1998 Al Grey - Matzoh And Grits (2007) {Arbors ARCD 19167}
"Эл Грэй не РАБОТАЕТ на сцене — он ИГРАЕТ",— так говорят про него те, кто его видел. Как мне кажется, это в полной мере можно ощутить и в записи. Его глубоко засурдиненный тромбон беседует со слушателем — то напевает мелодию, то ворчит, то бормочет, то подшучивает,и иногда начинает казаться, что мы действительно слышим настоящие слова, доносящиеся прямо из раструба. Музыкальный критик Chip Deffaa, слышавший его ещё в шестидесятые годы в биг-бэнде Каунта Бейси (Count Basie), рассказывает:"Когда с оркестром выступали вокалисты и пели блюзы, то тромбон Эла иногда начинал перекликаться с голосом в моментах развития темы и все вдруг явственно слышали вопросительные или утвердительные фразы его инструмента. Иногда этот диалог вдруг развивался в остроумную, довольно длинную взаимную пикировку, развлекая остальной оркестр и публику".
С тех пор прошло немало лет, но чувство юмора и живой, подлинно молодой стиль не покинули его. Грэй попросту живет в музыке. В 1997 году, когда его пригласили на Lionel Hampton Jazz Festival, но вместо него он попал в больницу, то даже там он ежедневно практиковался. Возмущённому доктору Грэй торжественно заявил, что даже если ему отрежут ногу, — а это было очень даже возможно, — то он всё равно будет играть.
И в этом альбоме он с первых нот приковывает к себе внимание,"ворчащими" мягкими пассажами задавая тему и на время отходя в сторону, уступая место другим музыкантам — Кливу Гайтону (Cleve Guyton)на флейте, Джо Кону (Joe Kohn) на гитаре, Рэндольфу Ноэлю (Randolph Noel) на фортепиано, Джею Уиггинсу (J.J.Wiggins) на контрабасе и Бобби Дархему(Bobby Durham) на ударных. Надо сказать, они не ударяют в грязь лицом, окружая тромбон Грэя плотным, горячим саундом, работая очень слаженно и дружно — выделить кого-либо из них особо, пожалуй, нельзя. Всё, что они играют — это классические свинговые мелодии из репертуара Каунта Бейси, Дюка Эллингтона, Лестера Янга. Две пьесы сочинены самим лидером и, что странно, автор отводит своему инструменту в них достаточно скромную роль, давая вволю посолировать и другим. Вообще, как мне кажется, Эл Грэй — музыкант "нежадный", он охотно позволяет своим коллегам показать всё,на что они способны. В одной пьесе, Polka Dots And The Moonbeams, он вообще практически не принимает участия, отдав всё соло гитаристу, с чем тот,впрочем, неплохо справляется.
Слушая эту музыку, такую почтенную по возрасту, но так молодо звучащую в губах седоусого музыканта, становится понятным, почему он так успешно выступал с любыми партнёрами — от Бенни Картера (Benny Carter)до Квинси Джонса (Quincy Jones), и в любой аудитории — от престижного клуба Birdland до свадебной вечеринки. (c) ℗ 1998 Arbors Rec. Евгений ДОЛГИХ