2021 Jamael Dean - Primordial Waters {Stones Throw}
Первый альбом Джамаэля Дина, Black Space Tapes, был взрывом хип-хоп/джаз-фьюжн, захватывающим, беспокойным и блестяще захватывающим: всего за шесть треков и 37 минут пианист из Лос-Анджелеса появился на музыкальной карте своего родного города, соединяя экстатические вокальные партии с вкраплениями рэпа и сэмплами, а затем вырвался из этого состояния, как из дневного сна, ошеломленный смелостью всего этого.
Продолжение альбома всегда было сложной задачей, и, конечно, иногда самой восхитительной реакцией на создание шедевра является следующая попытка сделать что-то совершенно другое. Тем не менее, разочаровывает тот факт, что Дин решил отказаться от большей части характера своего дебюта на втором альбоме, который почти в три раза длиннее и не содержит практически ничего из того, что было раньше. Вместо него мы получаем, по сути, две пластинки в одной: первые десять треков - это вдохновленный Западной Африкой шаблонный космический джаз, вполне пригодный для использования и технически впечатляющий в небольших дозах, но раздражающе однообразный по длительности, со скудными вариациями тона, тембра, темпа или громкости, до такой степени, что когда наступает первый момент интереса, на 55 минуте, довольно великолепное свинговое причитание "Galaxy In Leimert" почти теряется в супе. Второй десяток, вьюжный экспериментальный бум-бап хип-хоп, гораздо более обнадеживающий. Рэпы, напоминающие о мрачной клаустрофобии Odd Future, крутятся между битами в стиле Диллы, которые отказываются делать то, что от них ожидают, и набор имеет странную, сиропную целостность.
Здесь мелькают отблески раннего гения Дина, наиболее ярко проявляющиеся в томной, ритмически захватывающей "Thicket", но когда он спрашивает на предпоследней песне: "Стоило ли оно того в долгосрочной перспективе, когда все закончится, понравится ли вам, как поется в песне?", вы вынуждены прийти к выводу, что в целом, после почти 100 минут дико изменчивой музыки, скорее всего, нет.
Название альбома Primordial Waters отсылает к истории создания народа йоруба, западноафриканской этнической группы с почитаемыми традициями. В песнях Primordial Waters рассказываются истории о божествах и богинях, а Джамаэль проводит сквозную линию между истоками своей традиции и современным джазом. "Èṣù" - это джазовая интерпретация традиционной духовной мелодии йоруба, а "Ṣàngó" рассказывает историю популярного божества Кинг, бога грома и молнии. Эти композиции соседствуют с песнями Джамаэля, вдохновленными чернокожей общиной Лос-Анджелеса. Песня "Galaxy In Leimert", написанная под влиянием композиции Элиса Колтрейна "Galaxy Around Olodumare", отдает небесную дань уважения району Леймерт-Парк, где живет Джамаэль, быстро растущему на юге Лос-Анджелеса. Хип-хоп влияние Джамаэля проявляется во второй половине альбома, где Джамаэль, взяв на себя роль хип-хоп альтер-эго Джасика, читает рэп на ритмах, которые он создал, полностью сэмплировав джазовый материал первой половины альбома.
Джамаэль пригласил выступить на альбоме свою постоянную коллегу, вокалистку Шараду Шашидар, и Mekala Session из своего местного музыкального сообщества. Джамаэль - опытный коллаборатор: в настоящее время он возглавляет музыкальный коллектив The Afronauts, участвовал в Pan Afrikan People's Arkestra и играл с такими музыкантами, как Камаси Вашингтон, Thundercat, Мигель Этвуд-Фергюсон и Карлос Ниньо.