Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

2021 Hafez Modirzadeh - Facets {Pi}

Facets - это последний радикальный призыв саксофониста/композитора Хафеза Модирзаде против культурной гегемонии западного понятия равной темперации и его аргумент в пользу того, что музыканты должны свободно исследовать разнообразные тональные возможности, даже на фортепиано. Его альбом 2012 года "Post-Chromodal Out!" стал первым документальным подтверждением этой концепции, где фортепиано было настроено на различные темперации. The New York Times назвала этот альбом, исполненный с пианистом Виджаем Айером, "Бесстрашным... Здесь присутствует пьянящая дисциплина, а также зарождающийся индивидуализм". В своем новом альбоме Модирзадех свел идею к одной-единственной перенастройке, которая исполняется в дуэте с тремя выдающимися музыкантами современной импровизированной музыки: Kris Davis, Tyshawn Sorey и Craig Taborn, каждый из которых исследует новые возможности фортепиано с воображением и изобретательностью. Сам Модирзаде использует альтернативные аппликатуры и регулировку амбушюра на своем инструменте, чтобы добиться интервалов между мажором и минором, и пьесы раскачиваются с упругостью, напоминающей персидский поэтический метр. Восемь клавиш перенастроены, а остальные оставлены в равной темперации, музыка исследует сосуществование знакомого и незнакомого, и в процессе обнаруживает новую логику и таинственную красоту.

Модирзаде, которого газета San Jose Mercury News назвала "провидцем", так описывает необходимость перенастройки фортепиано: "Стандартизированная темперация для фортепиано, как бы прекрасна она ни была, оказывает несбалансированное влияние на игроков и слушателей, заставляя многих верить, что нет другого резонанса, кроме этого. Это создает несправедливую систему ценностей и, в конечном счете, ограничивает открытие других, более индивидуальных возможностей настройки. Перенастроив фортепиано - единственный инструмент, который оказывает доминирующее влияние на мировую музыку - музыкант получает возможность исследовать все тональные возможности". Это стремление является кульминацией системы, которую он первоначально назвал "хромодальность", и которую он разработал для изучения гармонических возможностей интеграции персидских тонов с западной равной темперацией. С тех пор эта концепция развивалась, позволяя всем интервалам сосуществовать, что дает возможность каждому музыканту использовать свой собственный отличительный голос для изучения музыки из полной палитры тональных возможностей, независимо от культурного происхождения. Настройка, которую Модирзадех выбрал для этой программы, была выбрана им лично после долгих испытаний и настроек. Виджай Айер говорит о Модирзаде: "Масштабы синтеза концепций Хафеза в разных культурах поражают. В его критическом отношении к традиционным интервальным системам, системам настройки и ладам есть много деталей, и в то же время его видение охватывает все дисциплины и исторические эпохи. Несмотря на технические сложности, в этой музыке есть подлинное сердце и настоящая духовная ясность. Модирзаде - не просто "ученый" или "музыковед", а настоящий художник, с глубоким, пожизненным интересом к объединению исследований, творчества и личных внутренних поисков, которые выражаются в его музыке".

Заинтересованный в том, чтобы услышать различные подходы, которые каждый музыкант привнесет в эту концепцию, Модирзаде пригласил пианистов различных дисциплин для работы с этой музыкой. Для записи альбома Facets Модирзаде выбрал трех самых известных музыкантов в импровизационной музыке: Крис Дэвис признана одной из самых выдающихся пианисток в джазе. Ее релиз Diatom Ribbons (2019) возглавил большинство списков лучших альбомов года. Крейг Таборн уже четверть века признается как мастер чистого изобретения на фортепиано. Тайшон Сори, неизменный участник Pi Recordings, недавно получил похвалу за премьеры своих новых работ с Сиэтлским симфоническим оркестром и Детройтским симфоническим оркестром. Известный в первую очередь как барабанщик, он обладает такой же чувствительностью и открытостью к открытиям, как и другие пианисты. Им заранее были высланы партитуры, но их первая встреча с заново настроенным фортепиано произошла на соответствующих сессиях записи. Каждый музыкант работает с одним и тем же набором пьес, тратя время на изучение новых резонансов, прежде чем просмотреть весь сборник композиций. Модирзаде давал минимум инструкций, предпочитая позволить каждому музыканту формировать музыку так, как он ее себе представляет. Как сказал Модирзаде в одном из интервью: "Нужно больше сердца, чем головы, с намерением создать нечто прекрасное". Впоследствии он выбрал для этого релиза самые волшебные из этих выступлений.

Программа начинается с "Facet Taborn", которая была импровизирована пианистом в самом конце сессии после напряженной работы над композициями. Потусторонние резонансы вступают, открывая дверь к дальнейшим тайнам внутри. "Dawn Facet" и "Facet 27 Light" - интерпретации одной и той же композиции, сначала Сори, затем Дэвиса. Саксофон Модирзаде нежен, уязвим, словно открывая себя всем возможностям своих партнеров. Модирзаде называет "Facet 28 Nora" "краеугольной мелодией всех Facets". Его игра нежна и любяща, ласкова и призрачна. "Facet 34 Defracted" - это радикальный мэш-ап композиций Телониуса Монка "Pannonica" и "Ask Me Now", которые Модирзаде отдельно интерпретирует в дуэте с Таборном. Для Дэвиса: "Все стало понятно, когда мы начали играть мелодии Монка. У Монка был такой эффект, когда он пытался "согнуть" ноту на фортепиано, добавляя на мгновение ноту ниже мелодии, и я сразу же услышал эту связь между системой настройки Хафеза и мелодиями Монка, которые он выбрал. Я словно живу в тех бендах, которые создавал Монк, полностью отдаваясь микротонам, которых он пытался достичь в этом эффекте. Я верю, что если бы он услышал эти версии своих композиций, он бы задумался о том, чтобы навсегда перенастроить свое фортепиано!".

23:44