Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

2022 Paquito D’Rivera - Manteca {Delta Music}

Родившийся на Кубе и живущий в Нью-Йорке саксофонист и кларнетист Пакито Д'Ривера совмещает карьеру в латинском джазе с заказами как классический композитор и выступлениями с симфоническими оркестрами. Classical New Jersey писал: "Играет ли он Баха или пост-боп, мастерство владения инструментами и [его] выразительные возможности не вызывают сомнений".

Понимание музыки Д'Ривера унаследовал от своего отца, Тито, классического саксофониста и дирижера. В возрасте пяти лет отец начал обучать его музыкальной теории. Уже через год он играл достаточно хорошо, чтобы ему платили как музыканту. К семи годам он стал самым молодым музыкантом, представившим музыкальный инструмент (саксофоны Selmer). Три года спустя он выступал с оркестром Национального театра Гаваны. Хотя сначала он играл на сопрано-саксофоне, Д'Ривера перешел на альт после того, как научился играть по книге "Метод саксофона Джимми Дорси: A School of Rhythmic Saxophone Playing. Укрепляя свои знания о музыке и технике игры, Д'Ривера начал учиться в Гаванской консерватории музыки в 1960 году. В 1965 году он стал солистом Кубинского национального симфонического оркестра. После выступления с оркестром кубинской армии он вместе с пианистом Чу Чу Вальдесом основал Кубинский оркестр современной музыки и в течение двух лет был его дирижером.

В 1973 году он присоединился к восьми членам Оркестра кубинской современной музыки, чтобы создать группу Irakere. Группа, объединившая джаз, рок, классику и традиционную кубинскую музыку, стала первой кубинской группой после Кастро, подписавшей контракт с американским звукозаписывающим лейблом. Вместе с группой Д'Ривера гастролировал по всему миру, а Irakere стал джазовым ансамблем с самым высоким рейтингом. В 1979 году группа присоединилась к американским джазовым и рок-исполнителям на музыкальном фестивале "Гавана Джем", который был записан и выпущен в следующем году. В 1981 году Д'Ривера дезертировал с Кубы и переехал в США. Вскоре он уже играл с такими американскими музыкантами, как Диззи Гиллеспи, Дэвид Амрам и Марио Бауза. По словам Баузы, Д'Ривера был "единственным музыкантом, которого я знаю на сцене, играющим настоящий латинский джаз, все остальные играют афро-кубинский джаз".

Дебютный сольный альбом Д'Риверы, Blowin', вышел в июне 1981 года, а через год за ним последовал Mariel. Журнал "Тайм" писал: "Джаз, который он исполняет, романтичный, соленый и чувственный, не признает никаких политических границ. Его корни в равной степени уходят в тепличные латинские ритмы его родины и в высоко летящие рога Чарли Паркера, Джона Колтрейна и Ли Коница". В 1988 году Д'Ривера был приглашен в состав 15-звездной группы Гиллеспи "Оркестр Объединенных Наций". В том же году он был приглашенным солистом Национального симфонического оркестра на премьерном исполнении "David Street Blues" Роджера Келлуэя в Центре Джона Кеннеди. Он продолжал участвовать в различных проектах. Помимо выступлений с Paquito D'Rivera Big Band, Paquito D'Rivera Quintet, группой камерной музыки Triangulo и группой калипсо и сальсы Caribbean Jazz Project, он начал принимать заказы на сочинение произведений для камерных групп и оркестров. В 1989 году он написал "Нью-Йоркскую сюиту" для саксофонного квартета Джеральда Дановича, а пять лет спустя - "Aires Tropicales" для Aspen Wind Quintet. Впоследствии это произведение исполнялось по меньшей мере четырьмя квинтетами.

В 1997 году альбом Д'Риверы "Portraits of Cuba" получил премию "Грэмми" как лучшее исполнение латинского джаза. Летом 1999 года он сотрудничал с немецким камерным оркестром Werneck в серии программ "Д'Ривера встречает Моцарта". Д'Ривера был художником-резидентом Комиссии исполнительских искусств Нью-Джерси и художественным руководителем джазовых программ Общества камерной музыки Нью-Джерси. Его автобиография "Моя саксонская жизнь" была опубликована испанским книжным издательством Seix Barral, а вскоре после этого планируется выход романа "En Tus Brazos Morenos".

Весной 2000 года вышел альбом Live at the Blue Note, а в начале 2001 года - Habanera. В 2001 году Д'Ривера выпустил альбом The Clarinetist, Vol. 1, свою первую запись, в которой он полагался исключительно на сильные стороны своего одноименного деревянного духового инструмента. Появившаяся в 2002 году "Brazilian Dreams", концертная запись с участием New York Voices и трубача Клаудио Родити, получила "Грэмми" в номинации "Лучший альбом латинского джаза". За ним в 2003 году последовал свингующий Big Band Time. В 2004 году последовало еще несколько хорошо принятых альбомов, включая Music of Both Worlds, Tribute to Cal Tjader и Riberas, последний из которых получил латинскую премию "Грэмми" за лучший классический альбом. В 2005 году последовало номинированное на "Грэмми" джазовое камерное трио. В 2007 году Д'Ривера выпустил альбом Funk Tango, который получил еще одну премию "Грэмми", на этот раз за лучший латиноамериканский джазовый альбом. Два года спустя он объединился с кларнетисткой Сабиной Мейер для альбома Jazz Clazz.

В 2010 году Д'Ривера выпустил обширный концертный альбом Panamericana Suite, который получил две премии Latin Grammy в номинациях "Лучший альбом латинского джаза" и "Лучшая классическая современная композиция". Затем Д'Ривера присоединился к парагвайской классической гитаре-виртуозу Берте Рохас для альбома Día y Medio: A Day and a Half в 2012 году. В 2013 году Д'Ривера отдал дань памяти своей матери, выпустив альбом трио Songs for Maura на бразильскую тематику, который также получил премию "Грэмми" в номинации "Лучший латиноамериканский джазовый альбом". Год спустя он объединил свою любовь к джазу и классике в альбоме Jazz Meets the Classics, в котором были представлены авантюрные переработки композиций Бетховена, Моцарта, Шопена и других авторов. В альбоме Aires Tropicales, выпущенном в 2015 году, Д'Ривера выступил в сопровождении струнного квартета Quinteto Cimarron. В 2016 году Д'Ривера представил музыку известного мексиканского певца, пианиста и композитора Армандо Мансанеро на альбоме Paquito & Manzanero.

~ Крейг Харрис

15:15