2022 Ethan Iverson - Every Note Is True {Blue Note}
Как пианист, как композитор и как критик Итан Айверсон уже давно отмечает как богатые традиции, так и непрерывную эволюцию джаза. Таким образом, кажется вполне уместным, что он в конечном итоге займет свое место в списке Blue Note Records, который предоставил дом для инноваций, уходящих корнями в основы музыки на протяжении всей ее восьмидесятилетней истории.
Айверсон дебютирует в Blue Note с альбомом Every Note Is True, захватывающим и вызывающим воспоминания свиданием с участием нового мастерского трио с басистом Ларри Гренадье и легендарным барабанщиком Джеком ДеДжонетт. Альбом дает пианисту возможность оглянуться назад и расширить свою музыкальную историю, включая джазовый стиль с влиянием поп-рока The Bad Plus, влиятельного трио, соучредителем которого Айверсон был в 2000 году.
Покинув The Bad Plus в конце 2017 года, Айверсон предпринял ряд разнообразных проектов, включая сотрудничество с легендарными барабанщиками Билли Хартом и Альбертом «Тути» Хитом; записи с трубачом Томом Харреллом и саксофонистом Марком Тернером; и композиции для оркестра, биг-бэнда и танцевальной группы Марка Морриса. Каждый из них, а также его знаменитый блог Do the Math и его публикации в таких изданиях, как The New Yorker и The Nation, позволили Айверсону исследовать свои источники вдохновения с разных точек зрения.
«Я был чрезвычайно занят многими проектами, которые пытались оценить традицию», — говорит Айверсон. «Игра с Тути и Билли была почти реакцией на то, чтобы каждую ночь играть с The Bad Plus. Но я почувствовал, что мне хочется снова играть на таком фортепиано, поэтому я сознательно сочинил набор привлекательных мелодий, в которых есть небольшое влияние поп-музыки. Без Рида и Дэйва это никогда не было бы The Bad Plus, но часть этого яркого большого фортепиано вернулась».
В то время как Every Note Is True определенно имеет стилистические элементы, общие со звуком, который Айверсон помог выковать за 17 лет совместной работы с оригинальным Bad Plus, также нет никаких сомнений в том, что альбом демонстрирует совершенно другое трио, возглавляемое более зрелыми музыкантами. композитор. Воспользовавшись необычайно свободным графиком ДеДжонетт и Гренадье из-за перерыва в концертах и гастролях из-за пандемии, Айверсон воспользовался возможностью устроить студийное свидание с двумя очень востребованными музыкантами. Но именно проницательное понимание лидером голоса и талантов каждого игрока сделало эту команду такой вдохновенной.
У Айверсона уже был опыт игры с Grenadier, которого он называет «крупным виртуозом с замечательным олдскульным «ударом» в его чувстве». Но впервые он пересекся с ДеДжонетт в студии. Помимо выдающейся карьеры в джазе, которая включает в себя выдающееся сотрудничество с Китом Джарреттом, Майлзом Дэвисом, Чарльзом Ллойдом и бесчисленным множеством других легенд, Айверсон отмечает, что ДеДжонетт «также является одним из великих рок-барабанщиков. Не все представители его поколения приняли этот мир так, как Джек. Он будет цитировать Левона Хелма [The Band] и тому подобных людей. Это не значит, что это тяжелая рок-пластинка, но есть аспект этого стиля, который чувствовал себя комфортно с этим трио».
В качестве образца для трио Айверсон цитирует Money Jungle, хриплый и свободный альбом 1962 года маловероятного трио Дюка Эллингтона, Чарльза Мингуса и Макса Роуча. «Приятно слышать, как Ларри и Джек раскачиваются», — восклицает Айверсон. «С ними двумя вам не нужно много материала. Если вы принесете что-то действительно простое, не более чем базовые наброски, они возьмут это на себя и заставят звучать великолепно. Это вполне в традициях тех великих пластинок Blue Note 50-х и 60-х годов, где мелодии запоминаются, но на странице не слишком много нот».
Every Note Is True начинается с «The More It Changes», своего рода благословения на выход из периода вынужденной изоляции, с участием виртуального хора из 44 голосов, отобранного из сети контактов Айверсона. Жена пианиста, писательница Сара Деминг, написала текст, давший название альбому. «Я ужасный певец, — признается Айверсон. «Вы можете услышать мою трель высоко в миксе. Но я люблю любительское пение! Любительский хор или детский хор — это великолепный, почти кинематографический звук».
Кинематографическое ощущение продолжается в «The Eternal Verities», воодушевляющем поп-классическом произведении, вдохновленном свекровью композитора, Рут Деминг. «Она сказала мне, что любит сидеть на своем крыльце и созерцать вечные истины, — вспоминает Айверсон. «Этот кусок выпал из меня на следующий день. Мелодия как бы зацикливается сама на себя неожиданным образом, но ее гармоническая структура очень проста. Традиционная гармония очень, очень важна для меня. Это вечно».
Айверсон — дитя телевизионного поколения, и, конечно же, многие из них заново познакомились с трубкой для груди в течение нескольких месяцев в условиях изоляции. «She Won’t Forget Me» — это удар Айверсона над заглавной песней для воображаемой телевизионной романтической комедии. «Я вижу, как катятся титры, когда я играю», — говорит он.
Блестящий вальс «Для Эллен Раскин» посвящен обладательнице медали Ньюбери.