Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Vince Guaraldi / Винс Гуаральди

Американский джазовый пианист и композитор, известный своими инновационными композициями и аранжировками, привлёкший внимание как автор музыки к анимационной телевизионной адаптации комикса "Peanuts", а позднее своим радио хитом "Cast Your Fate to the Wind".

Гуаралди родился в Сан-Франциско в районе North Beach, что позднее станет важным фактором в развитии его музыкальной карьеры. При рождении он получил фамилию своего биологического отца Деллалио (Dellaglio), но позднее родители развелись, мать Кармелла (Carmella (в девичестве Marcellino) вышла замуж за Тони Гуаралди (Tony Guaraldi), который усыновил мальчика, и Винс позднее взял фамилию отчима. Его дядя по материнской линии Маззи Марцеллино (Muzzy Marcellino) был музыкантом, вокалистом. Общее образование Винс получает в Lincoln High School, затем учится в San Francisco State College, и служит в рядах U.S. Army в качестве повара во время Корейской войны.

Первую запись Гуаральди сделал в ноябре 1953 с Колом Тьядером (Cal Tjader), которая была издана в начале 1954. Десяти дюймовый диск вышел под именем The Cal Tjader Trio, и включал композиции "Chopsticks Mambo", "Vibra-Tharpe" и "Lullaby of the Leaves". К 1955 Гуаральди создаёт собственное трио, в состав которого входят Эдди Дюран (Eddie Duran) и Дин Рейлли (Dean Reilly). В июне 1956 он снова возвращается к Тьядеру и становится важным участником двух составов виброфониста. Первый состав исполнял в основном стрейт (прямой или чистый) джаз и включал ударника Эла Торре (Al Torre), басиста Юджина Райта (Eugene Wright) и исполнителя на конгас и бонгос Луиса Канта (Luis Kant). Второй состав был собран весной 1958 и в него вошли басит Эл МакКиббон (Al McKibbon), Mongo Santamaría (конгас и бонгос) и ударник Уилли Бобо (Willie Bobo). Саксофонисты Пол Хорн (Paul Horn) и Жозе "Чомбо" Силва (Jose "Chombo" Silva) присоединялись к составу во время некоторых концертных выступлений и записей. Затем Гуаральди проходит через комбо Билла Харриса (Bill Harris), после чего работает со Сонни Криссом (Sonny Criss) и Джорджи Олдом (Georgie Auld). В конце 50-х он становится участником гастролирующего состава оркестра Вуди Хермана ().

В начале 1959 Гуаральди решает запустить на орбиту собственный проект. Он делает себе имя как композитор лёгких, романтических, с влиянием джаза композиций. Вполне вероятно, что Гуаральди так и остался бы достаточно уважаемой, но не очень знаменитой фигурой в мире джаза, если бы не его оригинальная композиция, которая вошла на его альбом JAZZ IMPRESSIONS OF BLACK ORPHEUS (1962), который был создан под впечатлением от просмотра франко-бразильского фильма "Black Orpheus", музыку к которому создали Антонио Карлос Жобим (Antonio Carlos Jobim) и Луис Бонфа (Luis Bonfá). Лейбл Fantasy Records, пытаясь поймать волну популярности музыки босса нова, выпустил сингл, на первой стороне которого располагалась версия композиции "Samba de Orpheus", который так и пропал бы без следа, если бы радио ди джеи не стали бы ставить в эфир вторую сторону сингла, на которой располагалась оригинальная композиция Гуаральди "Cast Your Fate to the Wind". Нежная, симпатичная мелодия выделялась на фоне остального эфира и быстро стала основным хитом, который в итоге приносит его автору премию Grammy в номинации "Лучшая оригинальная джазовая композиция" (Best Original Jazz Composition). Вот так сингл "Cast Your Fate to the Wind" добивается успеха в 1963, а два года спустя ещё больший успех сопутствует кавер версии этой темы, исполненной британской студийной группой Sounds Orchestral, которая входит в Billboard top 10 (весной 1965). В последующие годы песня исполнялась множество раз. Одной из лучших интерпретаций можно считать версию Девида Бенуа () из его альбома WAITING FOR SPRING (1989).

В отличие от многих поэтов-песенников, которые устали от своих самых больших хитов, Гуаральди никогда и не думал принимать просьбы сыграть этот хит, когда он выступал вживую. "Это похоже на подписание чека", - однажды заметил он.

В дальнейшем Гуаральди записывает альбом под названием , BOLA SETE AND FRIENDS с гитаристом Бола Сете (Bola Sete), басистом Фредом Маршалом (Fred Marshall) и ударником Джерри Гранелли (Jerry Granelli). Это становится началом периода сотрудничества между Гуаральди и Сете, где Гуаральди начал экспериментировать с музыкой с музыкой босса-нова, а также с электрическим пианино. Подобные эксперименты, возможно, стали причиной ухода Фреда Маршалла (Fred Marshall), который покинул группу в 1964, сославшись на "личностные разногласия" после того, как Гуаральди якобы бросил чашку кофе в Маршалла во время 17-го фестиваля джаза в Беркли. Как бы там ни было, а Гуаральди делает запись альбома THE ECLECTIC . Вскоре после этого он берёт на себя роль композитора и пианиста в приходе Евхаристии в Сан-Францисском соборе Грейс. Находясь под влиянием латины со времени его босса-нова дней с Бола Сете (Bola Sete), Гуаральди сочиняет несколько пьес в вальсовых темпах и несколько композиций, ставших джазовыми стандартами, и позже в 1965 записывает этот материал.

Гуаральди оценил потенциал некоторых поп-мелодий, звучавших на радиоволнах в те дни. Например, он записал собственную версию "I'm a Loser", написанную Джоном Ленноном (John Lennon) и ставшую хитом группы Beatles.

Однажды телевизионный продюсер Ли Мендельсон (Lee Mendelson), как раз искавший музыку к телевизионному мультипликационному сериалу "Peanuts", ехал в такси и по радио услышал сингл версию "Cast Your Fate to the Wind" в исполнении трио Гуаральди. Мендельсон связался с Ральфом Глисоном (Ralph J. Gleason), автором джазовой колонки в San Francisco Chronicle, который и свёл его с Гуаральди. Он предложил Винсу написать музыку к выходящему к Рождеству "Peanuts" и Гуаральди с энтузиазмом взялся за работу. Через две недели по телефону он наиграл Мендельсону мелодию, получившую название "Linus and Lucy". Весь саундтрек был записан трио Гуаральди с ударником Джерри Гранелли () и басистом Фредом Маршаллом (). Гуаральди написал музыку к семнадцати выпускам "Peanuts", а также в 1969 стал автором музыки к фильму "A Boy Named Charlie Brown" и одноименной телевизионной программе. В 60-х он также записывается с Конте Кандоли () и Френком Росолино (Frank Rosolino).

5 февраля 1976 он был на ужине в доме Ли Мендельсона (Lee Mendelson) и почувствовал себя не очень хорошо, жалуясь на диспепсический дискомфорт в желудке, хотя до этого наблюдавший Гуаральди врач сказал, что беспокоиться не о чём. Следующим вечером, после того, как он завершил первую часть концерта в ночном клубе Butterfield в Менло-Парке, штат Калифорния, где исполнил свою интерпретацию "Eleanor Rigby" группы Beatles, Гуаральди и барабанщик Джим Циммерман (Jim Zimmerman) вернулись в номер в соседнем отеле Red Cottage Inn, чтобы отдохнуть перед следующим сетом. Циммерман вспоминал: "Он шёл по комнате и просто рухнул. Вот и всё". Причины смерти называли разные - сердечный приступ или аневризма аорты. Раньше в этот же день Гуаральди только что закончил записывать саундтрек к " It's Arbor Day, Charlie Brown".

Смерть Гуаральди была ударом для его коллег. "Это было совершенно неожиданно", - сказал Мендельсон. "В день его похорон они играли музыку из "Charlie Brown" в церкви. Это был нелёгкий день, ведь он был таким молодым. Это был один из самых печальных дней в моей жизни. Он был в моём дома накануне [его смерти], и сказал, что чувствовал себя не очень хорошо, и не знал, чем это вызвано". Аниматор из "Peanuts" Билл Мелендез (Bill Meléndez) добавил: "Он был настоящим хорошим парнем, и мы будем скучать по нему". Он был похоронен на кладбище Святого Креста (Holy Cross Cemetery) в Colma, California.

В середине 90-х к его музыке вновь неожиданно возникает большой интерес во время культа так называемой "космической" электронной музыки.

В марте 2012 была опубликована биография Гуаральди под названием " at the Piano", которую написал Деррик Банг (Derrick Bang), в которой он рассказал о карьере и роли Гуаральди на джазовой сцене Северной Калифорнии, книга также включает полную дискографию и фильмографию, как и приложение, в которое вошли цитаты бывших сайдменов Гуаральди.

Некоторые из композиций Гуаральди из "Peanuts" были записаны Дейвом Брубеком (), Уинтоном Марсалисом () и другими джазовыми музыкантами. Джазовый музыкант Девид Бенуа () часто называл Гуаральди и его музыку из "Peanuts Christmas" в качестве источников, пробудивших его интерес к джазу. В 1985 Бенуа записал свою кавер версию "Linus and Lucy" для альбома THIS SIDE UP, который пользовался значительным успехом на радио и помог запустить на орбиту жанр смус джаза. Кроме того, в свой альбом WAITING FOR SPRING (1989) он включил композицию Гуаральди "Cast Your Fate to the Wind".

Пианист Джордж Уинстон (George Winston) в 1996 выпустил альбом, посвящённый Гуаральди под названием LINUS AND LUCY – THE MUSIC OF . Уинстон исполнил множество пьес из "Peanuts", которые не были выпущены самим Гуаральди. "Мне нравятся его мелодии и его аккордовые прогрессии", - сказал Уинстон о Гуаральди. - "У него действительно особый способ раскладывать голоса". Альбом стал очень успешным, заставив Уинстона сделать запись под названием LOVE WILL COME – THE MUSIC OF , VOLUME 2, выпущенная в начале 2010. В 2003 в программу альбома THE CHARLIE BROWN SUITE & OTHER FAVORITES вошло концертное исполнение восьми частей "Charlie Brown Suite". Материал был взят с кассет из частной коллекции Уинстона.

10:10