2022 Diego Rivera - Mestizo {Posi-Tone}
С потрясающей смесью грации и силы тенор-саксофонист Диего Ривера преодолевает культурные границы, чтобы передать убедительное послание интеллекта и инклюзивности на своем последнем релизе "Mestizo". Критически настроенные слушатели могут оценить эти выступления как серию вовлеченных дискуссий, использующих репризу контекста и контраста между ведущими голосами роговых и ласковой поддержкой и ретардацией их безупречной ритм-секции в составе пианиста Арта Хирахары, басиста Бориса Козлова и барабанщика Руди Ройстона. Это собрание ярких моментов также замечательно дополняется присутствием феномена трубы Алекса Сипягина, который присоединяется к Ривере в качестве его помощника-де-кама, обеспечивая музыкальные предложения пронзительной интенсивности, которые постоянно служат для эскалации всего происходящего на другой уровень. Тем не менее, если мы слишком сосредоточимся на взаимодействии элементов, то рискуем упустить смысл диалога и перепутать средство с посланием. Безошибочный талант Риверы как автора песен - вот настоящая история, поскольку он ловко превращает этот динамичный квинтет в единый инструмент и выпускает мощную комбинацию свингующих взрывов в сочетании с набегами на эмоциональный язык тонкого разговора. От первого залпа до последнего "ура" мелодическое послание "Mestizo" движется без усилий и подтверждает, что Ривера - сияющая звезда безграничного блеска, за которой стоит следить еще много лет.
Mestizo, его пятый альбом в качестве лидера, вполне может стать коронным достижением восходящего саксофониста/композитора/аранжировщика/педагога Диего Риверы на сегодняшний день. Уроженец и воспитанник Мичигана, а ныне заместитель директора по джазовым исследованиям в Мичиганском государственном университете выпускает свой третий альбом в качестве лидера для Posi-Tone и нашел там дом как для своих сольных проектов, так и в качестве ценного сайдмена. Он является единственным рогом на альбоме Posi-Tone, посвященном Мингусу, Blue Moods, выпущенном в январе с тем же основным ритм-трио в составе пианиста Арта Хирахары, басиста Бориса Козлова (который в прошлом месяце выпустил свой собственный альбом, о котором мы рассказывали здесь) и барабанщика Руди Ройстона. К квинтету Ривера на передней линии присоединился зажигательный трубач и коллега по лейблу Алекс Сипягин. Восемь из десяти композиций - оригиналы, по одному каверу на Уэйна Шортера и Кенни Дорэма.
Открывающая альбом "Battle Fatigue" была написана в апреле 2021 года, через несколько мгновений после осуждения Дерека Шовина за убийство Джорджа Флойда. Ривера сразу же пускается в лихорадочный полет за вампингом этого мощного ритм-трио, за которым следует более обдуманный ход Сипягина, также нарастающий по интенсивности. Эта мелодия - декламационное заявление против расизма и предрассудков. Корни Риверы как чикано пропитали несколько треков, первый из которых - "Rasquache", названный в честь термина Rasquachismo, который описывает оригинальность, креативность и изобретательность чикано. Короче говоря, это празднование выживания чикано, прекрасно сыгранное Сипягиным, который окрашивает свои линии в оттенки мариачи, и Ройстоном, который мастерски играет на латинской перкуссии. Позже, в "Most From The Least", эта концепция расширяется: Ройстон, Хирахара, Ривера и Сипягин, каждый из которых исполняет зажигательные риффы вокруг модифицированного 12-тактового блюза.
Темп снижается для эмоциональной баллады Шортера "Teru", которая впервые появилась на альбоме Шортера "Adam's Apple" 1966 года. Это одна из самых простых по структуре мелодий Шортера, народная по мелодике, и она так сладко звучит в исполнении этого коллектива: Хирахара и Ривера великолепно играют по очереди, а Сипягин остается в стороне. Квинтет исполняет "Escapade" Кенни Дорэма в афро-кубинской аранжировке 12/8, отражающей склонность Дорэма и его главного соратника Джо Хендерсона к латинской музыке. Таким образом, Ривера и Сипягин со своими смелыми соло вновь переживают тандем Хендерсона и Дорэма на переднем крае через аранжировку Риверы.
"Брачеро" служит уроком истории. Термин означает "ручной рабочий" и ссылается на "Программу Брасеро" 1942 года, которая была направлена на решение проблемы нехватки рабочей силы в США, что привело к соглашению об импорте мексиканской рабочей силы во время Второй мировой войны. Композиция рассказывает историю путешествия брасеро, сначала через тематическую мелодию, оптимистическую часть в мостике, мечтающую о лучшей жизни, и, наконец, трудовой напев в конце.
Хотя эта мелодия отсылает к истории, вдохновением для "Cancio De Cuna" послужила нынешняя тревожная ситуация с семьями, разлученными на границе. Эта мелодия немного напоминает колыбельную: Ривера представляет себе, как его тенор поет меланхоличные строки в пустой кроватке своего ребенка, а мощный флюгельгорн Сипягина передает голос плачущего ребенка, который в одиночестве засыпает. В конце рога соединяются в унисон, когда они оба засыпают, надеясь увидеть друг друга во сне. Хирахара так мастерски исполняет эти баллады с его мерцающими наполнителями.
Последние три композиции также глубоко укоренены в культуре чикано. Композиция "La Raza Cosmica" вдохновлена спорной книгой Хосе Васконселоса 1925 года, переведенной как "Космическая раса", в которой говорилось, что смешение людей со всего земного шара создаст пятую расу, тем самым отменяя любое значение цвета кожи. В конце концов, чиканос вернули себе уничижительный термин "метис" и теперь воспринимают его как праздник культуры. Здесь происходит много событий, где вамп неоднозначен, где-то между мажором и минором, а ритм-секция выстраивает здоровый грув, над которым парят и Ривера, и Сипягин. При изложении заключительной темы идея приобретает более твердую форму, ассоциируясь с мудростью и развитием.
"The Rose Window" - это отсылка к скульптуре 1775 года, расположенной в католической церкви Mission de San Jose в Сан-Антонио, штат Техас. Мелодия пришла к Ривере, когда он впервые подошел к этому историческому окну. Тоска в мелодии леденит душу и оказывается отличным средством для нежного флугельгорна Сипягина и теплого тенора лидера. Наконец, заглавный трек является определяющим культурным заявлением Ривера, указывая, как он делал это на протяжении всего альбома, что мексикано-американский, коренной, африканский, афро-латинский и прямой джаз могут сосуществовать в одном целостном заявлении. Чтобы усилить это понятие, Ройстон начинает с соло на барабанах, чтобы подчеркнуть важность ритма, за которым следует Козлов с грувом в стиле R&B, Motown, с унисонными линиями, перекликающимися как с блюзом, так и с прямым свингом, когда оба рога выходят на свободу, как и в начале альбома, за исключением того, что радость заменяет страдание.
Этот высоко задуманный альбом - шедевр, который должен поднять Rivera на совершенно новый уровень разговора не только о саксофонистах, но и о лучших современных композиторах и аранжировщиках.