Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Richard Rodgers / Ричард Роджерс

Американский композитор, известный в основном своей работой в музыкальном театре. На его счету музыка к более чем к девятистам песням и сорока трём бродвейским мюзиклам. Также сочинял музыку для фильмов и телевидения. Наиболее известен в соавторстве с поэтами-песенниками Лоренцем Хартом (Lorenz Hart) и Оскаром Хаммерстайном II (Oscar Hammerstein II). Роджерс был одним из самых значительных американских композиторов 20-го века, а его композиции оказали значительное влияние на популярную музыку и музыкальную культуру США.

С Хартом он написал множество мюзиклов в 1920-х и 1930-х годах, включая “Pal Joey”, “A Connecticut Yankee”, “On Your Toes” и “Babes in Arms”. С Хаммерстайном он написал мюзиклы 1940-1950-х годов, такие как “Oklahoma!”, “Flower Drum Song”, “Carousel”, “South Pacific”, “The King and I” и “The Sound of Music”. Его сотрудничество с Хаммерстайном, в частности, прославилось тем, что привело бродвейский мюзикл к новой зрелости, рассказывая истории, сосредоточенные вокруг характеров и драмы, а не легкомысленных развлечений, которыми жанр был известен до этого.

Роджерс является первым обладателем всех четырёх главных премий для деятелей кино и музыки, известных под собирательной аббревиатурой ЭГОТ (англ. EGOT): Tony, Oscar, Grammy и Emmy, и одним из двух человек (второй — Марвин Хэмлиш), получивших кроме них и Пулитцеровскую премию. В 1978 году Роджерс вошёл в первую группу тех, кто был удостоен награды Центра Кеннеди за достижения всей жизни в искусстве.

Ричард Роджерс родился в Квинсе, Нью-Йорк в богатой еврейской семье доктора Уилльяма Абрахамса Рогозинского (William Abrahams), потомка эмигрантов из России, сменившего фамилию на Роджерс. Начал играть на фортепиано в шесть лет. Он посещал школу № 166, Таунсенд Харрис Холл и среднюю школу ДеВитта Клинтона. Лето своего раннего подросткового возраста Роджерс провел в лагере Вигвам (Уотерфорд, штат Мэн), где он сочинил несколько своих первых песен.

Роджерс, как и Лоренц Харт, и Оскар Хаммерстайн II, закончил Колумбийский университет. В Колумбийском университете Роджерс вступил в братство Pi Lambda Phi. В 1921 году Роджерс перешёл в Институт музыкального искусства (ныне Джульярдская школа). На Роджерса повлияли такие композиторы, как Виктор Герберт (Victor Herbert) и Джером Керн (Jerome Kern), а также оперетты, на которые его водили родители в детстве.

В 1919 году Ричард познакомился с Лоренцом Хартом (Lorenz Hart) благодаря Филиппу Левитту (Phillip Levitt), другу старшего брата Ричарда. Роджерс и Харт несколько лет пробовали себя в области музыкальной комедии, написав несколько любительских шоу. Их профессиональный дебют состоялся с песней "Any Old Place With You", прозвучавшей в бродвейской музыкальной комедии 1919 года "A Lonely Romeo". Их первой профессиональной постановкой стала "Poor Little Ritz Girl" 1920 года, в которой также звучала музыка Зигмунда Ромберга (Sigmund Romberg). Премьера их следующего профессионального шоу, "The Melody Man", состоялась только в 1924 году.

Когда Роджерс только окончил колледж, он работал музыкальным руководителем у Лью Филдса (Lew Fields). Среди звёзд, которым он аккомпанировал, были Нора Байес (Nora Bayes) и Фред Аллен (Fred Allen). Роджерс подумывал совсем уйти из шоу-бизнеса, чтобы продавать детское нижнее белье, когда в 1925 году их с Хартом наконец настиг первый успех. Они написали песни для благотворительного шоу, представленного престижной Театральной гильдией под названием The Garrick Gaieties, и критики нашли шоу свежим и восхитительным. Рассчитанное всего на один день, шоу имело успех, и Гильдия разрешила возобновить его позже. Самым большим хитом шоу - песней, которая, по мнению Роджерса, "сделала" Роджерса и Харта - была песня " Manhattan ". Наконец эти двое стали бродвейскими авторами песен.

На протяжении всего десятилетия дуэт написал несколько хитов для Бродвея и Вест-Энда, включая " Dearest Enemy" (1925), " The Girl Friend " (1926), "Peggy-Ann" (1926), " A Connecticut Yankee " (1927) и " Present Arms " (1928). В их шоу 1920-х годов были исполнены такие стандарты, как "Here in My Arms", "Mountain Greenery", "Blue Room", "My Heart Stood Still" и "You Took Advantage of Me".

В первой половине 1930-х годов, когда депрессия была в самом разгаре, коллектив искал более благоприятные условия в Голливуде. Трудолюбивый Роджерс позже сожалел об этих относительно бездейственных годах, но, находясь на западе, они с Хартом написали несколько классических песен и партитур к фильмам, включая " Love Me Tonight " (1932) (режиссер Рубен Мамулян, который позже будет ставить " Oklahoma! " на Бродвее), в которой были представлены три стандарта: "Lover", "Mimi" и "Isn't It Romantic?". Роджерс также написал мелодию, для которой Харт написал три последовательных текста, которые либо были вырезаны, либо не записаны, либо не стали хитом. Четвертый текст вылился в одну из самых известных песен - "Blue Moon", написанную в 1934 году и поначалу не попавшую в кино, но ставшую популярной на радио и в записях многих исполнителей, в том числе и в СССР в исполнении А.В. Варламова. Сам Роджерс считал наиболее удачными записи версии Билли Холидей (Billie Holiday), Франка Синатры (Frank Sinatra) и Дорис Дей (Doris Day).

. Среди других работ в кино - партитуры к фильмам " The Phantom President " (1932), с Джорджем М. Коханом в главной роли, " Hallelujah, I’m a Bum" (1933), с Элом Джолсоном в главной роли, и, после быстрого возвращения из Голливуда, " Mississippi " (1935), с Бингом Кросби и У. К. Филдсом в главных ролях.

В 1935 году они вернулись на Бродвей и написали почти непрерывную череду хитов, которая закончилась незадолго до смерти Харта в 1943 году. Среди наиболее известных - " Jumbo" (1935), " On Your Toes" (1936, в который вошёл балет " Slaughter on Tenth Avenue " в хореографии Джорджа Баланчина), " Babes in Arms" (1937), " I Married an Angel" (1938), " The Boys from Syracuse" (1938), " Pal Joey" (1940) и их последняя оригинальная работа " By Jupiter" (1942). Роджерс также участвовал в написании книг к нескольким из этих шоу.

Многие песни из этих шоу до сих пор поют и помнят, включая "The Most Beautiful Girl in the World", "My Romance", "Little Girl Blue", "I'll Tell the Man in the Street", "There's a Small Hotel", "Where or When", "My Funny Valentine", "The Lady Is a Tramp", "Falling in Love with Love", "Bewitched, Bothered and Bewildered" и "Wait till You See Her".

В 1939 году Роджерс написал балет " Ghost Town" для Ballet Russe de Monte Carlo в хореографии Марка Платоффа.

Из-за проблем Харта со здоровьем, Роджерс был вынужден искать другого поэта-песенника. М стал Оскар Хаммерстайн II (Oscar Hammerstein II), с которым он ранее написал несколько песен. Их первый мюзикл, новаторский хит “Oklahoma!” (1943), положил начало самому успешному сотрудничеству в истории американского музыкального театра. Их работа произвела революцию в музыкальной форме. То, что раньше было набором песен, танцев и комических поворотов, удерживаемых вместе непрочным сюжетом, стало полностью интегрированным произведением.

В дальнейшем команда создала ещё четыре хита, которые являются одними из самых популярных в истории мюзиклов. По каждому из них был снят успешный фильм: Carousel (1945), South Pacific (1949, лауреат Пулитцеровской премии 1950 года за драму), King and I (1951) и The Sound of Music (1959). Среди других постановок - незначительный хит Flower Drum Song (1958), а также относительные неудачи Allegro (1947), Me and Juliet (1953) и Pipe Dream (1955). Они также написали партитуру к фильму State Fair (1945) (который был переснят в 1962 году с Пэтом Буном) и специальному телевизионному мюзиклу Cinderella (1957).

В результате их сотрудничества было создано множество известных песен, включая "Oh, What a Beautiful Mornin'", "People Will Say We're in Love", "Oklahoma" (которая также стала государственной песней штата Оклахома), "It's A Grand Night For Singing", "If I Loved You", "You'll Never Walk Alone", "It Might as Well Be Spring", "Some Enchanted Evening", "Younger Than Springtime", "Bali Hai", "Getting to Know You", "My Favorite Things", "The Sound of Music", "Sixteen Going on Seventeen", "Climb Ev'ry Mountain", "Do-Re-Mi" и "Edelweiss", последняя песня Хаммерстайна.

В 1952 году Роджерс стал главным героем двухсерийного специального выпуска телешоу Эда Салливана "Toast of the Town".

Большая часть работ Роджерса с Хартом и Хаммерстайном была оркестрована Робертом Расселом Беннетом (Robert Russell Bennett). Роджерс написал двенадцать тем, которые Беннетт использовал при подготовке оркестровой партитуры для 26-серийного телевизионного документального фильма о Второй мировой войне "Victory at Sea" (1952-53). Этот фильм телекомпании NBC стал пионером "компилятивного документального фильма" - программы, основанной на уже имеющихся кадрах, и в итоге был показан в десятках стран. Мелодия популярной песни "No Other Love" была позже взята из темы Victory at Sea под названием "Beneath the Southern Cross". Роджерс получил "Эмми" за музыку к документальному фильму ABC "Winston Churchill: The Valiant Years", созданный Эдди Саутером (Eddie Sauter), Херши Кеем (Hershy Kay) и Робертом Эмметом Доланом (Robert Emmett Dolan). Роджерс написал музыкальную тему "March of the Clowns" к телесериалу 1963-64 годов "The Greatest Show on Earth", который длился 30 серий. Он также написал тему главного заголовка для исторического антологического телесериала 1963-64 годов "The Great Adventure".

В 1950 году Роджерс и Хаммерстайн получили Золотую медаль Ассоциации столетних Нью-Йорка "в знак признания выдающегося вклада в развитие города Нью-Йорка". Роджерс, Хаммерстайн и Джошуа Логан (Joshua Logan) получили Пулитцеровскую премию за драму " South Pacific ". Роджерс и Хаммерстайн получили специальную Пулитцеровскую премию в 1944 году за " Oklahoma! ".

В 1954 году Роджерс дирижировал Нью-Йоркским филармоническим оркестром, исполняя фрагменты из "Victory at Sea", "Slaughter on Tenth Avenue" и "Carousel Waltz" для специальной пластинки, выпущенной Columbia Records.

Мюзиклы Роджерса и Хаммерстайна получили в общей сложности 37 премий "Тони", 15 премий Академии, две Пулитцеровские премии, две премии "Грэмми" и две премии "Эмми".

После смерти Хаммерстайна в 1960 году Роджерс написал слова и музыку для своего первого нового бродвейского проекта “No Strings” (1962, получившего две премии "Тони"). Шоу стало небольшим хитом, в нем прозвучала песня "The Sweetest Sounds".

Роджерс также написал слова и музыку для двух новых песен, использованных в киноверсии "The Sound of Music". (Другие песни в этом фильме были написаны Роджерсом и Хаммерстайном).

Роджерс продолжал работать с лириками: Стивеном Сондхаймом (Stephen Sondheim) (“Do I Hear a Waltz?”), который был протеже Хаммерстайна, Мартином Чарнином (Martin Charnin) (“Two by Two, I Remember Mama”) и Шелдоном Харником (Sheldon Harnick) (“Rex”).

На церемонии вручения дипломов в 1978 году колледж Барнард наградил Роджерса своей высшей наградой - медалью Барнарда за выдающиеся заслуги.

В 1978 году Роджерс был одним из почетных гостей на первой церемонии Kennedy Center Honors.

На церемонии вручения премии "Тони" в 1979 году - за полгода до смерти - Роджерсу была вручена премия памяти Лоуренса Лангнера (Lawrence Langner) за выдающиеся достижения в американском театре.

Всего мюзиклы Роджерса и Хаммерстайна получили 35 «Тони», 15 «Оскаров», 2 «Пулитцеровские премии», 2 «Грэмми» и 2 «Эмми».

Роджерс умер в 1979 году в возрасте 77 лет, пережив рак челюсти, сердечный приступ и ларингэктомию. Он был кремирован, и его прах был развеян в море.

В 1990 году театр на 46-й улице был переименован в театр Ричарда Роджерса в память о нём. В 1999 году Роджерс и Харт были отмечены на почтовых марках США. В 2002 году столетний юбилей со дня рождения Роджерса был отмечен во всем мире книгами, ретроспективами, спектаклями, новыми записями его музыки и бродвейским возрождением "Oklahoma!". В том году на BBC Proms целый вечер был посвящен музыке Роджерса, включая концертное исполнение "Oklahoma!”. В том же году Бостонский оркестр популярной музыки выпустил новый диск, посвященный Роджерсу, под названием My Favorite Things: A Richard Rodgers Celebration.

Алек Уайлдер (Alec Wilder) написал о Роджерсе следующее:

“Из всех авторов, чьи песни рассматриваются и изучаются в этой книге, песни Роджерса демонстрируют наивысшую степень последовательного совершенства, изобретательности и утонченности... Проведя несколько недель за исполнением его песен, я не просто впечатлен и уважаю его: Я поражен".

Роджерс является членом Американского театрального зала славы.

Наряду с Академией искусств и литературы, Роджерс также основал и учредил премию для композиторов музыкальных театров, не имеющих широкой известности, для создания новых постановок, либо в виде полноценных спектаклей, либо в виде постановочных чтений. Это единственная награда, на которую Академия искусств и литературы принимает заявки, и вручается она каждый год.

Розмари Клуни (Rosemary Clooney) записала версию песни "Falling in Love with Love" Роджерса в стиле свинг. После записи Ричард Роджерс сказал ей, что песню следует петь как вальс. Аранжировка песни Роджерса и Харта "Blue Moon" группы The Marcels в стиле ду-воп, сделанная в 1961 году, так возмутила Роджерса, что он дал объявления на всю страницу газеты, призывая людей не покупать эту песню. Его усилия не увенчались успехом, так как песня заняла первое место в чартах. После того как Дорис Дэй (Doris Day) записала песню "I Have Dreamed" в 1961 году, он написал ей и ее аранжировщику Джиму Харберту (Jim Harbert), что это самое прекрасное исполнение его песни, которое он когда-либо слышал.

После того как Пегги Ли (Peggy Lee) записала свою версию песни Роджерса "Lover" с аранжировкой, кардинально отличающейся от первоначально задуманной им, Роджерс сказал: "Не знаю, почему Пегги придирается ко мне, она могла бы испортить "Silent Night". Мэри Мартин (Mary Martin) говорила, что Ричард Роджерс написал для нее песни для "South Pacific", зная, что у неё небольшой вокальный диапазон, и песни, как правило, позволяли ей выглядеть лучше всех. Она также сказала, что Роджерс и Хаммерстайн прислушивались ко всем её предложениям, и что ей очень хорошо с ними работалось. Роджерс и Хаммерстайн хотели пригласить Дорис Дэй (Doris Day) на главную роль в киноверсии "South Pacific", и она, как сообщается, хотела получить эту роль. Они обсуждали это с ней, но после того, как её менеджер/муж Мартин Мелчер (Martin Melcher) не отступил от своего требования о высокой зарплате для неё, роль досталась Митци Гейнор (Mitzi Gaynor).

В 1943 году Ричард Роджерс стал девятым президентом Гильдии драматургов Америки.

Личная жизнь

В 1930 году Роджерс женился на Дороти Белль Файнер (1909-92). Их дочь, Мэри (1931-2014), была композитором “Once Upon a Mattress” и автором детских книг. Позже Роджерсы потеряли дочь при рождении. Другая дочь, Линда (1935-2015), также сделала короткую карьеру автора песен. Сын Мэри и внук Ричарда Роджерса, Адам Геттел (Adam Guettel) стал композитором музыкального театра, получил премии "Тони" за лучшую партитуру и лучшие оркестровки к спектаклю "The Light in the Piazza" в 2005 году. Питер Мельник (Peter Melnick), сын Линды Роджерс, стал композитором пьесы "Adrift In Macao", которая дебютировала в Филадельфийской театральной компании в 2005 году и была поставлена вне Бродвея в 2007 году.

Роджерс был атеистом. Он был склонен к депрессии и злоупотреблению алкоголем, и из-за этих проблем некоторое время провёл на лечении в больнице.

23:48