Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

2021 Windisch Trio - Pros and Cons (Vol. 89) {Double Moon DMCHR 71389}

Юлиус Виндиш, берлинец поневоле, конечно, не испытывает недостатка в хороших отзывах в прессе. Например, London Jazz News написал о дебютном альбоме его квартета: "Музыка оригинальна, сложна и увлекательна", а Jazzcournal.co.uk отметил: "непредсказуемый и ненавязчивый, квартет Виндиша демонстрирует дикость и хладнокровие в равных мерах". Журнал Concerto похвалил: "Пианист и композитор ведет своих коллег-музыкантов через рваные мелодии с ощущением ломаного ритма [...], но также показывает свою хрупкую сторону в виде красивых, мелодичных баллад, которые расширяются с помощью небольших звуковых ухищрений [...]".

Трио Юлиуса Виндиша с Игорем Спаллати и Фермином Мерло, основанное в начале 2020 года, идет в концептуально ином направлении, которое теперь представляет его фантастический дебютный альбом Pros & Cons. Толчком послужил ряд произведений, которые Виндиш сочинил еще в 2019 году. "Их эстетика была вдохновлена более традиционными формами, сочиненными гармониями, более длинными фразами, но также и большим пространством для импровизации. Все это не совсем подходило к существующему квартету и требовало нового состава". У Виндиша уже были на примете потенциальные партнеры. "Я уже давно знал Игоря Спаллати по его работе в различных группах. Меня всегда впечатляло, как хорошо он умел вписываться в различные контексты". В отличие от востребованного басиста, барабанщик Фермин Мерло в то время все еще считался в Берлине чем-то вроде инсайдерской подсказки. Только в конце 2018 года он переехал из Буэнос-Айреса в столицу Германии, имея свой собственный узнаваемый подход к игре. "Игорь и Фермин - сильные личности, - говорит Виндиш, - с одной стороны, они укоренены в истории джаза, а с другой - чрезвычайно открыты для современной музыки и прогрессивного джаза. Это делает их необычайно гибкими, и они также вносят много идей для дальнейшего развития".

Под руководством Виндиша трио генерирует новые искры из популярного формата. Экспрессивная игра лидера группы меняется от поэтической интроверсии к мощной экспрессии, оставляя позади обычные голоса и фразы. Его композиторский творческий драйв проявляется в сложных пассажах и продуманных деталях. Например, когда он вырывается из привычного метра 4, размывает штриховые структуры через гармонические последовательности (например, в Going For It и оптимистичном Oknagut), перемежает смены ритма и поддерживает во всем этом живой, иногда вдохновляющий поток. Музыканты последовательно разрушают многие старомодные иерархии и играют на равных. Их звуковой язык также позволяет просвечивать влияниям, не связанным с джазом, таким как классический модернизм, импрессионизм и минимализм. Композиции Виндиша образуют плацдармы для тонких и захватывающих коллективных импровизаций, в ходе которых лидерские роли легко передаются друг другу. Экономные мелодические и динамические пассажи, а также отдельные тона (со смычковым басом и ономатопоэтическими партиями ударных) создают лирические настроения и энергичные поля напряжения.

Юлиус Виндиш составлял репертуар Pros & Cons в течение примерно 10 месяцев. Corona почти неизбежно оставила в нем следы. В частности, End Of May с ее скрыто возбужденной, устойчивой к меланхолии атмосферой, а также изначально мечтательная, а затем похотливо свободная De Rona являются прямой реакцией на пандемию. С другой стороны, несколько созерцательный заглавный трек "был создан в период принятия нескольких решений" и отражает природную способность Виндиша сохранять множество взвешенных соображений - даже помимо музыки. В прошлом году он был одним из первых артистов, публично выразивших протест против выступления популистского историка Даниэле Гансера на Jazztage Dresden 2020. Композиция Nie aufhören была написана в Копенгагене в 2019 году и, с одной стороны, вдохновлена впечатлениями, полученными во время семестра в музыкальной консерватории Ритмиска. С другой стороны, она отражает внутреннюю конституцию Виндиша, так как в то время он боролся за преодоление личного падения. "В целом, я хочу, чтобы мои произведения передавали настроение чего-то, что меня очень сильно тронуло". Этим чем-то может быть и со-музыкант, особенно Лейф Бергер из Кельна. Именно он стал источником вдохновения для самой длинной работы альбома продолжительностью восемь с половиной минут, которая искусно претерпевает несколько трансформаций, от созерцательных, открытых до грувовых пассажей. Безусловно, именно благодаря этим эмоциональным аспектам композиции Виндиша всегда звучат живо, со всей своей утонченностью.

9 марта 2020 года, всего за несколько дней до первой блокировки, трио Windisch выступило в Берлине, а второй концерт состоялся незадолго до студийной даты в сентябре. Для подготовки к записи в течение четырех недель проходили интенсивные репетиции, которые сразу же окупились. "У нас была хорошая живая атмосфера в студии, и мы смогли записать большую часть в первый же день", - сказал Виндиш. Несомненно, это еще одно доказательство замечательного интуитивного взаимопонимания в группе".

С "Pros & Cons" трио Виндиша представляет вариативный, мелодически и ритмически захватывающий дебют. Без слов, независимые пьесы передают чувства и эмоциональные ситуации, полностью в понимании Юлиуса Виндиша, который предпочитает слушать музыку, которая "воздействует на меня эмоционально". Личный звуковой язык трех музыкантов и их впечатляющие колебания между прозрачностью и сжатием создают завораживающие моменты и порождают характерные искры формата фортепианного трио.

Юлиус Виндиш родился в Штутгарте 7 сентября 1995 года и вырос в Оффенбурге. В 2014-2017 годах он учился в Университете искусств Берна, в том числе у Джанго Бейтса, Мануэля Бертша и Колина Валлона. В 2017-2019 годах он учился по программе European Jazz Master в Музыкальной консерватории Ритмиска, Копенгаген. В 2015 и 2016 годах Виндиш был стипендиатом Lyra Stiftung Zurich. В дальнейшем он получал финансирование от: Musikfonds, Schweizer Interpretenstiftung, Foundation SUISA, Kultur Stadt Bern и Canton Bern. Он играл с Петером Брууном, Крестеном Осгудом, Филиппом Гроппером, Бернхардом Мейером, Тристаном Ренфроу и другими.

Фермин Мерло родился в Буэнос-Айресе 28 апреля 1992 года. Сын профессора контрабаса, он был ребенком-вундеркиндом и активным участником столичной сцены в течение десятилетия. Он играл с различными проектами в самых важных клубах и на фестивалях Южной Америки. Мерло также гастролировал по всему миру в группах с Тимом Берном, Тони Малаби, Лео Дженовезе, Ральфом Алесси, Майком Морено и Джоном Холленбеком. После приезда в Берлин он работал с Элиасом Штемседером, Ули Кемпендорфом, Йоханнесом Финком, Феликсом Хенкельхаузеном и другими.

Игорь Спаллати родился 16 августа 1985 года и вырос в Перудже. Там он учился до 2009 года в Консерватории музыки, а затем в УДК (Джаз-институте) Берлина. С тех пор он играл в стилистически разнообразных проектах, таких как Potsa Lotsa XL Силке Эберхарда, Musina Ebobissé Quintet (номинирован на German Jazz Prize 2021), Talking Hands Саймона Канцлера и Wolfgang Schmidtke Orchestra. Он также участвовал в различных записях, таких как "Percussive Mechanics" Анны Веббер (с Элиасом Штемседером, Максом Анджеевски, Джеймсом Уайли и др.; Pirouet Records) и "Hive Mind" Бенджамина Шефера (с Франком Вингольдом и Йонасом Бургвинкелем).

20:56