Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Баллаке Сиссоко и Венсан Сигаль: кросс-культурный трип

Когда в 2009 году Баллаке Сиссоко и Венсан Сигаль выпустили свой первый совместный альбом Chamber Music («Камерная музыка») они, по сути, застали музыкальный мир врасплох. Всё в этом дуэте было неожиданным: чередование сакральной камерности и бравурной возвышенности; взаимопроникновение древних мелодий западноафриканских гриотов и барочной европейской классики; слияние звонкоголосого, переливчатого журчания коры и протяжного, загустевающего в воздухе, дыхания виолончели. Немудрено, что альбом долгое время не спускался с первых позиций европейских и мировых топ-чартов. И вот оно долгожданное продолжение! Новый альбом Musique de Nuit («Музыка Ночи») – это своего рода ночной джем-сейшн двух искусных мастеров звука, завораживающий кросс-культурный трип, акустическое путешествие в самое сердце Сахары.

Музыка – это лекарство, она защищает нас от исполненного гневом мира…

Венсан Сигаль

Судьба каждого музыканта из этого завораживающего дуэта насыщена колоритными событиями и яркими творческими встречами. Так, Баллаке Сиссоко (родился в 1968 году в Бамако, Мали), который сегодня является одним из самых востребованных малийских композиторов и исполнителей, с детства рос, окружённый музыкой и музыкантами. Будучи сыном потомственного гриота (или как сами музыканты называют себя – джали) Джелимади Сиссоко, Баллаке сызмальства играет на коре, которую по праву считают королевой африканских инструментов. Искусство гриотов передается из поколения в поколения, от отца – к сыну. Обучение начинается в пятилетнем возрасте. Музыка никак не записывается, это устная традиция. Гриоты хранят в памяти историю своего народа, историю вождей и историю каждого отдельного рода и семейного клана. Эти истории собраны в песни и эпосы. Длина некоторых из них может составлять до двух дней. Многие гриоты помнят все песни своего народа.

Баллаке Сиссоко приходится двоюродным братом двум другим гриотам: мастеру игры на коре Тумани Диабате и виртуозу различных перкуссионных инструментов, нгони и балафона Бабе Сиссоко. Совместная работа Баллаке и Тумани 1997-го года New Ancient Strings (“Новые древние струны”) имела огромный международный резонанс. А в 2019 году на лейбле homerecords.be увидел свет и совместный проект Баллаке и Бабы Sissoko & Sissoko. Кроме того, Баллаке Сиссоко посчастливилось работать с такими известными исполнителями, как Тадж Махал, Рокиа Траоре, Людовико Эйнауди, Росс Дэйли, Кассе Мади Диабате и рядом других музыкантов.

В свою очередь, французский композитор, виолончелист и бас-гитарист Венсан Сигаль (родился в 1967 году в в Реймсе, Франция) известен в музыкальных кругах как пропагандист мультикультурных ценностей, отличающийся изысканным вкусом и недюжинной интуицией на таланты. Он начал изучать музыку еще в начальной школе, позже продолжив образование сначала в Реймской консерватории, а затем в Национальной консерватории музыки и танца Лиона. Уже будучи студентом, Венсан стал лауреатом нескольких музыкальных премий. В 1986 году он получил стипендию на обучение в Банфской центральной школе изящных искусств в Канаде, по окончании которой возвратился во Францию, осмотрительно переехав культурную мекку – Париж. Именно тут Сигаль приступает к экспериментам в различных музыкальных направлениях: классика, современная музыка, джаз, рок, этническая (в частности – африканская) музыка.

В 1996 году, играя в группе Olympic Gramofon, Венсан познакомился с барабанщиком и перкуссионистом Сирилом Атефом. Вдвоём они создали собственную группу под названием Bumcello, которую критики охарактеризовали как «индустриальный дуэт». Все выпускаемые Bumcello альбомы были тепло восприняты слушателями, а изданный в 2006 году альбом Animal sophistiqué («Животная софистика») получил престижную премию Victoire de la musique и достиг самых высоких позиций во французских топ-чартах. Примерно в это же время Венсан Сигаль сотрудничает с Матье Шедидом, более известным во Франции как -M-, участвует в записи нескольких его альбомов, совместно они выступают на лучших площадках Европы. Параллельно с творческими тандемами (среди которых стоит отметить работу с такими артистами, как Стинг, Сезария Эвора, Элвис Костелло, Кезиа Джонс, Сушила Раман, Нана Васконселос, Коки Накано) Венсан не упустил возможности заняться сольной карьерой. Свой первый альбом T-Bone Guarnerius он издает в 2002-ом, а второй Cello (вышедший на виниле) – в 2007 году.

Не менее важным в жизни Венсана Сигаля была встреча с певцом и гитаристом Пирсом Фачини, чьё творчество уходит корнями в английский фолк, американский блюз, этническую западноафриканскую музыку и южно-итальянскую тарантеллу. Венсан стал продюсером двух студийных альбомов Фаччини – Leave no trace (2003) и Two Grains of Sand (2009), в последующем записав совместно альбом Songs of Time Lost (2013), в котором звучит только виолончель, гитара и вокал. Диск был записан на разных языках: от английского и креольского до неаполитанского диалекта.

В октябре 2009 года Венсан Сигаль вместе со своим малийским другом Баллаке Сиссоко записал альбом Chamber Music, где сам Венсан сыграл на классической виолончели, а Баллаке – на коре. К этому моменту оба исполнителя уже были состоявшимися, успешными музыкантами с приличным багажом за плечами. Определённая камерность и интимность альбома не предполагали большого коммерческого успеха. Однако случилось невероятное – эту тихую, лирическую музыку (записанную на студии великого Салифа Кейта и изданную на лейбле Nø Førmat!) полюбили и слушатели, и критики, отметившие диск премией Victoire du Jazz. Правда, из-за напряжённого графика и множества параллельных проектов продолжения пришлось ждать долгих шесть лет. Но, поверьте, оно того стоило! Уникальный материал для альбома 2015 года Musique de Nuit был записан в два присеста в малийской столице Бамако: первая сессия – в течении ночи на крыше дома Баллаке Сиссоко; вторая – на протяжении дня в культовой африканской студии Bogolan, где записвались такие звёзды, как Али Фарка Туре, Тумани Диабате, Рокиа Траоре, Уму Сангаре, Бассеку Куяте, Кассе Мади Диабате и многие другие. Всё, как говорится, в этом мире не случайно. Чудо (а встреча Венсана Сигаля с Баллаке Сиссоко – это каждый раз безусловное чудо!) произошло и на этот раз мир, судя по всему, оказался к нему готов.

АЛЕКСЕЙ ГРАФФ

Источник: http://soloneba.com/ballake-sissoko-vincent-segal-cross-cultural-trip/

18:15