2013 Ketil Bjornstad - Sunrise: A Cantata on Texts by Edvard Munch {ECM 2336}
Для страны с таким небольшим населением Норвегии есть чем гордиться, когда дело касается искусства... и не только музыки, хотя она остается страной, чья поддержка, безусловно, привела к непропорционально большому числу творческих музыкантов в самом широком музыкальном спектре. Если рассматривать только скрипку и ее разновидности, то можно выделить традиционную скрипку Хардангер Нильса Окланда, уже известного поклонникам лейбла ECM по таким альбомам, как Lysoen: Hommage a Ole Bull (2011), его тонкая и возвышенная запись дуэта с пианистом/гармонистом Сигбьорном Апеландом; более определенно классические тенденции скрипача Бьярте Эйке, члена оркестра Magnetic North Orchestra клавишника Йона Бальке, которого недавно можно было услышать на Diverted Travels (ECM, 2004), и чей собственный альбом The Image of Melancholy (BIS, 2014) является забытой жемчужиной; или более педальная работа скрипача Олы Квернберга в недавнем дебюте Grand General (Rune Grammofon, 2013).
Но в Норвегии есть художники и в других дисциплинах, которые вывели эту маленькую североевропейскую страну на карту. Возможно, самым известным в области изобразительного искусства является Эдвард Мунк, чей "Крик" - одно из тех редких произведений, которые являются поистине культовыми - картина, создатель которой, возможно, известен не всем, но чьи работы видели большинство. Пианист/композитор/поэт/писатель Кетиль Бьёрнстад знаком с творчеством Мунка лучше многих; Помимо того, что Бьёрнстад живет в Нордстранде, всего в нескольких домах от места, где Мунк проживал время от времени в течение своей жизни (1863-1944), он написал, среди своих многочисленных романов и книг поэзии, "Историю Эдварда Мунка" (Historien om Edvard Munch, Gyldendal, 1993), "документальный роман" о жизни Мунка, который является одной из слишком немногих книг Бьёрнстада - двух, если быть точным, - которые были переведены на английский язык, в данном случае как "История Эдварда Мунка" (Arcadia, 2001).
Поэтому, если судить с оглядкой, когда к Бьернстаду обратился хор Nordstrand Musikkselskap с просьбой написать произведение к 70-летию хора, его выбор в пользу адаптации текстов Мунка не стал большой неожиданностью; его можно было бы даже считать неизбежным. По словам Бьёрнстада, Мунк "всегда писал что-то о своих мотивах, прежде чем писать картины" и "хотел быть не только художником, но и писателем", поэтому к юбилею хора Nordstrand Musikkselskap пианист написал кантату на тексты Мунка: Sunrise .
В альбоме участвует другой хор - точнее, Камерный хор Осло под управлением Эгиля Фоссума, а также вокалистка Кари Бремнес. Карьера Бремнес в жанре певица/автор песен была довольно обширной, начиная с определенно поп-центричного альбома Ubesvarte Anrop (Kirkelig Kulturverksted, 2002) и заканчивая более фолковым и джазовым Live (Kirkelig Kulturverksted, 2007). Как всегда, ее выступление на Sunrise отражает подход, в котором мало орнаментов, но много проникновения в суть музыки.
Бьёрнстад также собрал небольшой инструментальный ансамбль, в который вошли виолончелист Ааге Квальбейн и саксофонист Матиас Бьёрнстад - явно альтист с классическим образованием в прошлом. Басист Бьёрн Кьеллемир - наиболее известный поклонникам ECM по работе с гитаристом Терье Рыпдалом на альбомах If Mountains Could Sing (1994) и Vossabrygg (2006) - и перкуссионист Ханс-Кристиан Кьос Сёренсен дополняют квинтет, предоставляя пианисту достаточно красок, чтобы музыка текла от легкого неоклассицизма "A Bird of Pray is Clinging to My Inner Being, ", на которой Бьёрнстад построил большую часть своей карьеры, до удивительно хаотичных и бурных (но все же сценарных) моментов "Речитатива I" и "Речитатива II", двух миниатюр для фортепиано/саксофона/перкуссии, которые всего за минуту или меньше раскрывают многое о возможностях пианиста. Три пьесы "Интермеццо" - одна, дуэт виолончели и саксофона, другая, дуэт фортепиано и виолончели, и последняя, дуэт саксофона и фортепиано, - по своей свободной элегантности, возможно, являются тремя самыми красивыми короткими пьесами, написанными пианистом.
Есть моменты, приближающиеся к акустическому поп-музыке, например, "Земля любила воздух", в которой хор выступает в более современной обстановке, а босса-тинговая "The Cliff" с неприукрашенным исполнением Бремнеса и лирическим соло Квальбейна станет сюрпризом для тех, кто знаком с творчеством Бьёрнстада только по таким релизам ECM, как Life in Leipzig (2008) и Remembrance (2010). Все тексты исполняются на норвежском языке, но в примечаниях на вкладыше дается английский перевод, что позволяет оценить то, что Бьёрнстад описывает как борьбу Мунка "с силами жизни и против них, и то, как глубоко и бесконечно он жаждал просветления и примирения".
В Sunrise мало что напоминает джаз, но это никогда не было главной заботой Бьёрнстада; вместо этого - в частности, в таких не-ECM-выходах, как The Nest (EmArcy, 2003) и Seafarer's Song (Universal Jazz, 2004) - он является артистом, который в равной степени наслаждается как партитурами для певцов, так и инструментальным сотрудничеством. Почти 80-минутный Sunrise был явно написан для концертного зала; и если запись альбома в знаменитой Rainbow Studio в Осло позволила больше контролировать его общее звучание, спроектированное давним сотрудником ECM Яном Эриком Конгсхаугом - глава лейбла и основной продюсер Манфред Айхер заметно отсутствует в титрах - он остается масштабным циклом из 19 песен, который лучше всего воспринимать целиком, как будто присутствуя на воображаемом представлении... и оценивать его по достоинству, как то, чем он является, а не то, чем он не является.