Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

2008 Johnny Griffin with Roy Hargrove & Billy Cobham - Live at Ronnie Scott's (2016) {In+Out}

В феврале 1963 года Джонни Гриффин впервые выступил в Великобритании - в клубе Ronnie Scott's на Gerrard Street в Лондоне, где он отыграл четырехнедельный ангажемент в сопровождении Стэна Трейси на фортепиано. Малкольм Сесил на басу и Джеки Доуган на барабанах.

Представляя группу, Ронни Скотт сказал о Джонни: "Он один из величайших джазовых тенор-саксофонистов всех времен". Это мнение подтвердили тысячи любителей джаза по всему миру. 26 и 27 мая этого года Маленький Гигант вернулся в Ronnie Scott's, чтобы сыграть пару вечерних сессий в рамках запоздалого празднования своего 80-летия. Ему аккомпанировали Рой Харгроув (t, fl h), Джеймс Пирсон или Дэвид Ньютон (p), Реджи Джонсон (b) и Билли Кобэм (d), а также специальный гость Пол Кун, знаменитый немецкий пианист, композитор, аранжировщик и певец.

К сожалению, этот концерт стал последним выступлением Джонни Гриффина в Великобритании. Он умер всего два месяца спустя - 25 июля - в своем доме в Авайль-Лимузине, Франция.

Компании IN + OUT Records посчастливилось записать эти сессии, и получившийся в результате альбом - Johnny Griffin Live at Ronnie Scott's Club - вскоре должен выйти в свет.

Заметки к альбому написал выдающийся продюсер Оррин Кипневс, который был близким другом Джонни Гриффина на протяжении многих лет и продюсировал многие из его незабываемых альбомов. Для специального гостя Пола Куна сессии Ронни Скотта стали счастливым воссоединением с Маленьким Гигантом, ведь они вместе играли на джазовом фестивале в Бургхаузене в 2001 году с певицей Сильвией Дросте. Пол также ранее работал с Роем Харгроувом, когда Рой выступал с группой Paul Kuhn & The Best на джазовом фестивале в Роттвайле.

В заметке о выступлениях Джонни Гриффина британский журнал Time Out написал: "Когда-то его называли самым быстрым саксофонистом в мире, возраст смягчил его технику, но его природная харизма осталась. На этот раз он привез в город просто потрясающий состав, к нему присоединились феноменальный, огненный американский трубач Рой Харгроув и культовый барабанщик Билли Кобэм. Пианисты Джеймс Пирсон и Дэйв Ньютон, а также басист Реджи Джонсон дополняют этот непревзойденный коллектив".

А Майк Хобарт из Financial Times заметил: "Гриффин, известный своим острым умом, быстрой работой с фингерами и физической выносливостью, представил энергичный, свободный по тематике сет из любимых джем-сессий. Стремительный поток идей и буйный ритм-энд-блюз всегда присутствовали, хотя и уменьшились в силе, и Гриффин по-прежнему украшает свои соло идеально расставленными цитатами.

"Но то, что сделало вечер такой нежной данью уважения, - это группа, состоящая из нескольких поколений, которая обеспечивала надежную пару рук, когда аккомпанировала, но не брала пленных, когда выходила на сцену. "Барабанщик Билли Кобэм и басист Реджи Джонсон были образцами сдержанности, подчеркивая каждое движение ветерана, но когда за дело брались трубач Рой Харгроув или пианист Джеймс Пирсон, они выходили на новый уровень.

...Харгроув был в ударе, казалось, из его рожка сыпались бесконечные фразы с четкой артикуляцией, а Пирсон не отставал, проплывая над проверенными временем последовательностями, как рожденный манерой".

"Маленький Джонни продолжил охватывать этапы своей музыкальной истории, не делая ее очевидной. За открывающей "The Blues Walk" последовала его собственная, более фанковая "The JAMFs Are Coming", оригинальная баллада "When We Were One" и блестящая бибоп-тренировка на изменениях "What Is This Thing Called Love"...".

Драйв, созданный соотечественниками-эмигрантами, Реджи Джонсоном на басу и очень ретро-звучащим Билли Кобэмом, дал рогам все стимулы, которые они только могли пожелать". "Рой Харгроув... проделал хорошую работу, бросив вызов лидеру. Но и Дэвид Ньютон, чьи иногда нетрадиционные соло были заметно оценены тенором: В результате, к моменту последней мелодии его торопливые реплики звучали как у старого Гриффина".

(Brian Priestley, Jazzwise)

Live At Ronnie Scott's, вероятно, привлечет многих слушателей джаза по двум причинам. Во-первых, этот альбом стал последней записью, которую покойный Джонни Гриффин, известный как демон скорости саксофона, сделал в качестве лидера. Хотя другие неизданные материалы могут появиться на рынке позднее, это последний "авторизованный и одобренный художником" релиз Гриффина.

Вторая привлекательная сторона связана с его группой, состоящей из представителей разных поколений, в которую входят такие известные имена, как барабанщик Билли Кобэм и трубач Рой Харгроув. Хотя Кобэм часто ассоциируется с фьюжн-барабанами, а Харгроув играл роли убежденного традиционалиста, джазового/хип-хоп-фьюзера и всего, что между ними, они оба встречаются с Гриффином на его собственной территории.

Начав с быстрого исполнения "Lester Leaps In", Гриффин имеет возможность отдать дань уважения саксофонисту Лестеру Янгу. Соло Харгроува содержит множество фейерверков, а свингующий Кобэм ведет группу. За ним следует Гриффин, а пианист Джеймс Пирсон, который появился только на первом из этих двух вечеров, исполняет убийственное соло на своем единственном альбоме. Гриффин произносит несколько фраз в стиле "вызов-ответ", чтобы разрядить обстановку, а Кобэм получает возможность солировать до возвращения рогов.

Харгроув обладает воздушным присутствием, а игра Гриффина приобретает похожий дымчатый аромат, когда они пересекаются в начале песни "When We Were One". Когда Гриффин солирует, он добавляет в свою игру немного больше динамики, но Харгроув остается задумчивым. Несмотря на хорошо выстроенную природу соло роговых, пианист Дэвид Ньютон играет с наибольшей ясностью и воздействием. Песня Харгроува "Mentor" - другая баллада под руководством рожка на альбоме - это нежная пьеса, в которой композитор играет великолепно, включая захватывающую каденцию в конце. Хотя Гриффин не представлен, еще более странно, что ни один из роговиков не играет на гостевом месте пианиста Пола Куна. Хотя в примечаниях к альбому упоминается второе выступление Куна, которое не вошло в запись, включение этого трека кажется немного ненужным. Фортепианная игра Куна великолепна, но она затмевает его вокал, который получился эмоционально плоским.

Когда Гриффин играет, он проявляет склонность к вставке цитат в свои соло, и это, кажется, передается остальным участникам группы. Все, начиная от "Twinkle Twinkle Little Star" и рождественских гимнов до "Hit The Road Jack", кажется, ненадолго всплывает на поверхность на протяжении всего альбома, а множество других избранных цитат пролетают почти незаметно.

Несмотря на умеренный темп, Кобэм и басист Реджи Джонсон придают "JAMFS Are Coming" некоторую размашистость, а барабанщик запускает закрывающую альбом, зажигательную "Hot Sake" Гриффина, после чего саксофонист начинает потрясающее соло. И снова Харгроув взрывоопасен, и Ньютону выпала незавидная задача следить за этим выступлением на пороховой бочке. После того, как Джонсон делает свой ход, Кобэм спускает с поводка свои отбивные, прежде чем все подходит к концу. Хотя Джонни Гриффина очень не хватает, его музыка, к счастью, продолжает жить.

(Dan Bilawsky, allaboutjazz)

До своей смерти Джонни Гриффин несколько десятилетий жил и работал в Европе, хотя время от времени приезжал в США. Эти концертные треки записаны на двух вечерах в Ronnie Scott's в Лондоне в 2008 году, чуть больше месяца спустя после 80-го (и, как оказалось, последнего) дня рождения Гриффина. К Маленькому Гиганту присоединились трубач Рой Харгроув и барабанщик Билли Кобэм, а также басист Реджи Джонсон (американец-эмигрант, также живущий в Европе) и английский пианист Дэвид Ньютон, в последний момент заменивший Джеймса Пирсона, который ранее работал с Гриффином во главе ритм-секции, но не смог приехать на один из запланированных вечеров. Гриффин часто поручает Харгроуву солировать первым, и трубач в присутствии мастера джаза поднимается на ступень выше своей обычной прекрасной игры. Очевидным фаворитом является дерзкий блюз Гриффина "The JAMFs are Coming", в котором он не оставляет сомнений в том, как он к ним относится, используя уморительную цитату из "Turkey in the Straw"; богатый флюгельгорн Харгроува и проникновенный тенор Гриффина сияют в трогательной, горько-сладкой балладе саксофониста "When We Were One"; их взаимодействие также необыкновенно в буйном бопе Клиффорда Брауна "The Blues Walk". Джеймс Пирсон заклинает Ньютона в зажигательном дубле "Lester Leaps In", а Харгроув и пианист поддерживают плотное соло лидера. Пол Кун берет в руки фортепиано для теплого вокального исполнения "How Deep Is the Ocean". Зажигательный финал - это продолжительная работа над песней Гриффина "Hot Sake", легко узнаваемая переработка "What Is This Thing Called Love". Печально, что Джонни Гриффин умер всего через два месяца после этих выступлений, но один слух скажет вам, что он играл от души во время своей последней записи.

(Ken Dryden, AMG)

11:21