Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

2020 Steve Cardenas - Blue Has a Range {Sunnyside}

Гитариста из Нью-Йорка Стива Карденаса нелегко определить по нескольким основным признакам. Его игра непритязательна, его композиции столь же тонки, а его личность обладает еще более скромным характером, что делает его несколько скрытым в тени современного джазового мира. Тем не менее, гитарист-ветеран уже более четверти века записывается и играет с лучшими международными джазовыми тяжеловесами сегодняшнего, вчерашнего и завтрашнего дня. Между Lead Belly Project Адама Нуссбаума, Electric Guitar Quartet Джона Патитуччи и Mercy Project Джона Кауэрда, Карденас использовал свои нежные гитарные линии для некоторых из самых примечательных записей современного джаза последнего десятилетия. Хотя его собственная работа в качестве лидера менее заметна в календаре релизов, она, по крайней мере, столь же увлекательна и сильна, как и его выступления в качестве сайдмена, и показывает джентльмена-гитариста, чье утонченное прикосновение сочетается с композиторским мастерством. Все его достоинства продемонстрированы на альбоме Blue Has a Range, и они эмоционально переданы и исполнены командой мечты - барабанщиком Брайаном Блейдом, Кауэрдом на клавишах и Беном Эллисоном на басу.

Одна вещь, которая бросается в глаза в гитарной игре и композиции Карденаса, - это отказ от аккордов. На протяжении всей пластинки, представляющей собой смесь пост-боповых голов и структур более современных амбиций, Карденас представляет однолинейные мелодии, горизонтальные переборы и ловкие соло, не зацикливаясь на акробатических гармонических упражнениях. Особенность, которую он и Каухерд по случайному совпадению (или вовсе не по случайному) разделяют. Только благодаря наслоению различных инструментов рождается гармонический каркас и силы напряжения. Каждый голос отчаянно нуждается в другом, чтобы выполнить свое предназначение.

Взаимодействие между четырьмя музыкантами интимно, терпеливо и отмечено сильным чувством знакомства между игроками. Они уже много лет являются единым целым. Мелодические фрагменты, ритмические импульсы и динамические сигналы зажигаются одним, подхватываются другим и передаются следующему, как единый организм в постоянном движении. В "The Lost and Found" есть особый момент, когда Карденас в импровизационной манере изменяет фрагмент головы мелодии, прежде чем Коухерд реагирует на него, снова вдыхает и выдыхает идею, а затем ведет ее сердцевину по неожиданным, но, казалось бы, очевидным дорогам. Легкомыслие, с которым пианист распознает суть дела, способ его изменения и последующей последовательности в качестве импульса для упражнений на черном и белом, не что иное, как мастерство. Его не теряющая при этом эмоциональной связи мелодия только усиливает ощущение исключительной музыкальности.

В той же мере, в какой такие упражнения, как "Reflector" или "Siquijor", соответствуют стилистическому подходу открывающего альбома, другие вещи противостоят ему. "Blue Language" - это ода блюзовой форме, в которой Карденас виртуозно исполняет аккордовые мелодии в качестве сольного вступления к мелодии. Коухерд вступает в поддержку исключительно синих нот, после чего деконструированный блюз медленно превращается в коллективное празднование древней традиции. "Language of Love" противопоставляет блюзовую лексику собственному детищу блюза в тяжелой экспозиции романтической RnB-баллады. Даже понятие "гладкость" подвергается сомнению в конце альбома, где нечеткие диссонансы обмениваются между Кауэрдом и Карденасом энергичным и ритмичным образом на "Signpost Up Ahead". Возможно, Джон Скофилд имеет какое-то отношение к твиновым и шутливым репликам Карденаса, которые он бросает в редкие реверансы Брайана Блэйда с открытыми хай-хэтами и громовыми барабанными переборами.

Когда все сказано и сделано, "Blue Has a Range" не меняет представления о том, как джаз подходит к квартету во главе с гитарой. Что альбом действительно делает, так это представляет забытого гитариста на самом пике его творчества и технической ловкости. В названии альбома воплощена последовательная привлекательность этой коллекции песен, которая одновременно демонстрирует широкий диапазон нюансов и глубины в рамках конкретного звукового пространства. Возможно, нет более захватывающего цветового диапазона для открытия, чем синий, и, вероятно, нет никого более подходящего для этой работы, чем Стив Карденас.

https://www.allaboutjazz.com/blue-has-a-range-steve-cardenas-sunnyside-records__16975

01:09