Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Джазовый барабанщик Baby Dodds

Я недавно посмотрел кино про школьный джазовый оркестр и меня заинтриговала эта музыка. По рекомендации учителя стал читать книгу Джеймса Л.Коллиера «Становление джаза». Было в книге упоминание про новоорлеанский стиль, который являлся самым первым направлением джаза, его истоком.

Джаз оказался очень интересным и необычным для европейского восприятия. Дело было в ритме. Конечно же мне сразу захотелось услышать тех барабанщиков. И вот Бэби Доддс как раз и был одним из первых. Кстати, это он придумал современный рисунок игры на райде, так что вклад его в то, что мы сейчас играем, велик.

Уоррен «Бэби» Доддс родился в 1897 году. Он был младшим братом кларнетиста Джонни Доддса, одного из самых оригинальных и влиятельных музыкантов времен расцвета традиционного джаза.

Бэби был хорошо подготовлен, получив исчерпывающие знания о рудиментах военного маршевого стиля. Разница только была в том, что от обычных маршевых барабанщиков Доддса отличала наследственность. В нем текла африканская кровь. Его предки были рабами и ритмы этого потрясающего континента они перенесли в новый мир. Смешавшись с европейскими музыкальными традициями, африканские ритмы эволюционировали в джаз.

Доддс играл на парадах в начале 1910-х годов, зачастую или с Банком Джонсоном (Bunk Johnson), или с «Frankie Dusen’s Eagle Band». Отличающиеся от парадных номера он играл в знаменитом «Fewclothes Cabaret». Далее последовало кратковременное сотрудничество с «Oscar Papa Celestin’s Band» и наконец молодой барабанщик присоединяется к бэнду Фэйт Мэрабл (Fate Marable), выступающему на пароходе «Sydney».

В 1921 году Бэби присоединяется к «Joe ‘King’ Oliver’s Creole Jazz Band», с которым он делает свои первые записи в 1923 году. Также в этих записях принимает участие и молодой одаренный корнетист Луис Армстронг, которому тогда было 22 года.

Звучание бэнда Оливера только намечалось в тех записях. Бэби, в отсутствие всей своей барабанной установки, был ограничен игрой на деревянных блоках (woodblock) и приглушенных тарелках. Музыканты, слышавшие бэнд, были поражены сильным звучанием, весомую роль в котором играли ритмы Бэби Доддса.

В 1927 году Бэби играл в бэнде своего брата Джонни и на записях того времени с «Johnny Dodds his Black Bottom Stompers» можно услышать звучание всей его барабанной установки. В тех октябрьских записях 1927 года впервые зазвучал бас-барабан, на котором Бэби играл на сильную долю. В бэнде было также два корнета, как и в коллективе Оливера, таким образом звучание ритм-секции было почти таким же, как и в «Joe ‘King’ Oliver’s Creole Jazz Band».

Бэби смог сыграть одну из своих первых сбивок в середине соло тромбона в композиции «After You’ve Gone». Также в то время Доддс стал регулярно играть на стиральной доске (Washboard) в различных скиффл-коллективах.

Стоит рассмотреть немного поподробнее технику игры Бэби. В большинстве случаев бас-барабан играет два удара в такте. Закрытая дробь (press roll) играется на малом барабане. Таким образом, левая палочка играет на 2-ой и 4-ой долях такта, в то время как правая в большинстве случаев играет на все четыре доли. Дробь начиналась на 2-ой доле такта и повторялась на 4-ой. Томы использовались для акцентирования, также как и деревянные блоки, обода и тарелки. Это сильно упрощенное, можно сказать схематичное, описание типичной техники игры Бэби, но на самом деле он играл намного разнообразнее.

При игре на блоках, Бэби использовал широкую палитру различных ударов: флэмы, триоли, дроби двойками, парадиддлы, постоянно комбинируя их. Белокожие барабанщики, такие как Джин Крупа или Джодж Ветлинг, оба последователи Доддса, акцентировали на сильную долю, в то время как Доддс расставлял акценты в том месте, где их меньше всего ожидаешь, обыгрывая ритмическую пульсацию.

Игру Доддса на блоках можно услышать на записи Джелли Ролл Мортона «Billy Goat Stomp», где также было и ранее соло барабанщика. Помимо прочего, ему пришлось использовать щетки для аккомпанирования бэнду Джелли Ролла и Доддс был одним из первых джазменов, кто записывался, играя щетками. Хорошим примером служит композиция «Mr.Jelly Lord», где его типичная манера игры адаптирована под щетки, с тем исключением, что одной щеткой вместо дроби приходилось играть drag, а вторая по-прежнему играла на каждую долю в такте. Сравнивая с работой Крупы в «Benny Goodman Trio» в середине 30-х, можно сказать Крупа перенял от Доддса больше, чем просто технику игры палочками.

Великая Депрессия заставила братьев Доддс оставить занятия музыкой. Чтобы иметь стабильный доход, Бэби работал таксистом у своего брата Билла. С возрождением интереса к раннему новоорлеанскому джазу в 40-х годах, Бэби участвует в записи сборника музыки новоорлеанских джазменов, выпущенном фирмой «Decca». Фирма «Victor Records» в 1941 году также приглашает его аккомпанировать великому новоорлеанскому саксофонисту Сидни Беше (Sidney Bechet). Это был настоящий звездный состав: за пианино Эрл Хайнс (Earl Hines), Рекс Стюарт (Rex Stewart) на корнете и также Велман Брод (Welman Braud). Слушатель мог услышать на этих записях, как Доддс использует широкую палитру ударов и дробей, сыгранных на блоках, ободах и ковбеллах. Когда Билла Рассел (Bill Russell) заново открыл для публики творчество Банка Джонсона и записал его в 1944 году, он выбрал Бэби для аккомпанирования в качестве барабанщика. Эти записи были сделаны на чуть менее чем идеальной аппаратуре и инструментах энтузиастом Расселом, поэтому на них можно услышать Бэби во всей его красе.

Бэби играл в стиле 20-х годов на барабанах, блоках, ободах, держа ритмическую сетку либо на хай-хете, либо на райде – все сыгранное им в дальнейшем стало визитной карточкой Эры Свинга. В композиции «Yes Yes In Your Eyes» можно в полной мере оценить великолепную игру Бэби и акценты на томах. Например, в соло Джорджа Льюиса (George Lewis) на кларнете он добавляет красок сменой ритмов, игрой на блоках, ободах, томах и тарелках.

В 1944 году Бэби сделал прекрасные записи с Ричардом М. Джонсом (Richard M Jones). На «New Orleans Hop Scop Blues» он демонстрирует свою прекрасную технику игры на ободах и блоках. В 1945 году Доддс присоединяется к пианисту Арту Хоудсу (Art Hodes) для записи композиции «Careless Love» для фирмы «Blue Note». Также его постоянно приглашают на радиопередачу Руди Блеша (Rudi Blesch) «This Is Jazz» и он часто аккомпанирует «Mutt Carey’s New Yorkers». Также Бэби довелось поучаствовать в 1947 году в так называемом «Worlds Greatest Jazz Concert».

Стоит послушать его игру с «Диким» Биллом Дэвисоном (Wild Bill Davison) на концерте «Jazz Band Ball», где игра его достигает невероятных высот. В это время Доддс обыгрывал ритмическую сетку на райде. В одной из композиций соло Бэби на томах в двух заключительных припевах приводит к потрясающей по силе кульминации. Необходимо отметить также заполнение на томах в финальной сбивке последнего припева и четырехтактное заполнение в самом конце композиции. Это пример искусной игры на ударных в самом лучшем виде.

На том же концерте можно услышать как Доддс аккомпанирует Сидни Беше, играя великолепное соло на блоках в композиции «I Found A New Baby». Помимо этого Бэби сделал большое количество записей соло, которые представляют его как изобретательного гения игры на ударных.

Бэби Доддса часто представляют как старомодного и неактуального музыканта, но Арт Блейки (Art Blakey), один из величайших джазовых барабанщиков, часто играл заполнения Доддса со своим хард-боп коллективом «Jazz Messengers».Доддс является одним из самых изобретательных и искусных барабанщиков в истории традиционного джаза и паралич из-за инсульта в 50-х годах лишил мир одного из новаторов джаза. Умер Уоррен «Бэби» Доддс в 1959 году.

 © John Petters, May 2006

Источник: dennisdrums

19:48