Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

2021 Hasaan Ibn Ali - Metaphysics: The Lost Atlantic Album {Omnivore}

При жизни пианист и композитор Хасан Ибн Али (1931-1980) был загадкой джаза. Музыкант из Филадельфии играл с Джоном Колтрейном в начале 50-х годов и считается, что именно он оказал основное влияние на гармонический подход саксофониста, получивший название "пласты звука", впервые сформулированный в альбоме Giant Steps - звук, который взорвался во всех его работах.

Impulse! Metaphysics: The Lost Atlantic Album - это настоящий джазовый святой Грааль, один из всего двух альбомов, на которых представлены композиции и уникальный стиль игры пианиста. Первый, "The Max Roach Trio Featuring the Legendary Hasaan", был записан Роучем, потому что это был единственный способ заставить лейбл Atlantic Несухи Эртегуна подписать контракт с пианистом. Обрадованный, лейбл заказал альбом Ибн Али. Используя басиста Арта Дэвиса, барабанщика Калила Мади и саксофониста Одиана Поупа, Ибн Али завершил сессию. Atlantic отложила запись, когда он не смог приехать на микширование. Мастер был утерян во время пожара на складе в 1978 году, а копия на пленке пролежала в хранилище компании несколько десятилетий, пока Льюис Портер, коллекционер и друг Алан Сукоениг, бывший продюсер Rhino Патрик Миллиган и босс Omnivore Шерил Павельски не восстановили ее и не выпустили на свет. В этот набор вошли семь из восьми оригиналов, записанных во время тех сессий 1965 года. Еще одна, "Ad Aspera Ad Astra", записанная в другой день, не была включена.

Музыка, хотя и более легкая для восприятия в 21 веке, довольно радикальна по гармонической плотности и ритмической изобретательности. Открывающая альбом "Atlantic Ones" предлагает лирическое вступление в стиле Монка, после чего группа устремляется по узловатой боповой дороге. В своем соло Поуп артикулирует причудливую гармоническую линию Ибн Али, подталкивая квартет, в то время как пианист взрывается свингующими, резкими кластерами аккордов правой руки. Песня "El Hasaan" угловата, она играется сразу в нескольких разных временных сигнатурах, Поуп и Ибн Али предлагают разные ритмические артикуляции, хотя сама мелодия диктует 12-барный блюз. Она уходит далеко вперед во время эмоционального соло пианиста. "Richard May Love Give Powell" - славная блюзовая баллада с ловкими линиями Поупа, а ритм-секция мягко идет за ним. Ибн Али дополняет мелодию аккордами в стиле нуари-ш, добавляя к ней угловатые мотивы. Заглавный трек предлагает полосатые гармоники через модальную фразировку Поупа и перебирание пальцами на фоне мелодического обрамления в стиле Херби Николса. Ибн Али и Дэвис добавляют детальные гармоники, резкую динамику и мощную физическую силу для Поупа в его соло. Закрывающая сет "True Train" - это почти 11-минутная экскурсия, которая демонстрирует изобилие музыкальности в подходе Ибн Али к джазу. Он ведет группу через свинг, боп, хард-боп и модальный джаз в лирических высказываниях. Поуп солирует вокруг и дополняет высокоразвитый лиризм Ибн Али и ритмический фанк через рваные блюзы и элегантное синкопирование. Metaphysics включает три альтернативных дубля, редкие фотографии и навязчиво подробный очерк Сукоенига с обильными цитатами Поупа. Без сомнения, это один из величайших потерянных альбомов современного джаза - музыка здесь просто поразительна. Любой поклонник джаза, который встретит эту работу (а встретить ее должны все), будет благословлен полученным опытом.

https://www.allmusic.com/album/metaphysics-the-lost-atlantic-album-mw0003435637

"У него были идеи, глубокие как море. Я имею в виду, что никогда не слышал, чтобы кто-то, даже сегодня, играл так". - Одан Поуп - тенор-саксофонист

Пианист Хасан Ибн Али, которого саксофонист Одеан Поуп называет "самым продвинутым игроком, когда-либо развивавшимся [в Филадельфии]", интенсивно занимался с Джоном Колтрейном в начале 1950-х годов и, по мнению Поупа и других, оказал влияние на так называемые "пласты звука" Колтрейна, а также на гармонический подход, лежащий в основе "Гигантских шагов" Колтрейна, а также, вместе с Эрлом Бостиком, был одним из двух примеров для подражания в строгой рабочей этике Колтрейна. Тем не менее, его редко брали на работу, даже музыканты, которые уважали его игру и его знания, что оставляло ему мало шансов завоевать аудиторию. Когда он садился за рояль в "Вудбайн", внеурочном клубе в Филадельфии, все валторнисты покидали трибуну, поскольку не могли играть с ним, настолько незнакомы были его гармонические концепции." - из примечаний к альбому

В 1964 году барабанщик/композитор Макс Роуч убедил Atlantic Records записать его с продюсером Нусухи Эртегуном во главе. Сессии состоялись в декабре 1964 года, и через три месяца вышел альбом "The Max Roach Trio Featuring The Legendary Hasaan". Atlantic пригласила Али снова записываться в августе и сентябре 1965 года, но прежде чем на сессиях микширования записанный материал превратился в пригодный для выпуска альбом, Али попал в тюрьму по обвинению в хранении наркотиков. Atlantic положила альбом на полку. Тринадцать лет спустя эта кассета сгорела на складе Atlantic Records в Лонг-Бранч, штат Нью-Джерси. В течение многих лет ходили слухи, что была сделана копия сессий, но попытки найти ее так и не привели к появлению источника... до сих пор.

Восстановленный и отмастерингованный инженером Майклом Грейвсом, лауреатом премии Grammy®, с магнитофонной копии давно утерянных эталонных ацетатов сессий и с примечаниями продюсера Алана Сукоенига и автора, пианиста и преподавателя Льюиса Портера, Omnivore Recordings с гордостью представляет этот давно считавшийся утерянным фрагмент истории джаза. Проект, сопродюсерами которого выступили Алан Сукоениг и номинированный на премию Grammy® продюсер Патрик Миллиган, а также лауреат премии Grammy® продюсер Шерил Павельски, включает семь сохранившихся треков с сессий альбома, а также три сохранившихся альтернативных дубля. Упаковка включает фотографии декабря 1964 года, сделанные известным фотографом Ларри Финком, который называет Али "Прокофьевым джаза".

В состав участников сессий 23 августа и 7 сентября 1965 года, проходивших в студии Atlantic в Нью-Йорке, входили Хасан Ибн Али, фортепиано; Одан Поуп, тенор-саксофон; Арт Дэвис, бас и Калил Мади, барабаны, и все они описаны в примечаниях.

https://omnivorerecordings.com/shop/metaphysics/

17:54