свои таланты.

В конце 40-х оркестр Бенни Гудмена (), наряду со многими другими, попал в трудные времена, когда менялись общественные вкусы и экономика бизнеса в целом. Под экономическим давлением того периода Гудмен решил отказаться от своего полного оркестра в пользу меньшего состава, обновить свою репертуарную книгу и аранжировки, и пересмотреть свой личный стиль игры.

Гудман впервые увидел выступление Грея в Калифорнии в 1947 году, когда они участвовали в одном и том же концерте, и ему сразу же понравилось то, что он услышал. Грей был молодым, но полностью сформировавшимся музыкантом, выросшим в эпоху свинга, но в то же время полностью разбиравшимся в сложностях бопа. Грей смог получить редкий комплимент из уст Гудмена, который никогда по-настоящему не любил бибоп: " Если Уорделл Грей играет боп, значит этот стиль стоит того потому, что Грей просто великолепен". Год спустя в мае 1948, когда Гудмен решил создать небольшую группу для предстоящих выступлений в Click Club Френка Палумбо (Frank Palumbo) в Филадельфии, он пригласил Грея, чтобы модернизировать звук группы. Эта группа также включала протеже Гудмена молодого шведского кларнетиста Аке "Стэн" Хассельгарда (Åke “Stan” Hasselgård), его давнего соратника Тедди Уилсона (), и представила более ориентированные на боп аранжировки Шорти Роджерса (Shorty Rogers), Эдди Саутера (Eddie Sauter), Мэри Лу Уильямс (Mary Lou Williams) и Мела Пауэлла (Mel Powell).

Наверняка Грей мог получить множество дивидендов от сотрудничества с такой крупной фигурой, как Гудмен, к тому же Грей находился в отличной форме в этот период. В письме к своей сестре Хассельгард описывал Грея как "самого лучшего исполнителя на теноре в Соединённых Штатах сегодня". Но на личном музыкальном уровне можно предположить, что Грей нашёл эту группу довольно ограниченной. Гудмен был хорошо известен как сторонник строгой дисциплины, который хотел, чтобы все развивалось лишь по его сценарию. Он пользовался своей властью в несколько пугающей манере, что крайне не устраивало Грея.

Осенью 1948 Гудмен создал новый полный оркестр с современными аранжировками Чико О'Фаррилла (Chico O'Farrill), в который вошли Грей и несколько других исполнителей, ориентированных на боп. Но подобный состав не был ориентирован на публику Гудмена, которая всё ещё хотела слышать композиции типа "Sing Sing Sing", "Big John Special" и другие свинговые хиты предыдущего десятилетия. Гудмену этого было достаточно и внезапно он отказался от современного джаза в пользу того, что он и его поклонники понимали и любили. Тем не менее, в течение полутора лет, пока Грей был с Гудменом, была выпущена отличная музыка и дано множество прекрасных выступлений. Было бы неточным и несправедливым характеризовать "флирт" Гудмена с бопом как провал. К счастью, многие из этих выступлений были записаны и доступны сегодня.

Параллельно с работой в оркестре Гудмена, Грей имел возможность участвовать в собственных сессиях записи и появляться вместе с другими группами, включая Тедда Дамерона (Tadd Dameron) в Нью-Йорке и, в особенности, Каунта Бейси (Count Basie), в оркестре которого он недолго играет в конце 1948 – начале 1949. Покинув Гудмена в конце сентября 1949, он Грей базируется в основном на Среднем Западе, особенно в Чикаго, и появляется с различными артистами, включая Билли Холлидей (Billie Holliday) и с менее известными фигурами, как Клод МакЛин (Claude McLin), Тони Роудс (Tony Rhodes) и Фил Хилл (Phil Hill). Он также выступает с небольшими составами под своим именем. Но в целом его карьера в этот период развивалась не особо стремительно.

На одном из его сеансов записи пост-Гудменовского периода был записан в среднем темпе блюз "Twisted". Несколько лет спустя (1952) вокалистка Энни Росс () добавила к нему довольно интересные стихи и записала популярную вокальную версию "Twisted". Ирония в том, что Грей становится более известен благодаря адаптации одной из его работ другими исполнителями, чем благодаря тому, что он сделал сам.

Каунт Бейси () не был застрахован от проблем, с которыми сталкивался Гудмен, и также был вынужден распустить свой оркестр. В июле-августе 1950 он решает собрать состав меньшего формата, в который он берёт трубача Кларка Терри (), кларнетиста Бадди ДеФранко (), гитариста Фредди Грина (Freddie Green), басиста Джимми Льюиса (Jimmy Lewis) и ударника Гаса Джонсона (Gus Johnson). Позицию тенор саксофониста получает Грей.

Но проходит не так много времени и Бейси собирает очередной биг бенд, в состав которого вместе с другими входят Кларк Терри () и Грей, который очень скоро становится ведущим тенор саксофонистом оркестра, тем самым заняв место, на котором ранее в биг бенде Бейси восседал Лестер Янг (Lester Young). Великолепные проходы Грея можно услышать в таких композициях, как "Little Pony" и "Every Tub".

На личном уровне Грею без сомнения было комфортнее с Бейси, нежели чем с Гудменом, да и музыкальная обстановка была по душе. В личной жизни наметились некоторые перемены. Его брак с Джери (Jeri) распался, и он сделал предложение Дороти Дювалл (Dorothy A. Duvall), с которой ранее встречался в Калифорнии. Церемония их бракосочетания прошла в Лос-Анджелесе 10 января 1951. Свидетелями этого торжественного события выступили Кларк Терри () и Фредди Грин (Freddie Green). Грей оставался с Бейси, но жизнь на дороге начала его утомлять. Это был не лучший путь для начала нового брака.

С большим сожалением в сентябре 1950 Грей покидает Бейси и поселяется в Лос-Анджелесе, надеясь, что сможет сосредоточить свою музыкальную деятельность на западном побережье. В семье была и дочь Дороти от первого брака, Паула Дювалл (Paula Duvall). Много лет спустя Паула написала, что "теперь, когда я достаточно взрослая, чтобы оценить его артистизм, я могу оценить его феноменальный талант. Он был прожорливым читателем ВСЕГО от философии, восточной духовной мысли, до всевозможных тайн ... всего подряд! И он был ОТЛИЧНЫМ поваром".

К тому времени, когда в конце 1951 Грей переселился в Калифорнию, джазовая деятельность вдоль Central Avenue в Лос-Анджелесе в значительной степени иссякла, и "повальное увлечение" джазом также прошло. Голливудская студийная работа была бы единственным направлением для него, учитывая его отличные музыкальные навыки и гибкость, но нет никаких данных о его попытках поиска таких возможностей. Вместо этого Грей находит работу в оркестре Бенни Картера (), с которым почти месяц выступает в Tiffany Club в Лос-Анджелесе, затем последовала серия концертов и выступлений с разными группами в районе Лос-Анджелеса, но постоянной музыкальной базы у него не было.

Он начал брать на себя роль наставника для многих молодых музыкантов западного побережья, таких как Арт Фармер (), Хемптон Хоус () и Френк Морган (Frank Morgan). Его ученики могли рассчитывать на советы от исполнительской техники до управления карьерой. Он восхищал всех своими обходительными манерами, хорошим чувством юмора и обширными знаниями. Арт Фармер () так выразил свои чувства:

"Уорделл был одним из самых прекрасных людей, которых я когда-либо знал, и он был для меня как старший брат. Он никогда не колебался, рассказывая мне о том, что он чувствовал и что мне необходимо знать. Я не могу вспомнить ничего негативного о нём ни как о человеке, ни как о музыканте. Очень жаль, что он прожил недостаточно долго для того, чтобы весь остальной мир услышал о нём".

Уорделл принимает участие в ряде студийных сессий звукозаписи, некоторые из которых делает под своим именем. Он записывается в сессиях, организованных Тедди Чарльзом (), Норманном Гранцем (Norman Granz), Луи Беллсоном (), Френком Морганом (Frank Morgan) и другими. Но к 1954 работы в Калифорнии становится ещё меньше, и чтобы заработать на жизнь, он был вынужден вернуться на дорогу. Он участвует в концертах в Сиэтле, Детройте, Чикаго, Нью-Йорке, Балтиморе, Кливленде, Бостоне и Торонто.

Великий баритон саксофонист Пеппер Адамс () так отзывался о Грее:

"Мы с Уорделлом отработали много, много концертов. (Мы) провели много времени вместе, когда не работали, потому что мы торговали книгами. Думаю, люди не считают, что есть джазовые музыканты, которые много читают и читают с удовольствием. И я занимался в университете в это же время, изучая английский язык и литературу. Уорделл очень интересовался тем, что я изучал в колледже. Мы делились мнениями о романистах, фильмах, постановках. Каждое воскресенье (мы) смотрели Омнибус... Часто, когда мы вдвоём были на сцене вместе с ритм-секцией, мы иногда обменивались инструментами. Уорделл был одним из лучших баритон саксофонистов, которых я когда-либо слышал в своей жизни. Если бы мне пришлось подумать о каком-либо влиянии на мой баритон саксофон, я бы сказал, что это Уорделл Грей".

Документальный фильм "The Forgotten Tenor" (1994) Авраама Раветта (Abraham Ravett) включает в себя воспоминания вдовы Дороти Дюваль Грей (Dorothy Duvall Gray), которые она прочла из писем, полученных от Грея в этот период. Письма полны слов его любви к ней, описаний чувства одиночества, отчуждения и тяжести жизни на дороге. В одном письме он говорит, что "если бы у меня появилась идея, как зарабатывать более-менее постоянные деньги в Л. А., я бы вернулся домой завтра же, чтобы просто быть с тобой, даже если бы здесь мне предложили больше".

В какой-то момент неожиданно выяснилось, что Грей подсел на наркотики. Трудно точно определить, когда это началось. Вначале это был способ снять стресс тяжёлого дня. Но в конце концов пагубная привычка начала приводить к неизбежным потерям. Нет никаких сомнений в том, что известие о его зависимости стало шоком для его многочисленных поклонников, которые смотрели на Грея как на модель правильного поведения. Пристрастие к наркотикам вполне объясняет снижение музыкальной деятельности в поздние годы, и, как часто отмечают, качество его игры заметно снизилось. Конечно, от случая к случаю он мог воспарить над своими проблемами и сыграть так же блестяще, как всегда, когда был в достаточной мере мотивирован. Одним из примеров, который, к счастью, был снят на плёнке, был концерт Джеральда Уилсона (Gerald Wilson) и его оркестра, который состоялся в Мемориале ветеранов (Veterans' Memorial) в Сан-Франциско 8 февраля 1954. В нём в качестве приглашённых звёзд приняли участие Грей, Зут Симс (Zoot Sims) и Стэн Гетц (), и Грей находился в превосходной форме. Это выступление было записано в высоком качестве, что случилось единственный раз в карьере Грея. Запись была выпущена в 2006. Кстати, этот концерт часто ошибочно датируется 1950 годом.

С другой стороны, его последний сеанс записи под своим именем в январе 1955 был несколько тусклым. На самом деле, отличный набор из четырёх CD, озаглавленный THE WARDELL GREY STORY, содержит материал, записанный до 1952.

Обстоятельства смерти Уорделла Грея видимо навсегда останутся скрытыми и будут предметом многих спекуляций, став вдохновением для загадочного романа "Death of a Tenorman" Билла Муди (Bill Moody). Известно, что Грей был приглашён для выступления в составе оркестра Бенни Картера () в Лас-Вегасе на церемонии открытия казино Moulin Rouge. Он действительно сыграл с оркестром в первый вечер, но 25 мая 1955 не появился на последующих двух из запланированных трёх ежедневных выступлений.

Во второй половине следующего дня его тело было обнаружено рядом с шоссе в нескольких милях от города. Было установлено, что он умер в другом месте, и позже его тело вывезли за город. Вскрытие было выполнено доктором Байроном П. Хауэллсом (Dr. Byron P. Howells) и в свидетельстве о смерти значилось "перелом пятого и шестого шейных позвонков с результирующим повреждением спирального корда". В нём также упоминается "ушиб мозга из-за удара по голове" и в графе "Причина возникновения травмы" значилось "падение на цементном полу". По одним слухам Грей был убит из-за долгов, сделанных им в азартных играх; по другим - он стал случайной жертвой расового насилия.

Он был похоронен на Detroit Memorial Park Cemetery, Warren Michigan, секция A, ряд 206, могила 2. Близкие друзья и музыканты коллеги, в том числе Пеппер Адамс () провели Грея в последний путь.

Грей, являясь обладателем очень мягкого тона, извлекал из своего инструмента лёгкие, плавные линии, которые отражают влияние на его творчество Лестера Янга (Lester Young).

19:20