2007 Tubby Hayes - The Little Giant {Properbox}
"The Little Giant" - это "Properbox", посвященный ранним записям британского саксофониста Табби Хейса (1935-1973). Сосредоточившись на относительно коротком отрезке его карьеры (с января 1954 по декабрь 1956 года), этот насыщенный четырьмя дисками набор представляет собой ценную антологию раннего современного джаза в Великобритании. Хейс, бросивший школу в 15 лет, получил свой первый тенор-саксофон в 1946 году и назвал его Ширли. В 1950 году он возглавил группу и сошелся с тенор-саксофонистом Ронни Скоттом, который позже заявил, что в 15 лет Хейс уже демонстрировал "технику и звук человека вдвое старше его". Хейс работал с секстетом Кенни Бейкера и сделал свои первые записи в 1951 году в составе этой группы. В начале 50-х годов он выступал также с Terry Brown Sextet, с аккордеонистом Тито Бернсом, с группами под руководством ветеранов-бэндлидеров Берта Эмброуза и Роя Фокса, которые работали с Хейсом очень недолго, так как он почти сразу же уволился из-за низкой зарплаты. Все это - фон для того, что Пропер собрал под названием "Маленький гигант".
На первом диске в основном рассматриваются записи Хейса, сделанные в январе 1954 года с большим, современно звучащим оркестром под руководством Вика Льюиса, который создал свой оркестр по образцу оркестра Стэна Кентона. Первые восемь треков, представляющие собой композиции баритон-саксофониста Джерри Маллигана, были первоначально изданы на альбоме Decca "Mulligan's Music". Выступая всего за несколько недель до своего 20-летия, Хейз уже обладал внушительной силой. Позже он будет благодарен тенор-саксофонисту Джимми Скидмору за то, что тот посоветовал ему поработать над развитием сильного, основательного тембра. Как и многие его современники, Хейс называл Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи в качестве основных влияний. Связь с Гиллеспи важна не только из-за общей музыкальности Дизза, но и из-за тенор-саксофониста Джеймса Муди, который был основным участником группы Гиллеспи на протяжении трех десятилетий, и баритон-саксофониста Нума "Pee Wee" Мура, который работал с Муди на протяжении большей части десятилетия и последовал за ним в группу Гиллеспи в 1957 году. Будучи универсальным мультиинструменталистом, Хейз исполняет соло на баритон-саксофоне в "Bark for Barksdale" под влиянием Пи-Ви Мура. Особенно на некоторых сессиях 1955 и 1956 годов, Little Giant предлагает множество вещественных доказательств в поддержку теории о том, что Муди и его соратники были главными вдохновителями Табби Хейса во время его стремительной эволюции во второй половине десятилетия.
Привлекательное квартетное исполнение "Too Marvelous for Words" было записано вживую в City Hall в Шеффилде 23 января 1954 года, как и девять композиций оркестра Вика Льюиса. Песни "Sure Thing" и "Trip to Mars" (которая начинается с краткого знакомства со звуковыми эффектами космической эры) датируются более поздним временем года и принадлежат оркестру Джека Парнелла, в котором Хейс заменил Джо Темперли в мае 1954 года. В сентябре Хейса и его жену задержали с тем, что в газетах описывалось как "...опасный наркотик - индийская конопля". Хейз лишь временно испытал неудобства из-за этой стычки с законом и провел остаток года, выступая в таких джазовых заведениях, как Flamingo и Florida Club. В начале 1955 года он заручился финансовой поддержкой Тито Бернса и сформировал новый октет, в который вошли участники недавно распущенного оркестра Ронни Скотта. Четыре композиции, завершающие первый диск этой коллекции, наглядно демонстрируют слушательские пристрастия Хейса: "Jordu" Дюка Джордана прекрасно сочетается с "Man Ray" Хораса Сильвера, которая недавно появилась на альбоме Арта Блэйки "A Night at Birdland", выпущенном Blue Note.
На втором диске представлены записи Хейса весной и летом 1955 года с его собственными группами и ансамблями под руководством трубачей Джимми Дюшара и Альфонсо "Диззи" Риса. Дюшара сравнивали с Фэтсом Наварро и Клиффордом Брауном, а Рис, родом из Кингстона, Ямайка, позже записывался с Дональдом Бердом на Blue Note. Второй диск, начинающийся с "Dance of the Aerophragytes", завершается материалом квартета, выпущенным на LP "The Little Giant of Jazz", который послужил источником названия для этого Properbox. Третий диск открывается поистине звездной сессией под руководством Виктора Фельдмана в сентябре 1955 года, за которой последовала серия выступлений, транслировавшихся в программах BBC "Британский джаз", "Свинг-сессия" и "Танцевальная музыка". Среди них "He's a Tramp" из фильма Уолта Диснея "Леди и бродяга" и жесткий, банальный, старомодный вариант "Yellow Rose of Texas", в котором Хейс звучит как Бад Фримен или Хэппи Колдуэлл. Это создает странный контраст, поскольку большая часть этого набора основана на бопе и хард-бопе.
После семи треков, записанных вживую в лондонском Royal Festival Hall в феврале 1956 года (с эпизодическими конгами и пением заклятого врага Ленни Брюса Бобби Брина), хронология приводит к полудюжине наименований, записанных квинтетом Хейса шесть месяцев спустя. "Hall Hears the Blues" - невероятно грувовый джем продолжительностью 14 с половиной минут, который звучит настолько похоже на то, что делал Джеймс Муди в середине 50-х, что можно ожидать, что Эдди Джефферсон вступит с вокалом, как он сделал это в мастерской записи "Disappointed" Муди. К концу четвертого диска мы возвращаемся к Фельдману, теперь уже во главе группы, в которую входят почти все лучшие игроки, звучавшие на протяжении всего сборника. Идеальным продолжением этого набора станет "Гений джаза: Эпоха Фламинго" - трехдисковый обзор достижений Хейса в 1956-1961 годах.