Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Stan Levey / Стен Леви

Слушайте ушами, играйте сердцем.

Стен Леви

Стен Леви, один из самых выдающихся барабанщиков своего поколения, родился в 1926 в Филадельфии, где его отец продавал автомобили и организовывал поединки. Один из редких барабанщиков — не только потому, что был левшой — он принадлежит к небольшому числу белых, что стояли у истоков бибопа, и по значимости своего вклада в музыку не уступает Кенни Кларку () и Максу Роучу (). Стоило неудаче показаться на горизонте, как Стэн побеждал её левым хуком и продолжал идти дальше вперёд. Искусству всегда требуются такие талантливые и целеустремлённые люди, как Стен Леви.

Ещё подростком, Стен бросил школу и начал работать, занимаясь чисткой машин своего отца, а также полупрофессионально боксировал, попутно забавляясь игрой на барабанах. В конце 40-х, ему довелось попробовать себя в карьере боксёра. Однажды, он даже появился на одной афише с Джо Луисом (Joe Louis). "Поначалу я был неплохим белым иудеем-тяжеловесом, — вспоминает Леви. – Но потом появилась боль и я понял, что пора завязывать". От рождения он был левшой, но играл на ударных как правша, пока, вдохновлённый игрой Чика Уэбба (Chick Webb), не начал играть, как ему было удобно.

Первое выступление Стена Леви прошло совместно с Диззи Гиллеспи () в одном из клубов Филадельфии в 1942 и после него он был нанят на постоянной основе за 18 долларов в неделю. В то время он был простым шестнадцатилетним самоучкой, у которого даже не было своей установки. На вопрос о своём выборе белого барабанщика Гиллеспи с гордостью отвечал: "Покажите мне чернокожего барабанщика, который играет лучше, и я найму его". Трубач дорожил своим протеже, поэтому год спустя взял его с собой в Нью-Йорк, где Стен познакомился с пионером бибопа Максом Роучем и стал, по словам Гиллеспи, "учеником Макса".

После поездки в Нью-Йорк, в 1944 Леви эпизодически успел поработать с Коулменом Хокинсом (), Телониусом Монком () и Литтл Бенни Харрисом (Little Benny Harris) и позже, благодаря Гиллеспи, с группой бопового контрабасиста Оскара Петтифорда (Oscar Pettiford) в клубах Spotlite и Onyx Club на 52-й улице в Нью-Йорке. В апреле того же года, заменив Роуча, он стал участником революционного квинтета Гиллеспи, играющего в клубе Three Deuces вместе в Чарли "Птицей" Паркером (). После недели выступлений заработок коллектива удвоился. Записаны, сделанные на скорую руку аранжировки и отыграны два концерта в Town Hall. Бибоп считали исключительно музыкой чернокожих и белые только копировали основные формы этого джазового стиля, но благодаря вдохновенной игре и таланту, Леви был принят равным в общество чернокожих бибоп-джазменов.

Коллектив середины 40-х — квинтет Гиллеспи-Паркера — критик из Los Angeles Times Леонард Фэзер (Leonard Feather) охарактеризовал как "первый бибоп-коллектив гениев, играющих на 52-ой улице — знаменитом месте Манхэттена, где джазовые клубы расположены по обе стороны". В коллективе тогда также играли пианист Эл Хейг () и контрабасист Кёрли Расселл (Curly Russell).

Леви стали приглашать на записи серьёзных альбомов, где он поражал всех своей способностью играть в высоком темпе и расставлять свойственные бибопу неожиданные акценты. Паркер собрал свой коллектив и Леви ненадолго присоединился к нему, пока не начал играть в биг бенде Вуди Германа (). Повторно он присоединился к бибоп-коллективу во главе с Гиллеспи в декабре 1945, чтобы поучаствовать в восьминедельном ангажементе в лос-анджелесском клубе Билли Берга (Billy Berg).

Выступление смешанного коллектива, где играли белые и чёрные музыканты – Гиллеспи, Паркер, Милт Джексон (), Лаки Томпсон (Lucky Thompson), Эл Хэйг () и Рэй Браун (), в Калифорнии раскололо общество. Молодые музыканты были вдохновлены новаторскими идеями, а ветераны эры свинга просто не могли понять происходящего. К этому необходимо прибавить уникальное чувства времени Паркера — поэтому неудивительно, что выступление вошло в историю джаза.

Стен в то время делил комнату с Чарли Паркером (), что давало ему возможность лицезреть процесс творчества легендарного саксофониста. Одна из его любимых историй о том времени повествует, как однажды, проснувшись среди ночи, Bird сочинил и сыграл свою грандиозную пьесу "Confirmation", после чего снова уснул.

Новаторская игра Леви во времена становления бибопа нашла отражение в прозвище, данном ему Гиллеспи – "оригинальный оригинал" ("the original original"). Оставаясь на заднем плане, он держал отличную пульсацию, позволяя тебе двигаться куда угодно, как музыкально, так и ритмически" — описывал стиль Леви вибрафонист Терри Гиббс () в интервью газете Times.

После укрепления позиций бибопа, Леви сменил направление и в 1952 присоединился к оркестру Стена Кентона () (альбомы CITY OF GLASS и PORTRAITS OF STANDARDS), где он играл более продуманный джаз, "джаз для интеллектуалов". Опыт, полученный в биг бендах Чарли Вентуры (), Джорджи Олда (Georgie Auld), Фредди Слэка (Freddie Slack) и Вуди Германа (), помог ему на выступлениях с этим оркестром в 1952-1954. После переезда в Калифорнию в 1954 вместе с несколькими коллегами по оркестру Стена Кентона (), Леви стал инициатором появления "cool school" на Западном побережье, но в его стиле, чётком и мелодичном, было больше от бопа, чем от кул-джаза. Немногим музыкантам удалось перейти от нью-йоркского бибопа к кул-джазу западного побережья с той лёгкостью, с какой это сделал Стен Леви. Основанная на бопе, манера его игры оживляла многие коллективы, с которыми ему довелось играть. Например, Lighthouse All Stars Ховарда Рамси (Howard Rumsey) из Гермоза-Бич.

Один из коллег Леви по оркестру Ховарда Рамси (Howard Rumsey) так вспоминал совместную работу: "Я работал с ним три года в Lighthouse. Стен был отличным человеком и музыкантом. Он пришёл из жестокого мира бокса и уличных драк и производил впечатление огромного плюшевого медведя, которого не стоило злить, иначе бы он вас убил. Но, тем не менее, он был отличным музыкантом и чутким человеком. C уверенностью могу сказать, что он один из моих любимых барабанщиков. Мы оба играли у Стена Кентона (), но только в разное время. Все музыканты, с кем ему пришлось работать у Кентона в один голос утверждают, что Стен был лучшим барабанщиком биг бенда".

В 50-е Леви также записывался и под своим собственным именем, начиная с альбома STANLEY THE STEAMER (1954, Affinity) и заканчивая прекрасным QUINTET (1957, VSOP).

С момента начала работы в студии в 1958, Леви становится одним из самых востребованных музыкантов Америки. Помимо большого количества записей на альбомах известных исполнителей и саундтреков к сотням кинофильмов и телесериалов, он был ещё и членом оркестра под управлением Скитча Хендерсона (Skitch Henderson), работавшем в "Tonight Show". В начале 60-х он продолжал работать студийным музыкантом, также выступая со множеством звёзд первой величины, включая Пегги Ли (Peggy Lee) и Эллу Фитцджеральд (Ella Fitzgerald). Игра Леви была чистой и аккуратной и ему особенно удавались быстрые номера в стиле боп.

В 1973 году Стен Леви принимает решение завершить свою музыкальную карьеру. Последней его работой стало участие в качестве композитора и исполнителя в пяти фильмах для компании Disney, где режиссёром и продюсером был Филипп Эббот (Philip Abbot). Это были обучающие фильмы длительностью не более часа. Перестав играть, Стен был удовлетворён тем, что сделал за время своего творчества. Хотя Леви и покинул музыкальный бизнес, критики часто вспоминали его музыкальный вкус, динамику игры и способности барабанщика.

Позже, он совершит ещё один переход, сменив карьеру одарённого барабанщика на карьеру изобретательного фотографа, получившего признание коллег и чьи фотографии можно встретить повсюду. Фотография — старое хобби — стало для него работой, где он вновь проявил себя мастером своего дела. Когда началась удачная карьера фотографа, Леви жил в южной Калифорнии. Каждый день приходилось выезжать на работу на поезде, и Стен иногда шутил: "Я по-прежнему в разъездах (имея ввиду музыкальной гастроли)".

Его жизнь описана в томе "Stanley Levey, Central and Beyond", который является частью "UCLA Library of Oral Jazz History". Также, информацию о нём можно найти в Смитсоновском институте (Smithsonian Institute) наряду с информацией о Диззи Гиллеспи (). В 2004 режиссёр Артур Шелби Притц (Arthur Shelby Pritz) снял биографический фильм ": The Original Original" как дань уважения одному из лучших американских барабанщиков и фотографов.

Стен тихо скончался во вторник, 19 апреля 2005 года в Valley Presbyterian Hospital после длительной борьбы с раком. Ему было 79.

За свою жизнь он принял участие более чем в 1400 (в другом источнике, более чем в 2000) записях, сотрудничая с такими именами как:

Музыканты: Диззи Гиллеспи (), Чарли Паркер (), Коулмэн Хокинс (), Арт Тейтум (), Бен Уэбстер (), Декстер Гордон (Dexter Gordon), Эррол Гарднер (Errol Garner), Майлс Дэвис (Miles Davis), Джордж Ширинг (George Shearing), Лестер Янг (Lester Young), Рой Элдридж (Roy Eldridge), Зут Симмс (Zoot Simms), Стэн Гетц (Stan Getz), Джон Льюис (John Lewis), Рэй Браун (), Сонни Ститт (Sonny Stitt), Барни Бигард (), Джерри Маллигэн (Gerry Mulligan), Винс Джиралди (Vince Guaraldi), Ли Конитц (), Бад Шэнк (Bud Shank), Чарли Вентура (), Скотт ЛаФаро (Scott LaFaro), Виктор Фельдман (Victor Feldman), Арт Пеппер (), Чарли Барнетт (t).

Биг бенды под управлением: Бенни Гудмена (), Стена Кентона (), Вуди Германа (), Куинси Джонса (Quincy Jones), Джорджи Олда (Georgie Auld), Чарли Вентуры (), Бойда Рэйберна (Boyd Reaburn), Нельсона Риддла (Nelson Riddle), Билли Мэя (Billy May), The Tonight Show Band Скитча Хендерсона (Skitch Henderson).

Певцы и певицы: Элла Фитцджеральд (Ella Fitzgerald), Пегги Ли (Peggy Lee), Фрэнк Синатра (), Гэри Кросби (Gary Crosby), Пэт Бун (Pat Boone), Барбара Стрейзанд (Barbara Streisand), The Supremes, Вик Дамон (Vic Damone), Нэнси Уилсон (Nancy Wilson), Нэт Кинг Коул (Nat King Cole), Сара Вон (Sarah Vaughn) и многие другие.

Принимал участие более чем в 300 кинофильмах, где снимались такие знаменитые артисты, как: Лало Шифрин (Lalo Schiffrin), Генри Манчини (Henry Mancini), Нельсон Риддл (Nelson Riddle), Андре Превин () и многие другие. Участвовал более чем в 3000 телевизионных шоу и еженедельных выпусках: Bat Man, Mission Impossible, Mannix, Munsters, Addams Family и многих других.

Стен также записал несколько альбомов со своим квинтетом и альбом DRUMMING THE BLUES со своим другом Максом Роучем ().

15:01