Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

2022 Tobias Lindstad Collective - Kismet {Losen}

Кажется, мало найдется тем, которые не интересуют моего друга Тобиаса Линдстада. Он хорошо разбирается в литературе, искусстве и философии, с открытым сердцем вступает в дебаты и не теряет своей увлеченности тайнами Вселенной. Прежде всего, он проявляет почти всеобъемлющий аппетит к хорошей музыке в самых разных жанрах. Он не перестает находить вдохновение в классической и современной камерной музыке, в холодном джазе и свободной импровизации, в авангардном роке, в народной музыке и в тонких поп-мелодиях; на самом деле, он находит вдохновение во всех видах красивой, странной, сложной и/или манящей музыки. Однако его любопытная и открытая позиция слушателя не приводит к музыкальному беспокойству или отсутствию сосредоточенности в его собственном композиторском процессе, а скорее к исследованию и погружению. Он держится за выбранные музыкальные идеи, как за корабли в долгом морском путешествии, всегда задаваясь вопросом, куда они приведут его дальше, и какие новые музыкальные миры он откроет по пути. И поскольку терпение является такой же важной частью его личности, как и любопытство, музыкальные путешествия Тобиаса Линдстада к открытиям обычно продолжаются очень долго, в некоторых случаях почти 30 лет. Эта пластинка является кульминацией - пока что - этого процесса исследования.

Начав играть на тромбоне и гитаре еще подростком в Осло, Тобиас стал частью небольшого общества заядлых любителей джаза в средней школе, когда переехал в Халлингдал, далеко в норвежских горах. Его увлечение музыкой Кенни Уилера возникло уже в этой группе, как и меандрирующая басовая линия заглавной песни и самого длинного музыкального путешествия-открытия на этой пластинке, Kismet. А после окончания школы, в 1993 году, жажда узнать больше о джазе привела Тобиаса в народный колледж Санд, расположенный в 100 км к северу от Тронхейма, где была специальная джазовая программа. Третья из трех джаз-фанфар для Кенни Уилера, записанных на этом альбоме (Trusting Rainbows), была написана в то время, в попытке - типичной для музыкальных путешествий-открытий Тобиаса - объединить меланхоличный тон Уилера с волнистыми, переплетающимися линиями средневекового композитора Перотина. Примерно в то же время он добавил аккорды и мелодию к басовой линии Kismet, когда получил сообщение о смерти своего первого дорогого кота с таким же именем. Позже он заметил, что уже в этот момент, за двадцать лет до того, как текст песни обрел форму, композиция стала результатом размышлений о хрупкости жизни и неизбежном влиянии, которое оказывают друг на друга жизни.

После Sund Тобиас полтора года изучал музыку в Университете Осло, одновременно увлекаясь классической и предклассической музыкой, но также продолжая свои поиски в джазовой композиции. И снова реляционные аспекты человеческого бытия вдохновляли его в процессе сочинения, так как мелодия "Семейный вальс в Eb" появилась на свет, когда Тобиас обнаружил, что насвистывает мелодию, чтобы найти утешение в разгар семейного конфликта. Поделившись со мной этим воспоминанием, он добавил, что для него эта мелодия - честь усилий всех нас справиться с конфликтующими интересами, которые могут быть частью семейной жизни. Если внимательно прислушаться к аккордам этой причудливой мелодии, то можно не удивляться, что чувство гармонии Билла Эванса является давним источником вдохновения для Тобиаса.

На втором году обучения музыке Тобиас решил выбрать новую карьеру в области психологии. Когда Тобиас объявил, что бросает занятия музыкой, один из его преподавателей, композитор Трюгве Мадсен, в шутку спросил: "Ты действительно собираешься перестать веселиться?". Но веселье от игры со звуковыми ландшафтами, конечно, не закончилось, даже если темп музыкальных открытий пришлось на время замедлить. Мелодия песни Singalong Song, которая оказалась особенно настойчивой идеей, пришла ему в голову во время отдыха в студенческом общежитии, а аккорды к ней он нашел через год, работая в детском саду, где дети засыпали. Затем последовало множество аранжировок этой мелодии, среди которых струнный квартет, вдохновленный Хиндемитом, а также записанная здесь фантазия Телониуса Монка Singalong Monk. Примерно в 2005 году Тобиас был приглашен в Chateau Neuf FriEnsemble, джазовый коллектив, возникший на базе музыкального факультета Университета Осло. В центре ансамбля были проекты, и вскоре после того, как Тобиас присоединился к нему, руководителем проекта стала саксофонистка и кларнетистка Матильда Грусс Виддал, и Тобиас с удовольствием участвовал в концертах, где исполнялись ее ранние произведения. Он также получил возможность опробовать в ансамбле некоторые из своих собственных сочинений, поскольку были отрепетированы большие аранжировки третьей из Трех фанфар для Кенни Уилера, Singalong Song и Kismet. Значительные части аранжировки последней использованы в этой записи, например, дуэт флейты и тромбона. К сожалению, Тобиасу пришлось отдать предпочтение своей основной работе клинического психолога, когда Матильда стала профессионально работать с группой под названием FriEnsemblet.

Когда несколько лет спустя я имел удовольствие впервые встретиться с Тобиасом на рождественском базаре в школе наших детей, мне показалось, что он светится музыкой. Я слышал, как он играл простые рождественские песни на тромбоне, и все равно у меня было сильное чувство, что в этом парне есть какая-то особенная музыка, и он хочет ею поделиться. Встретив его потом в продуктовом магазине, я спросил его, не хочет ли он попробовать поиграть с нашей местной фолк-рок группой. Да! Вскоре мне стало ясно, что он также является оригинальным композитором. Тобиас с большим энтузиазмом отнесся к песням, которые создавали другие члены группы, поднял их на несколько ступеней, добавив неожиданные риффы и соло. Вскоре он предложил новые собственные поп-песни, сложные, но с заразительными мелодиями, а также джазовые идеи, которые он исследовал на протяжении нескольких десятилетий. Мы старались изо всех сил поддерживать ошеломляющий уровень детализации этих песен и многому научились, поскольку Тобиас всегда представлял свои композиции с величайшим терпением и удивительной открытостью для идей своих коллег-музыкантов.

Представляя Kismet и Singalong Song для нашей местной группы, Тобиас впервые написал для них тексты. Текст Singalong Song состоит из мета-уровня обсуждения самой песни и процесса ее создания, описывая, как ее угловатая мелодия почти насильно проникла в его разум и как он задавался вопросом, осмелится ли кто-нибудь слушать и, возможно, даже петь такую странную песню. Текст песни Kismet развил чувства, которые он испытывал много лет назад, когда написал мелодию, но теперь он имеет более широкий смысл, касающийся отношений между людьми, которые любят друг друга и стараются не стоять на пути свободы друг друга. Другая песня на этой пластинке, Dream, была написана совсем недавно для нашей группы. В основе ее аккордов лежала та же гармоническая идея, что и в Singalong Song, но новая мелодия была положена на стихотворение валлийского поэта Р. С. Томаса, творчество которого Тобиас затронул еще в школе. Перечитывая это стихотворение в своем саду весной 2016 года, Тобиас почувствовал, что оно эффективно дополняет его собственную лирику для Kismet.

Первая и вторая из трех джазовых фанфар для Кенни Уилера (Aequale и Something Else Matters) также имеют более позднее происхождение. Тобиас начал работать над ними после известия о смерти Кенни Уилера в 2014 году, и они частично являются результатом развития аккордов, которые являются случайным результатом полифонических линий более старой третьей фанфары. Более того, эти произведения построены с использованием строгого композиционного принципа, вдохновленного "Гигантскими шагами" Колтрейна.

Во время учебы в Sund в 1993 году Тобиас ездил в Тронхейм, чтобы брать уроки игры на тромбоне у Эйвинда Брекке, который в то время учился на известной джазовой программе в музыкальной консерватории и только что основал квартет, ставший одной из самых любимых норвежских джазовых групп The Source. В прошлом году, 27 лет спустя, Тобиас случайно попал на концерт, посвященный выходу альбома Øyvind Brække Sextet "Wilderness", секстета, в котором также принимает участие гитарист Якоб Янг. После концерта Øyvind согласился на просьбу Тобиаса о новых уроках игры на тромбоне и сессиях для обсуждения некоторых его джазовых композиций. Позже он согласился рассмотреть возможность сыграть и записать эти композиции с другими профессиональными музыкантами, просто для того, чтобы Тобиас мог услышать, каким будет результат. Для этого Тобиас также попросил Матильду Грусс Виддал присоединиться к работе, а Эйвинд взял с собой Якоба Янга для аккомпанемента. Результат этой сессии очень взволновал Тобиаса, так как Якоб считал, что композиции настолько сложны, что их нужно записывать в соответствующей студии, предложив студию "Blueberry Fields" Эйстейна Севога. Кроме того, Матильда утверждала, что, собрав для записи профессиональных музыкантов, было бы настоящим позором не сделать это должным образом. Таким образом, родился проект альбома. Тобиас выступил в роли певца и композитора-дирижера, оставив инструменты Эйвинду, Якобу и Матильде, а также пригласив Андреаса Вильдхагена и Адриана Майра для завершения ритм-секции, а также Гуннара Халле для партии трубы в трех фанфарах и Борге-Аре Халворсена для партии флейты в Kismet.

В разговоре со мной Тобиас объяснил концепцию альбома:

"Лирика Kismet - это своего рода молитва о том, чтобы тем, кого вы любите, было позволено прожить свою жизнь хорошо и на их собственных условиях, а также надежда на то, что вы не стоите на их пути. И я подумал, что все композиции на альбоме действительно об этом, и в этом смысле это концептуальный альбом, идея, с которой играют все песни. Все они по-разному связаны с пожеланием лучшего для людей, в том числе и для себя. В каком-то смысле Kismet - это песня об отношениях между мной и моей кошкой, которая умерла, но она также об отношениях между мной и моими родственниками, и она также может быть об отношениях между мной и самим собой. Все песни посвящены тому, как опираться на вдохновение, получать вдохновение от других и позволять людям раскрывать свой потенциал, позволяя себе вдохновляться ими. Потенциал Кенни Уилера не реализуется, если люди не вдохновляются им, а я не реализую потенциал Джона Колтрейна, если не позволяю себе вдохновляться им. Эта музыка о том, чтобы позволить себе вдохновляться друг другом и позволить друг другу быть свободными.

В процессе создания этого альбома все музыканты были невероятно отзывчивы. На сессиях записи у меня было ощущение, что это не только мой проект, но и коллективный. Музыканты действительно делали все возможное для реализации потенциала музыки и, казалось, стремились использовать себя и свою музыкальность в связи с моими идеями, а я старался им это позволить. Этот процесс творческого взаимодействия продолжился и в процессе микширования с Øystein Sevag. Я чувствую, что темы, которые затрагивает этот альбом, о чем эта музыка - вдохновляться друг другом, смело использовать друг друга и не стоять друг у друга на пути - эти идеи ожили в самом проекте записи. И за это я очень благодарен".

(Ховард Энге, октябрь 2021 года)

https://www.highresaudio.com/en/album/view/bo9erd/tobias-lindstad-collective-kismet

23:56