Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

2022 Kit Downes, Petter Eldh, James Maddren - Vermillion {ECM}

После широко известного дебютного диска лидера ECM Obsidian, в котором Кит Даунс исследовал широкий спектр органных тембров, и камерного продолжения Dreamlife Of Debris, существенно расширившего инструментальную палитру, Vermillion представляет нам исключительные пианистические качества Кита в контексте трио с соавторами Петтером Элдхом на басу и Джеймсом Мэддреном на ударных.

The Guardian похвалила Кита за его "сверхъестественную способность заставить сложную музыку звучать естественно", и Vermillion является тому доказательством, запечатлев трио в тщательно подобранной программе фортепианного трио, в которой в равной степени присутствуют нежная лирика и смелые творческие всплески, а также сильная склонность к мелодичности.

"Эта пластинка отличается от того, что я делал раньше. Мы продвинулись в ту область, в которой раньше не играли, - это более камерное звучание. Сложная ритмическая составляющая все еще сохраняется, но она обернута в другую эстетику". Свой постоянный поиск новых музыкальных вызовов Кит связывает со своим ранним наставником, пианистом Джоном Тейлором, который ушел из жизни в 2016 году и которому Кит посвятил свою первую запись на ECM: "Джон искал настоящие моменты в музыке, часто делая что-то непредсказуемое. Он хотел, чтобы происходили новые вещи, и был одержим музыкальным риском, что, как мне кажется, я и сделал с Obsidian и что мы делаем сейчас на Vermillion".

Риск приходит в тонкой маскировке, когда трио перемещается по богатым и разнообразным структурам. Мощная атака баса перехватывается мягчайшим прикосновением фортепиано, неровные метры завуалированы рубато, а уникальный гармонический язык Кита скрывает свои хитросплетения в терпеливой синхронизации и теплых каденциях. Ударные Джеймса Мэддрена одновременно напористы и адаптируемы, они вплетаются в ткань музыки.

Независимо от того, были ли они написаны и отрепетированы на более раннем этапе или пришли в группу в день записи, трио придает каждой идее определение и каждому импульсу точную форму. "Вместо того чтобы просто документировать все, что мы делали вживую, мы с помощью Манфреда Айхера отобрали то, что нам показалось отличной коллекцией музыки - некоторые песни были написаны пару лет назад, другие - всего два дня назад. Например, "Class Fails" была принесена Петтером в день записи. Его басовая линия может показаться свободной, но на самом деле она находится в совершенно определенном времени. Когда мы начали играть песню, она превратилась в то, что звучит как организованное рубато".

В Vermillion строительство и деконструкция существуют в гармонии друг с другом, создавая органичные формы, поскольку две крайности тянут за противоположные концы и в процессе рождают изящные мелодичные темы. Кит и Петтер придумали по пять композиций, а одиннадцатая, заключительная, представляет собой абстрактную версию песни Джими Хендрикса "Castles Made Of Sand" - трио объединяется в тщательном разгадывании отдельных элементов песни. Vermillion, записанный в Auditorio Stelio Molo в Лугано в мае и июне 2021 года, был спродюсирован Манфредом Айхером.

Музыкальная связь Джеймса Мэддрена и Кита Даунса восходит к студенческим годам, когда они были соседями по квартире и ежедневно занимались музыкой вместе. Джеймс учился у перкуссиониста Мартина Франса в Королевской академии музыки в Лондоне и принадлежит к числу самых востребованных перкуссионистов на современной джазовой сцене Великобритании - он участвовал в записях и выступлениях таких музыкантов, как Норма Уинстоун, Марк Копланд и Гвилим Симкок, а также является ритмической основой большинства проектов Кита.

Известный как басист в трио Belovèd пианиста Джанго Бейтса - альбом трио Study of Touch вышел на ECM в 2017 году - Петтер Элдх с момента присоединения к трио Бейтса в 2010 году слышен в самых разных контекстах. Помимо работы в качестве опытного джазового исполнителя, Петтер также экспериментирует с электроникой, хип-хопом и другими формами популярной музыки, которые он сочетает со своим джазовым опытом в своей берлинской группе Koma Saxo.

Кит Даунс был стипендиатом по классу органа в церкви Святого Петра Манкрофта в Норвиче, а затем изучал фортепиано, орган и композицию в школе Перселла и Королевской академии музыки. Он записывался и много гастролировал с группой Empirical, а также работал с Джанго Бейтсом и Ли Коницем. Помимо Петтера Элдха и Джеймса Мэддрена, на протяжении многих лет Кит часто сотрудничал с барабанщиком Себастьяном Рочфордом, саксофонистом Томом Челленджером и виолончелисткой Люси Рэйлтон. Все они представлены на его последнем альбоме Dreamlife Of Debris, выпущенном ECM.

https://www.ecmrecords.com/shop/1634797466/vermillion-kit-downes-petter-eldh-james-maddren

Vermillion - третий по счету диск лидера ECM классически образованного британского пианиста и органиста Кита Даунса. Он начал свое сотрудничество с лейблом с альбома 2018 года "Obsidian" - коллекции преимущественно сольных произведений, записанных в церквях на трубных органах. Его последующая работа, "Dreamlife of Debris" 2019 года, продемонстрировала его игру на фортепиано и органе в составе квинтета, в который вошли гитарист Стиан Вестерхус, барабанщик Себ Рочфорд, виолончелистка Люси Рэйлтон и саксофонист Том Челленджер. Vermillion показывает Даунса в другом составе - в джазовом фортепианном трио со шведским басистом Петтером Элдхом и английским барабанщиком Джеймсом Мэддреном. Эта группа также записала Enemy вместе для Edition в 2018 году.

Намерением этих сессий было исследовать различные способы передачи сущности камерной музыки в джазовой обстановке. Тем не менее, альбом звучит совсем не так. Вместо этого он представляет собой захватывающее упражнение в изобретении джазового фортепианного трио 21-го века. Даунс - сложный игрок, который инстинктивно улавливает эстетические и технические трудности в передовых гармонических системах и ритмическом развитии, но он всегда делал их доступными без сокращений. Он не мог бы попросить более интуитивную ритм-секцию, чтобы помочь ему.

Здесь по пять мелодий от Даунса и Элда, а также фрагментарная абстракция песни Джими Хендрикса "Castles Made of Sand". В исполнении эти мелодии представляют собой последовательность несвязанных, но очень доступных инструментальных миниатюр - почти синглов. При этом они настолько сосредоточены на движении, что привычные ощущения тяжести и возвращения несколько вытесняются. "Minus Monks" Даунса предлагает скупое начало, прежде чем трио отвечает элегантным созвучием, сопоставляя пост-боп и латиноамериканские лады. Композиция "Sister, Sister" возникает из мелодии, напоминающей народную, но при этом кинетическая работа кистью переходит в экспрессионистский модерн-джаз, которому помогает проникновенная игра Элдха на бас-гитаре. "Seceda" - изящный вальс с глубоким грувом, напоминающий о работах Абдуллы Ибрагима 90-х годов. Композиция басиста "Sandilands" построена на мерцающих гармониках в постоянно меняющемся метре. Игра Даунса одновременно напоминает игру его наставника Джона Тейлора и Чика Кориа. Песня "Waders" резко контрастирует. В ее ритмической тверди Элдх (композитор) проводит перекрещивающиеся блюзы, пост-боповый пуантилизм и модальный свинг. Его "Class Fails" начинается с двухминутного спектрального барабанного соло, затем открывается классическое поле в соло Даунса, после чего ритм-секция мягко подталкивает его к мелодичной импровизации в стиле Эванса, которая также заигрывает с литургической музыкой 19 века. Кавер Хендрикса настолько либерален, что тем, кто с ним знаком, может потребоваться несколько мгновений, чтобы определить его мелодический центр. Даунс экстраполирует звучание аккордов с кристальной гармонической округлостью. Пианист присоединяется к ним в последние моменты в ритмической беседе. Vermillion - бесшовный. Здесь нет пиротехники, только интимное общение, которое упивается органичным подходом к гармоническому изобретению, динамичным использованием пространства и ловким ритмическим взаимодействием.

https://www.allmusic.com/album/vermillion-mw0003638309

23:07