2022 Keith Jarrett - Bordeaux Concert (Live) {ECM}
Пианист Кит Джарретт перенес обширный инсульт в феврале 2018 года, в результате чего он не смог играть на фортепиано. Эта запись, сделанная в Auditorium de l'Opéra National de Bordeaux 6 июля 2016 года, является его последним французским концертом. Это второй релиз из его последнего европейского турне, после Мюнхена 2016 (выйдет в 2019 году) и Будапештского концерта (2020). Все три альбома демонстрируют музыканта-импровизатора на творческом пике. Выступление разделено на 13 частей с естественными перерывами.
"I" начинается с резкой фразы, которая затухает за педальными низкими нотами. Джарретт действует напористо, играя ударно отчетливые, но быстрые одиночные ноты и фигуры, создавая при этом круговой ритм. Через шесть минут он резко останавливается и начинает накладывать густые аккорды на рваный темп. В конце концов, одиночные ноты из высокого регистра возвращаются, чтобы заменить аккорды. Джарретт сделал подарок слушателям, первым прыгнув в глубину. Композиция "II" показывает пианиста в его самом лирическом состоянии после того, как вступление частично обманывает слушателя. Чуть менее чем через четыре минуты он преподносит еще один сюрприз, переходя в минорный ритм с шагающей левой рукой, который перетекает в единственную ноту. "IV" призрачна и любопытна на протяжении всей композиции, хотя в первой ее половине звучат эффектные остинатные и иллюстративные арпеджио, напоминающие о Ференце Листе, прежде чем Джарретт переводит их в синкопированный лирический джаз, артикулируемый призрачными аккордовыми партиями. Взаимосвязанные импульсы, ноты и аккорды в "V" напоминают Сесила Тейлора в его наиболее исследовательской работе, хотя Джарретт не может не внести более детальное гармоническое чувство, даже когда он экстраполирует, перенося корневые мелодические аккорды в ритмические импульсы. "VII" сама по себе стоит цены входного билета. Джарретт на протяжении всей своей жизни любил народные и классические традиции (доказательством первого может служить классический альбом 1987 года "Spirits"). В этой части он использует обе эти традиции в одной из самых пронзительных балладных импровизаций за всю свою долгую карьеру. За ней следует "VIII" - мутантная, страйдовая композиция в стиле буги-вуги, в которой почти одновременно упоминаются Пит Джонсон, Мид "Люкс" Льюис и Дюк Эллингтон эпохи Money Jungle. "X" звучит как круговой классический менуэт, пропущенный через госпел и сыгранный Стивом Райхом. Это поразительно и восхитительно. Заключительная часть - тревожно-веселая. Его элегический дирдж предлагается с просторными рамками для каждого аккорда и ноты, он возникает поэтапно, когда Джарретт начинает скалярное исследование примерно на второй минуте, а затем исследует границы, гудя под нотами, когда они падают, грохочут и шепчут вперед. В заключении он оставляет только открытые вопросы.
Концерт "Бордо" предназначен не для новичков, а для опытных поклонников многочисленных сольных записей Джарретта, которые, в конце концов, являются причиной значительной части его легендарной репутации. Диалог, который он ведет с фортепиано, оспаривает его собственные утверждения с непритязательным, даже благоговейным авторитетом. Это не только мастерское исполнение, но и душевное, вопросительное и виртуозное.
https://www.allmusic.com/album/bordeaux-concert-mw0003793515
Bordeaux Concert - сольный фортепианный альбом Кита Джарретта, содержащий музыку, записанную вживую 6 июля 2016 года в L'Auditorium de Bordeaux, Бордо, во время европейского турне. Он был выпущен компанией ECM Records на CD в сентябре 2022 года.
Этот концерт был подготовлен фестивалем Jazz And Wine Bordeaux Festival для концерта открытия 2016 года - и посвящен 10-летию фестиваля. Для этого мероприятия фестиваль арендовал зал Bordeaux Auditorium.
Согласно сайту keithjarrett.org, в 2016 году Джарретт сыграл в общей сложности 8 сольных фортепианных концертов. Концерт "Бордо" был записан на пятом из этих концертов, во второй вечер его европейского турне.
9 февраля - Аудитория Исаака Стерна, Карнеги-холл, Нью-Йорк (США) 29 апреля - Концертный зал Уолта Диснея, Лос-Анджелес, Калифорния (США) 2 мая - Симфонический зал Дэвиса, Сан-Франциско, Калифорния (США) 3 июля - Национальный концертный зал имени Белы Бартока, Дворец искусств, Будапешт (Венгрия) 6 июля - L'Auditorium de Bordeaux, Бордо, Франция 9 июля - Goldener Saal, Musikverein, Вена, Австрия 12 июля - Parco Della Musica, Рим, Италия 16 июля - Филармония, Гастайг, Мюнхен, Германия
В рецензии для AllMusic Том Джурек написал, что альбом "предназначен не для начинающих Джарреттов, а для опытных поклонников его многочисленных сольных записей, которые, в конце концов, ответственны за значительную часть его легендарной репутации. Диалог, который он ведет с фортепиано, здесь оспаривает его собственные утверждения с непритязательным, даже благоговейным авторитетом. Это не просто мастерство, это душевность, вопросительность и виртуозность".
Джон Фордхэм из The Guardian отметил, что "все, от самых мягких импровизационных баллад до самых буйных жестких блюзов, вызывает благодарные отзывы - звук благодарности публики за единственную музыку, которая принадлежала только их присутствию с Джарреттом, в этом пространстве, в этот уникальный вечер".
Майк Юркович, пишущий для журнала All About Jazz, назвал альбом "замечательным прослушиванием" и сказал: "Концерт Бордо ощущается так, будто он всегда был здесь. В воздухе, в сердце, в тихих поворотах мира в целом. Он просто ждет, когда человек столкнется с ним и придет к большему пониманию того, насколько прекрасной, насколько мирной может быть эта жизнь".
В статье для The Daily Telegraph Иван Хьюэтт заметил: "Если этот альбом окажется прощальным для Джарретта, он будет более чем достойным".
Джим Хайнс из Glide Magazine написал: "Каждое сольное выступление Джарретта обладает своей магической притягательностью, и "Бордо", безусловно, не уступает ни одному из других в его богатом каталоге".
Писатель Associated Press Стивен Вайн высоко оценил "поразительное сочетание интенсивности, самоанализа и изобретательности" и прокомментировал альбом: "Структура и темп - просто чудо, поскольку композиция Джарретта на месте свингует между великолепным лиризмом и диссонансными, расстроенными хроматическими исследованиями, которые отказываются от темпа... Одна тоскующая мелодия разворачивается как приглашение пожужжать, что Джарретт и делает. Ему нравится то, что он слышит, и легко понять, почему".