Лучшие джазовые альбомы 2023 по версии Нью-Йорк Таймс / Best Jazz Albums of 2023
Самые яркие альбомы года были созданы артистами, которые выходят за границы, объединяются с новыми коллегами и делают собственные смелые заявления.
Вождь Сиан аТунде Аджуа "Bark Out Thunder Roar Out Lightning" - это его первый жесткий отход от джаза, в категорию которого он пытался проскользнуть всю свою карьеру.
То, что мы называем "джазом", не желает прекращать выходить за свои границы, переделывать себя, появляться в новых формах, идентифицируемых только по самым основным нитям их ДНК. В этом году все его субкультуры выдали вдохновенные работы; многие из них представлены ниже.
1. Chief Xian aTunde Adjuah, "Bark Out Thunder Roar Out Lightning". Вполне уместно, что самый мощный альбом в этом списке - это празднование самобытности, стойкости и сопротивления коренных народов. Для вождя Аджуа (ранее Кристиана Скотта) "Bark Out Thunder Roar Out Lightning" - это также его первый жесткий отход от джаза, в категорию которого он пытался проскользнуть всю свою карьеру. Здесь он выступает вместе с другой традицией, которая его воспитала: сообществом "марунов" - черных индейцев-маскировщиков Нового Орлеана, известных как индейцы Марди Гра. Это первый LP Аджуа без трубы. Вместо этого он объединяется с группой членов своей семьи и давних соратников, пересматривая классику из репертуара черных индейцев и добавляя свои собственные, новомодные призывные крики через щипковые струны коры и барабаны.
2. Jaimie Branch, "Fly or Die Fly or Die Fly or Die Fly or Die ((World War))". Джейми Бранч уже почти закончила микширование этого альбома - третьей студийной пластинки ее квартета труба-виолончель-бас-барабаны Fly or Die, - когда она внезапно умерла в 2022 году. Трудно представить себе более яркий и щедрый прощальный подарок. Бранч (как и Аджуа) была декларативным трубачом, который только недавно обрел свой неизысканный, но восхитительный певческий голос. Этим голосом она призывает нас любить, волноваться и ставить себя на кон.
3. Kassa Overall, "Animals". Слияние хип-хопа и джаза в творчестве Кассы Оверала кажется естественным продолжением его больших творческих запросов. Кредит... Майкл Тайрон Дилейни Имея общего предка, джаз и хип-хоп должны быть естественным сочетанием, но никто еще не смог сделать так, чтобы это слияние было похоже на их собственное. Касса Оверал, мягко говорящий барабанщик, продюсер и M.C., играет в другую игру: Он задает жесткие, аналитические вопросы о романтике и самосознании, социальном программировании, психическом здоровье в тревожном мире. Он также работает с уникальным составом коллег: Дэнни Браун, Ник Хаким, Лаура Мвула, Вики. То, что джаз и современный хип-хоп лежат в основе стиля Overall, просто случайно. Именно поэтому они кажутся необходимыми.
4. Ambrose Akinmusire, "Owl Song". Этот год был преобразующим для Амброза Акинмузире, который стал художественным руководителем Института джаза имени Херби Хэнкока при Университете Калифорнии в Лос-Анджелесе, покинул свой давний дом на Blue Note Records и выпустил пару завораживающих альбомов. (Второй - "Beauty Is Enough", полностью импровизационный сольный LP.) На "Owl Song" он собрал двух мастеров, которые почти никогда не играли вместе, - гитариста Билла Фризелла и барабанщика Херлина Райли - для уютной, но не украшенной сессии, оставив много открытого воздуха в этих восьми оригинальных мелодиях.
5. Zoh Amba, Chris Corsano & Bill Orcutt, "The Flower School". Зох Амба записала свой альбом 2023 года с двумя доверенными старейшинами. Перемещая не более трех нот за раз, удерживая их и утончая, Зох Амба играет на тенор-саксофоне, находясь внутри четырех стен грохочущего сердца. Менее пышная, чем Чарльз Гейл, не такая дикая, как Гато Барбьери, более медленная, чем Дэвид Мюррей, ее игра содержит элементы каждого из этих авангардных саксофонистов. Она записала эту плотную 30-минутную работу с прогорклой электрогитарой и грохочущими барабанами вместе с двумя проверенными старейшинами с более грубого края цепи свободного импровизирования.
6. Джонатан Суазо, "Ricano Бостонского саксофониста и композитора Джонатана Суазо в равной степени привлекают соул-боп Кенни Гарретта и пуэрториканские джазовые гибриды Мигеля Зенона. На альбоме "Ricano" он руководит латиноамериканским оркестром на стальных ногах, в состав которого входят мощный вокал, мощная роговая секция и, на протяжении всего альбома, не менее семи перкуссионистов, играющих на доминиканских и пуэрториканских инструментах.
7. Mendoza Hoff Revels, 'Echolocation' Здесь речь идет не о точности или аккуратном балансировании. Гитарист Эва Мендоза, басист Девин Хофф, саксофонист Джеймс Брэндон Льюис и барабанщик Чес Смит играют на пике интенсивности, с большой концентрацией и большим количеством переливов. Черпая страницы из Сонни Шаррока, Фреда Фрита, Глена Бранки и Тони Айомми, Мендоза держит группу вместе, взрывая ее на части.
8. Мика Томас, 'Reveal' Мика Томас, энергичный и амбидекстровый пианист, известный по своей работе в квартете саксофониста Иммануэля Уилкинса, должен был сделать громкое заявление о себе. Тем не менее, третий LP пианиста вышел с характерной скромностью: запись акустического трио, на которой он часто прибавляет обороты, не повышая громкости. На самом деле, когда ритм-секция (Дин Торри на басу и Кейвон Гордон на барабанах) нагнетает обстановку, Томас, кажется, больше всего склонен сбавить обороты.
9. Матана Робертс, 'Coin Coin Глава пятая: В саду". Серия альбомов Матаны Робертс "Coin Coin" длится уже более десяти лет, продолжая практику эксгумации, почитания и наследования. Песни, похожие на гимны, на этой пластинке взяты из летописи предков художницы по материнской линии, но Робертс, саксофонист и "саунд квилтер" по собственному признанию, придает этим песням современный словарный запас и самоощущение. В основе лежит смесь струнных, рожков и перкуссии, а также синтезаторы от Кипа Мэлоуна, продюсера альбома.
10. Enji, 'Ulaan' Не корите себя за то, что пропустили этот альбом, когда он вышел в июле, но и не позволяйте ему пройти мимо: это третий релиз молодой певицы монгольского происхождения, живущей в Мюнхене, с голосом, звучащим чуть выше шепота. Энджи смешивает прохладные джазовые регистры с отголосками традиции "длинной песни" (Urtiin Duu) своей родной страны. Подобные джазовые певицы в стиле кафе редко звучат так непритязательно, оригинально и свободно.