2021 Ingebrigt Håker Flaten - (Exit) Knarr {Odin}
В поисках звука История прогресса и сопротивления, любви и тоски по дому
Путешествие Ингебригта Хокера Флатена, бас-гитариста и композитора, можно представить как одиссею на корабле викингов классической конструкции "кнарр", отличающемся большой дальностью плавания, высокой скоростью и прочной мореходностью в шторм. Его история может быть рассказана и чисто музыкально, как это сделано в написанном по заказу произведении (Exit) Knarr. Произведение разделено на шесть пунктов назначения вдоль маршрута - дань уважения людям, музыке и местам, которые сформировали его.
'Miles Ave'. Ингебригт всегда выбирал путь наибольшего сопротивления. Многие из его коллег-басистов считают, что играть на жильных струнах - все равно что пытаться вести хозяйство с лошадью и телегой после того, как вы купили трактор. Упорство и физические усилия, необходимые для того, чтобы заставить его инструмент петь, отчетливо слышны в музыке. Еще одним камнем преткновения для самого себя является трудность получения работы в другой стране, но Ингебригт неуклонно шел к тому, чтобы наконец получить священный грааль - свою собственную Грин-карту. Прожив некоторое время в США, сочетание музыки и любви привело его в Остин, штат Техас, где он провел самое долгое время в одном месте за всю свою жизнь. Там он женился и развелся. Он создал свою группу Young Mothers и основал фестиваль Sonic Transmissions. И группа, и мероприятие несут в себе безошибочную подпись Хокера Флатена: желание и тоска, рвение и меланхолия, вдохновение и потная страсть к общению. Послушайте момент, две минуты и десять секунд, когда он начинает все. Слезы потекут по вашим щекам двумя минутами позже, когда Эйвинд Нордсет Лённинг дотянется до небесных высоких нот - черт возьми, так вот как звучит надежда?
'Brinken'. Летом, перед тем как начать учиться на влиятельном джазовом курсе в университете NTNU в Тронхейме, он встретил двух музыкантов, которые остались с ним на всю жизнь: Ховарда Вийка и Паала Нильссен-Лове. Вместе они создали группу Element, а затем Atomic. Вместе с Паалом и Матсом Густафссоном он основал трио The Thing. С ними, а также с такими группами, как The Source и Bugge Wesseltoft's New Conceptions of Jazz, он много раз объездил земной шар. В Тронхейме он впервые встретился лицом к лицу с акустическим басом. Его учитель подсадил его на "Looking at Bird", альбом 1981 года, где Нильс Хеннинг Эрстед Педерсен и Арчи Шепп объединились для интерпретации мелодий Чарли Паркера. Ингебригт выучил все наизусть и в 1992 году стал джазистом. Когда он переехал в Осло в 1995 году, он попытался найти покой, присоединившись к движению Харе Кришна, порвав со своим протестантским воспитанием. Он просыпался посреди ночи, чтобы испечь хлеб и помедитировать в храме. В конце концов, он пошел дальше. Путешествие - это приключение, и все его открытия в поисках звука нашли отражение в музыке. В "Бринкене" есть следы Эрмето Паскуаля, Лигети и Гила Эванса. Бринкен - это также его новый дом в Тронхейме - переезд, вызванный стечением факторов, связанных с пандемией и его личной жизнью.
'Håkkåran'. Возвращайтесь домой в Хоккоран", - призывала его семья. Когда стало ясно, что границы вот-вот закроются, он находился на преподавательской работе в университете Хавериана в Боготе. После поспешной остановки в Остине, чтобы забрать несколько вещей из своей квартиры на Майлз-авеню, через несколько часов он оказался в самолете с билетом в один конец в Норвегию. Поначалу он думал, что сможет вернуться через несколько недель, но вместо этого у него началась совершенно новая жизнь. Он вернулся к своей 90-летней матери, Осе, все еще живущей на ферме, которую он покинул 17-летним начинающим музыкантом. Его мотивацией отправиться в это бесконечное путешествие было отчасти вдохновение, а отчасти желание убежать. Побег от боли, которую причиняло чувство отверженности; вдохновение, чтобы найти свой собственный уникальный звук. Все началось с уроков фортепиано у строгого, но дружелюбного соседа. Ему не понравился этот инструмент, и он бросил. Он также пробовал играть на гитаре, но тоже бросил. В конце концов, ему предложили стать электрическим басистом в Credo, детском госпел-хоре. Его брат-близнец Эсмунд, родившийся через 20 минут после Ингебригта, также присоединился к группе в качестве пианиста. Нынешний бас-гитарист научил его играть басовую партию в песне Майкла Джексона "Billie Jean". В возрасте 12 лет он нашел свое призвание. Через несколько лет он играл в фьюжн-трио NEON, на которое оказали сильное влияние Mezzoforte и Koinonia. В 1986 году они выиграли местный конкурс подростковых групп.
Несколько секунд могут изменить жизнь - как те несколько секунд, когда Палле Даниэльссон передает свое соло Киту Джарретту, на третьей минуте "Country", на альбоме Джарретта "My Song". Эти секунды Ингебригт слушала снова и снова, так же как я слушал переход от Ингебригт к Оскару Грёнбергу в "Håkkåran" - самой романтичной композиции, которую он когда-либо написал. Произведение вдохновлено популярной норвежской песней "Skigardsvise" и афро-колумбийской традицией currulao, в размере 6/8 с акцентом на втором и пятом тактах. Норвежский пасторальный романтизм встречается с латиноамериканскими ритмами - гибрид, который может получиться только у человека с опытом Ингебригт, подумал я, прежде чем потеряться в гитарных тонах Оддрун Лилья Йонсдоттир, звучащей так, как будто Марк Рибо вырос в Эфиопии. Прослушав несколько раз, вы действительно замечаете хлопки. Олаф Ольсен и Ингебригт хлопают по схеме "два против трех", именно так, как басист научился этому в норвежской школе-интернате, которую он посещал после того, как покинул ферму с музыкальными мечтами. Все взаимосвязано, все имеет свое место в грандиозной схеме.
'À La Lala Love You'. Чикаго, 2006 год: Ингебригт переезжает ради любви, но остается ради музыки. Название - это любовное письмо Чикаго, его музыке и музыкантам, которые помогли ему сформироваться; но также, возможно, это дань уважения треку Pixies "La La Love You" и тарелкам. Олаф (левый канал) и Веслемёй Нарвесен (правый канал) исполняют на райде свои собственные паттерны, но никогда не спотыкаются друг о друга. Напротив, они завершают музыкальные фразы друг друга, как будто выросли вместе, несмотря на то, что это студийное свидание было первым, когда они играли в одной комнате. К черту ваши курсы по коммуникациям - вместо этого прослушайте это! Они поднимают группу на новый уровень, так что когда в одном соло ветер попадает под крылья Atle Nymo, мне пришлось сыграть его три раза подряд, прежде чем я смог продолжить, а потом еще столько же раз услышать синтезаторное соло Оскара.
'Chaos Pad'. Не только бескомпромиссные усилия, затрачиваемые на выщипывание струн, способствуют трудностям, с которыми Ингебригт сталкивается как музыкант, но и его периодическая боязнь сцены. Даже в подростковом возрасте это было настолько серьезной проблемой, что он подумывал обратиться в христианство в надежде на излечение. Он по-прежнему нервничает во время выступлений, но то, что верующие получают от религии, Ингебригт получает от музыки. Возможность потерять себя в великой силе - потоке! Он находит применение всему, с чем сталкивается. Источником этой композиции является серия набросков, которые лежали у него со времен занятий композицией в Тронхейме в 1995 году. Он создает нечто значимое, собирая вместе элементы собственного опыта и вдохновения. В одной из крупнейших столиц мира, Мехико, Ингебригт открыл для себя прочные дружеские отношения, музыку и поэзию. Город яркий, красочный и хаотичный, как и этот музыкальный трибьют, который работает на всех цилиндрах. Крики свободы Метте Расмуссен сильны и заразительны. Я слышу это - грядут перемены!
'Museumplein'. Дань уважения Амстердаму, друзьям и музыке. Со следами краутрока и песни Джеймса Блейка "I Never Learnt to Share", (Exit) Knarr открывается хлопающим ритмом, таким же экстатическим, как хлопающие, скандирующие песни арабских ловцов жемчуга, которые так любит Ингебригт, ныряющие, затаив дыхание, в поисках песчинок, которые чудом природы превращаются в изысканные жемчужины. Кульминацией этой заказной работы является групповой взрыв, постепенно переходящий в медитативный покой. Окончание словно завершает работу, чтобы уверить меня, что все еще впереди! Еще больше впереди! Группа впервые встретилась в Studio Paradiso 23 марта. Они собрались в одной комнате и играли вживую. Звучит так, как будто они стоят прямо перед нами и играют концерт. Я полностью захвачен, и еще при первом прослушивании я понял, что это один из тех альбомов, которые будут звучать снова и снова. Ингебригт обладает теми же загадочными качествами, что и легенды игры на гут-струнах, на плечи которых он опирается: Пол Чемберс, Чарли Хейден и Чарльз Мингус. Он глубоко погружается в игру, не исчезая в длинных басовых соло, а удерживая группу вместе. Он потеет ради команды. (Exit) Knarr - это новые дружеские отношения, новая музыка и еще одна важная остановка в вечной одиссее 17-летнего Ингебригта, когда он посвятил свою жизнь поискам звука.
Мартин Эйя-Ревхейм