Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

2022 Mike Holober & Balancing Act - Don't Let Go {Sunnyside}

Это подходящее название для группы под руководством Холлобера; во многих отношениях управление Холлобером своими многочисленными музыкальными вдохновениями - это балансирование. С одной стороны, наиболее известна его работа с большими коллективами, такими как WDR Big Band, HR Big Band и Gotham Jazz Orchestra, чья последняя работа с Холобером во главе, Hiding Out, была номинирована на премию GRAMMY® в 2020 году. С другой стороны, есть магнетизм еще большей самореализации, когда пишешь для меньшей группы и руководишь ею.

"После того, как я так долго концентрировался на работе с большими группами, - говорит Холобер, - Balancing Act существует для того, чтобы удовлетворить мою потребность снова писать для небольшой группы и руководить ею, а также сделать полностью личное заявление, где плоды коллективной работы сочетаются с руководством группой и личными художественными целями".

Но балансировка - это не только поиск оптимального соотношения между большими и малыми группами; это также поиск баланса между классическими и джазовыми импульсами Холобера. Don't Let Go - это цикл песен из 14 частей, разделенный на два комплекта - по одному для каждого из двух дисков альбома - записанных в октябре 2019 года в зале Аарона Дэвиса в кампусе Городского колледжа Нью-Йорка, где Холобер преподает с 1995 года. Работа предназначена для прослушивания в представленном порядке, подобно циклам песен таких классиков, как Роберт Шуман, Сэмюэль Барбер и Ральф Воган Уильямс.

Конечно, когда в состав группы входят Марвин Стамм (труба и флюгельгорн), Дик Оаттс (альт- и сопрано-саксофон, флейта), Джейсон Ригби (тенор-саксофон, кларнет, бас-кларнет), Марк Паттерсон (тромбон), Майк МакГирк (бас) и Деннис Макрел (барабаны), можно быть уверенным, что импровизации, основанные на джазе, не будут скудными. Присутствие бразильской вокалистки Джамиле только усиливает выразительную палитру группы и динамическое взаимодействие.

Рапсодическая по своей природе, структура и подача Don't Let Go заинтересуют слушателей всего музыкального спектра. Временами она выглядит как джаз, вдохновленный классикой, а временами - как классика, вдохновленная джазом. Так и было задумано. Холобер создал группу Balancing Act в 2015 году, и ее одноименная премьерная запись попала в ежегодные списки "лучших" многих джазовых критиков. В 2017 году Холобер попросил (и выиграл) заказ от программы "Новые джазовые произведения" Chamber Music America на создание композиции Don't Let Go, потому что, по его словам, его привлекают "контрастные элементы и идеи, смешение стилей, грувов и влияний различных джазовых и классических языков".

Поэтому неудивительно, что он использует талант вокалиста Джамиля в несколько нетрадиционной манере. "Хотя в некоторых композициях есть тексты, - объясняет Холобер, - "Balancing Act не предназначен для демонстрации певца. Я использую голос как еще один фронтальный инструмент, часто исполняя ноты без слов".

Вот почему Холобер описывает Balancing Act как "джазовый октет с голосом". Послушайте "Four-Letter Words", "Kiss the Ground" и, особенно, "A Summer Midnight's Dream" и "Morning Hope", чтобы почувствовать разнообразие контекстов, в которых используется экспансивная музыкальность Джамили. Когда она не выступает на авансцене, воплощая в жизнь написанные Холобером тексты, она не в перерыве; будь то импровизационный скэттинг или бессловесное вокальное исполнение строк, обычно не предназначенных для голоса, Джамиле используется как еще одна часть инструментария октета, добавляя текстуру и цвет.

Холобер говорит, что духовный импульс для Don't Let Go родился из его желания "исследовать концепцию "надежды" в контексте современных социальных, политических и экологических реалий". Эта надежда проявляется в том, как он решил представить эту программу - пьесы, которые по отдельности самодостаточны, но неразрывно связаны со своими музыкальными компаньонами и максимально эффективны, как эмоционально, так и музыкально, когда представлены как единое целое. Этот руководящий принцип применим не только к целому, но и к самим частям, отдельным песням цикла.

"Necessary", завершающая первый сет, хорошо говорит о стремлении Холобера выявить связь и найти баланс между индивидуальным и коллективным, с блестящими индивидуальными выступлениями Ригби и Паттерсона, уступающими место секционной игре высочайшей точности.

"I Wonder", открывающая второй сет, продолжает исследование двойственности и контрастов Холобера, открываясь атмосферным сольным фортепианным прологом, а затем демонстрируя ритм-секцию (плюс Джамиле) как размашистый квартет, прерываемый концентрированными всплесками поддержки рогов. Рога снова выходят на первый план в "You're a Long Way from Home", но нет необходимости вести счет. Будь то Холобер с веселым, задорным соло ("Touch the Sky"), Оаттс, пронзающий на сопрано-саксофоне задумчивость, вызванную босса-новой ("Letting Go"), или Джамиль и Стамм, исполняющие мелодичную, театральную балладу ("You Never Know"), - каждый из этих талантливых музыкантов получает здесь по заслугам.

Заглавная и заключительная композиция служит духовным гимном этой концертной сюиты. Это не просто предложение, это музыкальный императив, одновременно бодрящий и вызывающе оптимистичный. Созданный специально в эти времена и для этих времен, обращенный как к голове, так и к сердцу, этот песенный цикл подтверждает оценку Downbeat, назвавшего Холобера "одним из лучших современных композиторов/аранжировщиков нашего времени".

09:04