Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

1972 Bayete (Todd Cochran) - Worlds Around The Sun (2022) {Craft}

Если 20-летний музыкант, который верит, что все возможно, получает абсолютную свободу в студии звукозаписи, то в случае Тодда Кохрана его вера была истиной. Будучи ребенком-вундеркиндом, к 19 годам он сделал аранжировку и сыграл на фортепиано на альбоме Бобби Хатчерсона "Head On" 1971 года на Blue Note; он также сочинил большую его часть. В результате Кокран, который к тому времени сменил имя на Байете, в 1972 году заключил контракт с лейблом Prestige. В сопровождении Хатчерсона, Хэдли Калимана, Оскара Брашира, Джеймса Лири III, Майкла Карвина, Уэйна Уоллеса и других музыкантов он сочинил, спродюсировал и аранжировал этот набор из шести разноплановых мелодий. Джазовый мир перевернулся: Worlds Around the Sun возглавил список Downbeat по итогам года; вторым номером стал альбом Майлза Дэвиса "On the Corner". Оглядываясь назад, можно сказать, что энтузиазм был вполне обоснован. Массив текстур, динамики и музыкальных форм здесь ослепителен; но при всем своем разнообразии они создают бесшовное, единое целое, где музыкальный горизонт не просто просматривается, он интегрирован. Посмотрите на открывающую "It Ain't", которая затрагивает все - от бопа до модального джаза и классической музыки 20-го века - и фортепианное соло композитора готовит. Аналогично, "Njeri (Belonging to a Warrior)" - это духовная джазовая мелодия с восточным оттенком, с прекрасными внутренними вибрациями Хатчерсона и флейтой Калимана. 12-минутная "Bayeté" вначале управляется ударными Карвина, слоями перкуссии и родосом композитора. Она напоминает "The Almoravid" Джо Чемберса, но была выпущена годом раньше. Постепенно она превращается в галопирующую модальную мелодию с напряженными, свободомыслящими соло различных членов группы. Помимо сложного джаза, здесь есть и драйвовый джаз-фанк, особенно в "Free Angela (Thoughts...And All I've Got to Say)". С брейками Карвина "stop-and-go" и электрическим басом Лири на фоне оргии групповой перкуссии и песнопений, вах-вах-клавинет Байете напоминает электрогитару (возможно, именно поэтому Сантана представил инструментальную джем-версию живого Lotus в 1973 году). Последняя треть мелодии уступает место сладкому, электрическому соул-груву, переворачивающему ее с ног на голову. "I'm On It" - это еще один топающий джаз-фанкер со скандированным вокалом, обрезанным синкопированным клавинетом, Родосом, вибрациями и грохочущим басом. Калиман перемещает все это с внешним, но блюзовым соло тенора, чтобы осуществить это. Закрывающая композиция "Eurus (The Southeast Wind)" - это импрессионистская баллада со звездным пиццикато Лири, просторными вибрациями Хатчерсона и элегантной флейтой Калимана. Worlds Around the Sun - это действительно шедевр, который в 21 веке звучит так же убедительно, как и в момент выхода.

https://www.allmusic.com/album/worlds-around-the-sun-mw0000942377

Пианист Тодд Кокран впервые заявил о себе еще подростком, играя с саксофонистом Джоном Хэнди, участвуя в случайных джазовых сетах в районе залива (один из которых попал на альбом Джона Клеммера Intensity), а также участвуя в записи альбома Бобби Хатчерсона Head On 1971 года на Blue Note, когда ему было всего 20 лет. Поэтому, хотя он и не был совсем уж вундеркиндом, когда в 1972 году приступил к записи своего первого сольного альбома, ожидания - если они вообще были - были, вероятно, что это будет прекрасная, пусть и неудивительная работа молодого музыканта, занявшего свое место на джазовой сцене Западного побережья. Вместо этого "Worlds Around The Sun", выпущенный под сценическим псевдонимом Кокрэна "Байете", удивляет. Глубоко фанковый и очень актуальный для своего времени, альбом не произвел большого впечатления при выпуске, но стал иконой крэйт-диггеров и прообразом своеобразного момента в современном джазе, поскольку в нем аккуратно перечислены звуки жанра, переходящего от "электрифицированного джаза" к более всеядному сплаву джаза, фанка, соула и афроцентризма, прежде чем все это распалось на "гладкий джаз" несколько лет спустя. Модальная, фанковая вибрация всех композиций здесь характерна для конкретной эпохи, как и взаимодействие между электропианино Кокрэна, свободно звучащими рогами и обволакивающей перкуссией. 12-минутная композиция "Bayeté (Between Man And God)" - лохматая центральная часть альбома, полная бисерных тыкв, жирных клавишных аккордов и пронзительного саксофона, Другие, более короткие композиции, такие как "Njeri (Belonging To A Warrior)" (с ее флейтами и плавными линиями фортепиано) и "Eurus (The Southwest Wind)" - которая сочетает глубоко прохладную вибрацию со сложными басовыми линиями и исследовательской работой клавишных, чтобы сделать версию джаз-эмбиента в стиле Мвандиши) - столь же динамичны и прогрессивны. Конечно, есть и несколько (относительно) прямолинейных номеров: "It Ain't" - привлекающая внимание открывающая альбом композиция, выдвигающая на первый план замечательную фортепианную виртуозность Кохрана, а "I'm On It" - это три минуты прямого фанка. А потом - "Free Angela (Thoughts... And All I've Got To Say)". Хотя текст не вполне соответствует своей теме (в целом, это "free Angela", повторенное несколько раз), просторная структура мелодии, хрустящий ва-фанк и грохочущий барабанный грув сделали ее любимым источником образцов. Вышедший из печати почти 40 лет назад, этот альбом был переиздан на компакт-диске в 2014 году, но теперь он получил достойное переиздание на виниле и в высоком разрешении.

© Джейсон Фергюсон/Qobuz

https://www.qobuz.com/be-nl/album/worlds-around-the-sun-bayete/afibjudvc8gib

11:43