Дейв Векл / Dave Weckl - Интервью интернет ресурсу drumspeech.com
Многие барабанщики восторгаются непревзойденностью Dave Weckl’а по части технического великолепия и ритмической выразительности; его способности находят блестящее музыкальное применение в очень многих сферах драмминга. Его пылкость говорит сама за себя: он не перестает упорно следовать вперед вместе с величайшими культовыми музыкантами современного направления джаз-фьюжн, такими как Mike Stern, Chick Corea, Bill Evans. Слава и известность опережают его, но если кратко обрисовать историю его становления, то он привлек к себе внимание в 80-х годах, когда занял место барабанщика Steve Gadd’а во время турне, вновь объединившего дуэт Simon & Garfunkel. Затем воспользовался возможностью в течение семи лет играть с коллективом Chick Corea – Elecktric and Akoustic Band, завоевав высокое признание благодаря существенному вкладу в творчество группы. 90-е годы стали началом его сольной карьеры – он выпустил альбомы "Master Plan", "Heads Up" и "Hard Wired", благодаря чему получил признание среди барабанщиков всего мира. Его обучающие книги и видеошколы продолжают пополнять полки магазинов и используются в музыкальных школах как рекомендуемые пособия для саморазвития. Он продвигает свои инновации, предлагая идеи компаниям, с которыми сотрудничает как эндорсер, в целях создания и усовершенствования музыкальных инструментов, которые предоставляли бы всем барабанщикам больше комфорта и выразительности. В течение этого года вы ездили на гастроли и работали над несколькими проектами. Можете вкратце перечислить основные этапы? Да, мне посчастливилось заниматься множеством разнообразных проектов в этом году (как, впрочем, и в прошлом) – я и гастролировал, и записывался в студии. С Bill Evans’ом ездил в Германию, в Кельн, где играл и записывал его музыку в аранжировке Mike Abene’а для джазового ансамбля WDR Big Band. Это было круто. В нынешнем, 2009-м году мы планируем турне, во время которого также будем играть эту музыку. Много работы было с Mike Stern’ом и его группой в разных составах: я дважды был в Европе, пару раз в Азии, и еще несколько концертов было проведено в Штатах, в разных местах. Мы записали DVD с живым выступлением в Париже в мае прошлого года, еще я подготовил для этого же диска аудио, а сам диск, должно быть, уже имеется в продаже (производитель – New Morning Productions). Новым впечатлением для меня в минувшем году стала игра с OZ Noy, отличавшаяся от моего предыдущего опыта тем, что тут было больше рока, но я получил массу удовольствия. Я участвовал в записи нескольких композиций для этого нового альбома в декабре, а выйти он должен в нынешнем году, чуть попозже. Довольно много в прошлом году я работал с Metro – группой Chuck Loeb’а и Mitch Foreman’а – как в Штатах, так и в Европе. В начале сентября я принимал участие в "Drum Fantasy Camp" [ежегодный "слет" барабанщиков самых разных уровней для совместного участия в выступлениях, мастер-классах и импровизациях – прим. Drumspeech.com – форум барабанщиков], вот уже второй год подряд, вместе с Steve Smith’ом, Horacio Hernandez’ом, Tony Royster’ом и другими. В том же сентябре мне довелось играть с группой Dave Samuels’а – Caribbean Jazz Project, завоевавшей премию "Грэмми", что доставило мне массу удовольствия и было очень познавательным, поскольку я играл с замечательным исполнителем на конга – Roberto Quintero. Я провел несколько мастер-классов для Sabian и Yamaha, а также записал множество песен для целого ряда самых разнообразных артистов – в своей домашней студии в Калифорнии, с использованием онлайнового сервиса звукозаписи, который я предоставляю на своем сайте www.daveweckl.com Какая дисциплина и ответственность требуются при работе с Chick Corea или Mike Stern’ом, в отличие от игры в собственном сольном проекте? Ну, быть руководителем – это совсем не то, что работать на кого-то другого. Роль руководителя требует БОЛЬШОЙ ответственности и постоянной поддержки. Приходится много работать, особенно когда при подготовке отсутствует менеджмент или реальная помощь (если не считать моих агентов). Время от времени мне приходится отходить от этой роли, а потому – да, в настоящий момент я работаю со многими другими музыкантами. На мне по-прежнему лежит обязанность подготавливать свое оборудование для гастролей, согласовывать вопросы с компаниями для обеспечения всем необходимым. В остальном же, по большому счету, нужно лишь учить музыку, приходить вовремя и каждый вечер выкладываться на 110% – вот, собственно, и все! У вас прекрасные взаимоотношения со своим инструментом и оборудованием, и вы всегда стремитесь к развитию звучания и возможностей для упрощения работы барабанщика – вы питаете интерес к инженерным разработкам или дизайну? Не в техническом смысле. У меня как у исполнителя имеются идеи прикладного характера по отношению к инструменту, и я воплощаю их в продукции, которую с моей помощью разрабатывают такие производители, как Sabian (тарелки HHX Evolution/Legacy), Yamaha ("именные" малые барабаны), Vic Firth ("именные" палочки) и Remo (демпфирующие элементы). Когда я думаю о новых вещах, которые могли бы быть полезны и мне как исполнителю, и рынку в целом, я надеюсь, что развитие идеи будет иметь продолжение и я помогу развить очередное нововведение. Нередко можно услышать, что в вашем обучении определенную роль сыграли Gary Chester и Freddie Gruber, – какие ключевые элементы внесли они в ваше развитие? Если в нескольких словах, то Gary, пользуясь собственной методикой, уделял усиленное внимание высокому развитию координации и независимости конечностей, что помогало повысить эту способность и тем самым улучшить все, что так или иначе связано со слаженностью и сосредоточенностью. Freddie, в основном, помогавший и указывавший на технические моменты, демонстрировал мне, насколько законы физики применимы к игре на инструменте. При помощи расслабленных телодвижений он показывал, как более четко соблюдать ритм, как играть с более выраженным чувством и как добиваться более объемного, открытого звучания, затрачивая при этом меньше усилий. Своего рода "путь наименьшего сопротивления". Привнесение динамики является неотъемлемой частью исполнения, как при выступлениях "вживую", так и при игре в студии. Какие советы могут быть полезны для развития данной стороны? Во-первых, необходимо "слышать" динамику, которую вы хотите создать, и понимать, как это будет воздействовать на грув и атмосферу песни. Бывает полезно пропеть грув с соблюдением нужной вам динамики. А дальше все зависит от технических возможностей, а именно – какой уровень контроля следует соблюдать, чтобы при использовании динамического контраста создавалась нужная атмосфера. В мире много барабанщиков, для которых главное – ритм. А насколько важно для вас играть на мелодическом инструменте? По моему мнению, играть на мелодическом инструменте и понимать его – очень ценное качество, во многих отношениях. Для меня это просто необходимо, если хочешь добиться успеха в "музыкальном" бизнесе. Ведь мое существование обеспечивается не только "барабанным" бизнесом. Я и сам планирую уделять больше времени саморазвитию в этом плане (играя на фортепиано), хотя у меня и так имеется достаточно знаний, которые помогают мне писать музыку, а за установкой быстро схватывать игру других музыкантов и сразу же выдавать ответ. К тому же, за счет этого я и на барабанах играю более музыкально, используя мелодию в своих грувах, заполнениях и соло. Так что это ОЧЕНЬ важно – вот мой ответ! Существуют ли другие жанры, которые для вас так же притягательны в музыкальном плане? Ну, есть множество музыкальных стилей, которые мне нравится исполнять и слушать. Пожалуй, латиноамериканский стиль, кубинская сальса, а также различные ритмы с "Островов" [имеются в виду многочисленные латиноамериканские острова Карибского бассейна – прим. Drumspeech.com – форум барабанщиков] – вот то, что мне всегда хотелось узнать поглубже. Из этих регионов пришло так много разных ритмов, которые варьируются в зависимости от того, откуда они берут свое начало, так что мы, "гринго" [так пренебрежительно называют американцев и англичан в Латинской Америке – прим. Drumspeech.com – форум барабанщиков], временами даже путаемся. Но мне нравится атмосфера этой музыки, она дает мне прекрасное настроение! А вообще, на земле достаточно областей, где музыка имеет иную гармоническо-ритмическую природу, чем та, к которой привыкли мы, исходя из особенностей нашей культуры. Вот это я и нахожу притягательным! В случаях, когда барабанщики концентрируются лишь на своем искусстве, деловая сторона порой не воспринимается ими всерьез. Какой совет можно дать барабанщикам, которые еще только начинают свою карьеру? Хм... Ну, этому сложно научить и сложно об этом говорить, да и четко сформулировать ответ на данный вопрос непросто. Нужно активно общаться с людьми, которые уже достигли тех высот, к которым стремитесь и вы, нужно обращаться за советом к тем, кто уже проходил через подобное, расспрашивать их, что к чему: скажем, сколько денег просить за концерт и что делать с полученными деньгами. Именно так я и учился. Достаточно сказать, что я всегда высоко ценил деловую сторону искусства. Я считаю, что барабанщику следует быть как можно более разносторонним и не пренебрегать бизнесом. Если вы умеете играть на других инструментах – практикуйтесь и продвигайте это умение. Сочиняйте музыку, пишите книги, изучайте компьютеры и осваивайте звукорежиссуру, если у вас хороший слух. Думайте о продукции, которой пока еще нет, но которая могла бы стать полезной, и разрабатывайте её – с чьей-либо помощью или самостоятельно. Все равно КОМУ-ТО придётся создать все эти вещи – так почему бы не вам? Очень важно иметь мотивацию и воплощать свои идеи в жизнь, чтобы цели и мечты становились частью процесса. Получать помощь от людей, которым вы доверяете, тоже немаловажно. Защищайте то, что создаёте, и владейте этим, если есть такая возможность! Многие ваши поклонники будут рады узнать, когда ожидается выход вашего очередного сольного проекта. Можете сообщить какие-либо новости на этот счёт? В настоящий момент меня вполне устраивает быть на второстепенных ролях, по целому ряду причин. Но в основном потому, что у меня пока нет времени, чтобы сфокусироваться на том, "что дальше"... Конечно же, у меня имеются кое-какие идеи по созданию новых дисков и продукции, и сейчас я разрабатываю под это новые концепции. Посмотрим, получится ли в ближайшее время приступить к воплощению этих идей в жизнь. Разумеется, я БУДУ продолжать устраивать и сольные проекты – разве что, быть может, не в той манере, к какой все привыкли. Так что будьте наготове! А пока хочу отметить, что DVD, сделанный в Париже с Mike Stern’ом, очень близок по концепции к сольному проекту, который я, можно сказать, сейчас уже заканчиваю. Майк даёт много простора для импровизаций, и мы все здорово оторвались! Я сообщу на своём сайте, когда выйдет новый проект и как его можно будет приобрести.