2020 Adam Rudolph - Focus and Field {Meta} [24-48]
На протяжении всей своей богатой карьеры прозорливый перкуссионист и композитор Адам Рудольф постоянно отправляется в неизведанные области звука - некоторые из них реальные, поскольку его исследования и путешествия привели его по всему миру и в различные культуры; и многие из них воображаемые, поскольку он объединяет широкие традиции в поразительно оригинальную музыку или создает фантастические царства, которые он как воображает, так и исследует. Как описывает свой подход Рудольф: "С каждой записью и каждым концертом я всегда пытаюсь сделать что-то, чего никогда не делал раньше".
Рудольф вновь достигает этой сложной цели со своим захватывающим дух новым альбомом Focus and Field, который должен выйти 4 декабря 2020 года на собственном лейбле перкуссиониста Meta Records. Новый ансамбль из восьми человек, являющийся ответвлением его Go: Organic Orchestra, собрался для завораживающего выступления в нью-йоркском клубе Roulette в марте, за несколько дней до того, как мир, казалось, остановился из-за последствий глобальной пандемии. Хрупкое, но совершенно завораживающее настроение, вызванное Рудольфом и его ансамблем, кажется в ретроспективе провидением, потрясающей демонстрацией целительной и общинной силы спонтанной композиции.
"Выступление в тот вечер было похоже на один вдох и один выдох, которые разделяли музыканты и зрители", - вспоминает Рудольф. "Музыка направлена на взаимосвязь того, что мы называем "вещами" в западном понимании, и все присутствующие на концерте были настроены на это с мощным фокусом. Это была по-настоящему волшебная ночь, и моей целью было удержать магию этого пространства как можно дольше, не разрушая заклинания".
Потрясающие возможности неугомонной изобретательности Рудольфа никогда не были так очевидны, как в его последних релизах. В своем шедевре 2019 года Ragmala: A Garland of Ragas он объединил свой Go: Organic Orchestra с индийскими классическими музыкантами из бруклинской группы Raga Massive, чтобы создать то, что DownBeat назвал "великолепно сложным гобеленом из звуков, оттенков и ощущений". За ним последовал Imaginary Archipelago, альбом, разительно отличающийся по концепции, масштабу и звучанию. Вместе с давними соратниками Хамидом Дрейком и Ральфом М. Джонсом он отправился в неизведанную страну звуковых изобретений, соединив влияние древних традиций, реальных и воображаемых, с современными технологиями и техниками.
Focus and Field - еще один неожиданный поворот на неуловимую территорию, произведение, имеющее общие черты с работами Рудольфа, но при этом совершенно самобытное. Учитывая инструментарий, в котором западные классические инструменты, такие как альт, фагот и кларнет, сочетаются с японскими и азиатскими инструментами (синобуэ, барабаны тайко, пири, саенгванг, сякухати и т. д.), непосвященному было бы соблазнительно охарактеризовать альбом как встречу восточных и западных традиций. Но Рудольф не спешит отвергать подобные "путевые" намерения; ансамбль был вдохновлен тем, что, как надеется композитор, станет искрометной химией между отдельными музыкантами и уникальной палитрой, предоставляемой собранными звуками - но всегда с его собственной уникальной композиторской/дирижерской концепцией, направляющей их.
Применяя новый подход к своему оригинальному стилю дирижирования, Рудольф вдохновился концепцией Jo Ha Kyu, которая берет свое начало в древней японской придворной музыке Gagaku и занимает центральное место в театре Noh. Каждая часть концепции представляет собой этап расширения и сжатия энергии: Jo - зарождение, Ha - распад и диссонанс, Kyu - ускорение к завершению. "Джо Ха Кю - это общий способ понимания взаимосвязи движения вещей в природе с искусством, - говорит Рудольф. Речь идет о расширении и сжатии энергии, что также связано с идеей инь и ян. Это простая, но глубокая идея, потому что она дает вам основу для процесса".
Основные элементы, которые Рудольф использует в Focus and Field, будут знакомы последователям Go: Organic Orchestra - Cosmograms, вызывающие партитуры, которые напоминают спиральные рукава звуковой галактики и работают как гармонические головоломки, которые можно собирать и пересобирать в различных комбинациях; Ostinatos of Circularity, многослойные полиритмы, которые придают музыке импульсивное движение и сложность; наряду с освещающими пассажами, написанными в традиционной западной нотации, которые могут быть зациклены в ключевые моменты, но играются с удивительной свободой выражения.
Но части, использованные в Focus and Field, совершенно новые и привязаны к концепции Jo Ha Kyu, что создает нечто идентично рудольфовское, но интригующе свежее. Временами музыка вызывает сравнения, хотя бы концептуальные, с аномальными предшественниками - от Тору Такемицу до Мортона Фельдмана, от Art Ensemble of Chicago до непревзойденных наставников Рудольфа, Юсефа Латифа и Дона Черри.
Музыка сохраняет захватывающее напряжение на протяжении всего альбома, затаенное дыхание удивительным образом сохраняется до финального катарсического освобождения. Центральным элементом альбома является почти 30-минутный открывающий трек "Tsuzumi", в котором звучит мощный и драматичный вокал и игра на сямисэне Сумиэ Канеко, одной из трех новых участниц. Также в состав группы вошли пири и сэнхван Гамин, считающаяся национальным достоянием в своей родной Корее, и великая танцовщица Кодо Чиеко Кодзима, которую, конечно, нельзя услышать на альбоме, но чье присутствие сыграло ключевую роль в формировании музыки во второй половине концерта.
Слова, которые Канеко выбрала для "Цузуми", взяты из поэмы XII века Рёдзин Хишо, рассказывающей о путешествии женщины-шамана, чтобы принести барабан своему народу. Разумеется, это удачный выбор, учитывая центральную роль ручного барабана в музыке Рудольфа (он часто сравнивал свой подход к дирижированию ансамблями с игрой на своем арсенале барабанов), и в результате получилось вызывающее, размашистое повествование, изобилующее тайнами и яркими мысленными образами. "Это стало невероятной оперой", - описывает Рудольф, все еще пребывая в благоговении. "Это было настолько мощно, что она смогла набраться смелости и воображения, чтобы отправиться с нами в эти невероятные сферы".
Остальные участники ансамбля - давние соавторы или члены аморфного Go: Organic Orchestra. Известный флейтист и перкуссионист Каору Ватанабе, с которым Рудольф затеял проект, является членом оркестра с момента открытия его нью-йоркской инкарнации в 2005 году. Отношения Рудольфа с виртуозом многоствольных духовых Недом Ротенбергом зародились еще раньше, в 1974 году, когда оба были студентами Оберлинского колледжа.
Скрипачка Стефани Гриффин, фаготистка Сара Шенбек, кларнетист Иван Баренбойм и флейтист Мишель Джентиле - все они ветераны Go: Organic Orchestra и были частью масштабной версии ансамбля на альбоме Ragmala. И в отличие от Go: Organic Orchestra, где он придерживается исключительно дирижирования, Рудольф берет в руки ручные барабаны во время второй части "Focus and Field", демонстрируя еще одну сторону своей яркой музыкальной личности.
"Я был так вдохновлен, работая с этой группой музыкантов", - говорит Рудольф. "Они смогли направить свою невероятную виртуозность в центр процесса и эстетики, к которой я стремился. Пока я дирижировал, мы могли дышать и говорить вместе, создавая органичную форму".
Результат - завораживающее проявление духовного подхода Рудольфа к музыке, который перекликается с его практикой T'ai Chi Ch'uan в ее соединении движения и медитации. "Я стараюсь следовать своему интуитивному ощущению того, где музыка хочет дышать", - говорит он. "Вы пытаетесь течь и соединять все в один плавный жест, чтобы держать свой разум в этом состоянии медитации, когда эго не толкает его в ту или иную сторону. Это действие без усилий".