Интервью с Алексом Сипягиным (Alex Sipiagin)
14 сентября в живописном петербургском Дворце Белосельских-Белозерских состоялось яркое джазовое событие. Знаменитый музыкант Алекс Сипягин посетил Северную столицу с концертом-презентацией своего нового международного проекта The New Path Band. Для JazzPeople интервью Алекс Сипягин дал перед началом концерта. Музыкант рассказал о том, в чем заключается особенность проекта и представил участников.
– Этим летом вы отметили 50-летний юбилей. Какие перемены в личной и профессиональной жизни вы ощущаете?
– Это интересный вопрос, о котором я недавно задумывался и сам. Как ни странно, сейчас я ощущаю себя гораздо моложе, чем в свои 25 или 30 лет. Тогда я почему-то думал, что старею, сейчас у меня другое мнение, потому что многое познал, открыл новый взгляд на жизнь.
Джаз – это такая музыка, которая постоянно расцветает, как большое дерево, и чем дальше, тем интереснее становится. Я уверен на 100% – то, что я знаю и чувствую сейчас, я не осознавал в 15 лет. Поэтому, наоборот, молодость появляется.
– Получается, джаз расцветает вместе с музыкантами?
– Конечно. Это очень сложно объяснить, но на самом деле так оно и есть. Я ощущаю это в своих композициях, когда пишу новую музыку. Многое гораздо легче дается и потому легче двигаться вперед.
CЕЙЧАС Я ОЩУЩАЮ СЕБЯ ГОРАЗДО МОЛОЖЕ, ЧЕМ КОГДА МНЕ БЫЛО 25 ИЛИ 30 ЛЕТ
– Как изменилось ваше восприятие с момента начала карьеры и до сегодняшнего момента?
– Когда я был в начале творческого пути, то не имел конкретного представления о своем стиле игры, что-то было намечено, но четкого пути не было. Сейчас я нашел «свой звук», но не остановился на этом, а продолжаю работать над ним. Можно сказать, что нашел дорогу, по которой нужно двигаться.
– И что это за направление?
– У каждого музыканта есть свой стиль в импровизации – кто-то находится в поиске, кто-то пытается копировать другого, а кто-то его нашел и уже развивает. Я чувствую, что обрел свой звук. Это не просто звук твоей трубы, а звук твоих композиций, импровизаций, соло, взаимодействия с музыкантами и так далее. Самое главное – звук становится узнаваемым, и музыканты, которые мне нравятся, приглашают играть вместе.
– Вы специально прилетели в Москву для записи альбома на лейбле Rainy Days. Расскажите, пожалуйста, немного о пластинке.
– Я прилетел не только поэтому, это одна из причин. На самом деле, Саша Машин давно собирался записывать свой альбом, и мы об этом очень долго договаривались. За 2 месяца я написал для этой пластинки 3 композиции, специально для Саши, он же их аранжировал. Я очень рад, что наконец-то это осуществилось.
Я нашел «свой звук», но не остановился, а продолжаю работать над ним.
– Расскажите о ваших композициях на пластинке? Какую роль они играют в этом альбоме?
– Саша играл мою музыку, записывался на нескольких моих альбомах, поэтому я думаю, моя музыка повлияла и на его направление. Он даже взял и объединил 2 мои композиции и назвал ее Sipiagin Mood (Улыбается).
– Вы выступаете с коллективом The New Path. Будете играть собственные композиции и сочинения из альбома Саши Машина?
– Это мой состав, но мы также играем композицию из альбома Саши, остальные – из моих альбомов. Бэнду New Path около 4-х лет, одной из участниц которого является вокалистка Хиске Остервийк. Она не просто поет песни, а исполняет голосом партии инструментов: трубы, саксофона.
ВОКАЛИСТКА ИСПОЛНЯЕТ ГОЛОСОМ ПАРТИИ ИНСТРУМЕНТОВ
– Как вы считаете, вокал утратил свою изначальную роль в джазе или она упростилась?
– В какой-то момент голос перестал восприниматься как инструмент. Голосом легко воспроизвести звуки, без всякого представления о гармонии. Профессиональные вокалисты должны изучать теорию, гармонию, фразы бибопа, которые изучают трубачи, пианисты, саксофонисты.
Сейчас начинается некое возрождение, появляется серия молодых вокалистов, которые серьезно относятся к джазу, пению, точно так же, как к инструменту. Хиске Остервийк использует свой голос как настоящий профессионал.
– Вы приехали с презентацией нового альбома. Какие чувства вы испытываете, презентуя новые сочинения на публике?
– Есть чувство радости, завершенности, достижения цели. Когда записываешь альбом и начинаешь гастролировать, то музыка начинает «расти» в совершенно непредсказуемых направлениях. Это предвкушение неизвестного. Когда играешь концерт, то получается не так, как в классической музыке. В джазе не знаешь, куда все повернется, насколько далеко зайдет импровизация.
Все музыканты, включая и великих, записывают альбомы из любви к музыке, потому что это наша жизнь, история.
– Бывает ли так, что играя импровизацию с разными музыкантами, вы понимаете, что в альбоме надо было сыграть именно так?
– Конечно, бывает! Особенно так часто происходит с самым первым альбомом, после пары месяцев ты немного жалеешь и начинаешь думать, что нужно было записать по-другому. В дальнейшем относишься к этому спокойнее.
– Думали ли вы о выпуске своих «неизданных» композиций?
– Если бы такая возможность была, то я с удовольствием это сделал. К сожалению, выпускать альбомы становится сложнее, потому что CD практически не продаются. Все музыканты, включая и великих, записывают альбомы из любви к музыке, потому что это наша жизнь, история.
Беседовала Виктория Мэлл
Источник: https://jazzpeople.ru/jazz-in-faces/interiew-alex-sipiagin/