Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Rhoda Scott / Рода Скотт

Американская исполнительница на органе, работавшая в основном в стиле соул джаз.

Дочь странствующего священника, она выросла в традициях небольших афроамериканских церквей. Именно во время аккомпанемента Евангелиям и негритянским спиричуэлс в возрасте восьми лет раскрылся её исключительный музыкальный талант.

Хотя она была самоучкой, она была полна решимости совершенствовать своё музыкальное образование, и после посещения Вестминстерского хорового колледжа в Принстоне, штат Нью-Джерси, она поступила в Манхэттенскую школу музыки в Нью-Йорке, где была удостоена премии Бордена за самый высокий средний балл, и получила степень магистра музыки в 1967 году.

В июле 1967 года она впервые приехала во Францию, чтобы изучать контрапункт, гармонию и композицию в Американской консерватории изящных искусств в Фонтенбло у великой Нади Буланже (Nadia Boulanger), у которой преподавали, среди прочих, Аарон Коупленд (Aaron Copeland), Пьер Анри (Pierre Henry), Филипп Гласс (Phillip Glass), а также Куинси Джонс (Quincy Jones).

После такого выдающегося образования Рода Скотт чувствует себя непринужденно в любом контексте: классическая музыка, джаз, госпел и блюз. Одарённая исключительной памятью, она может сыграть сотни тем из стандартов, но оказалась способна сочинить и большую часть своего репертуара.

Именно Каунт Бейси (Count Basie) открыл её и нанял играть в своём клубе в Гарлеме, там же её игру услышал Эдди Барклай (Eddie Barclay), во время пребывания в Нью-Йорке со своим другом Раулем Сент-Ивом (Raoul Saint-Yves). Впечатленные её оригинальным стилем и коммуникативным талантом, они предложили ей приехать в Париж. Директор известного джаз-клуба Le Bilboquet Рауль Сент-Ив (Raoul Saint-Yves) подписал с ней контракт в июле 1968 года. В следующем году на лейбле Barclay вышел её первый французский альбом "Take A Ladder", на котором, в сопровождении ударных Даниэля Юмайра (Daniel Humair), она исполнила джазовые стандарты, а также темы из "West Side Story" и собственную композицию "Take A Ladder". Альбом имел немедленный успех, как у критиков, так и у слушателей.

В совершенстве владея своим органом Hammond, знаменитым B-3, подключенным к трём колонкам Leslie, Скотт записывается и выступает, как правило, с единственным помощником - барабанщиком, играя собственные басовые партии на педальной панели органа. Для игры она неизменно снимает обувь, за что получила прозвище "Босоногая леди", или, по-французски, "l'Organiste aux Pieds Nus".

В октябре 1969 года она вышла замуж за Рауля Сент-Ива (Raoul Saint-Yves), который продолжал быть продюсером её многочисленных записей, обычно связанных с определенными обстоятельствами ("Live At The Olympia" в 1971 году, "In New York With Thad Jones and Mel Lewis Jazz Orchestra" в 1975 году, "With Kenny Clarke" в 1977 году и т.д.) или определенной темой ("Ballades" в 1973 году, "Orgues de Noël" в 1977 году, "Negro Spirituals" в 1983 году и т.д.) Все они выходили на лейбле Barclay. В 1978 году Эдди Барклай (Eddie Barclay) вручил Скотту трофей, свидетельствующий о продаже более 500 000 проданных альбомов.

С появлением компакт-диска, когда многие её виниловые альбомы переиздавались или компилировались, Скотт подписала контракт с лейблом Verve и записала альбомы "Frame For The Blues" (1992), "Feeling The Groove" (1993) и "Alone" (1997). В 2003 году её альбом "Encore, Encore, Encore" с Люсьеном Добатом (Lucien Dobat) на ударных был выпущен на лейбле Sunnyside (США).

Скотт часто востребована за её мощный звук Хаммонда. Среди её многочисленных совместных работ можно упомянуть "Organ Masters" с Эммануэлем Бексом (Emmanuel Bex), Тьерри Элиесом (Thierry Eliez), Стефаном Патри (Stéfan Patry) и Бенуа Суриссом (Benoît Sourisse), "Soul Sisters" с певицей Ла Вель (La Velle), "Rock My Boat" с Дэвидом Линксом (David Linx) и Андре Чеккарелли (André Ceccarelli), или "Djangolized" со скрипачкой Аурор Вуальке (Aurore Voilqué). На сцене она выступала с Эллой Фицджеральд (Ella Fitzgerald), Джорджем Бенсоном (George Benson) и Рэем Чарльзом Ray Charles).

На знаменитом фестивале "Jazz à Vienne" в 2004 году она создала женский квартет Роды Скотт с музыкантами Софи Алур (Sophie Alour, тенор-сакс), Айрель Бессон (Airelle Besson, горн) и Жюли Саури (Julie Saury, ударные). Группа просуществовала долго, когда Айрель Бессон заменила Лиза Кэт-Берро (Lisa Cat-Berro, альт-сакс). В 2017 году Стефан Порте (Stéphane Portet), владелец Sunset, создал свой собственный лейбл, чтобы записать диск "We Free Queens", со специальными гостями Жеральдин Лоран (Geraldine Laurent), Анн Пасео (Anne Pacéo) и Жюльеном Алуром (Julien Alour).

В 2018 году Соктт было присвоено звание Commandeur в Ордене искусств и литературы. Она постоянно живёт в Шартре и активно сотрудничает со многими хоровыми коллективами, сделав аранжировки Negro Spiritual, которые поют по всей Франции. В 2014 году, спустя 47 лет после получения первой степени магистра, Скотт получила степень магистра искусств в области истории и исследования джаза в Ратгерском университете Нью-Джерси.

Для своего 80-летнего юбилея Скотт выбрала подрастающее поколение джазовых женщин Франции. Великая леди органа Hammond предлагает нам джаз, щедрый на свинг и прикосновение блюза; музыку столь же радостную, сколь и живую, музыку в поле зрения каждого слушателя.

23:26