Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Дейв Векл / Dave Weckl - Грув континуум

В Нью-Йорке Хэллоуин. В районе Greenwich Village полным ходом идет ежегодный парад, распространяясь на север и восток. Улицы за стенами клуба Bottom Line наполнены полицейскими и гуляками.

Одетый в черное, Дэйв Вэйкл, один из самых уважаемых барабанщиков современности, незаметно проскальзывает в клуб. Он ненадолго останавливается, чтобы перекинуться парой фраз с группой Стива Смита, затем исчезает за чёрными шторами раздевалки. Дэйв дописывает список песен на концерт, проверяет исправность оборудования и настраивает барабаны.

Посмотрим на его ударную установку. Она немного изменилась. На новом альбоме “Transition” (интервью 2001-го года – прим. Drumspeech.com) группы Dave Weckl Band, Дэйв добавил в свой обычный арсенал бонго, томбак (барабан в форме кубка, один из самых популярных ударных музыкальных инструментов в Иране – прим. Drumspeech.com – форум барабанщиков), блоки и колокольчики. Слушая его записи, можно поклясться, что играют 2 разных человека: перкуссионист и барабанщик. Конечно, приходится много тянуться, однако это не мешает ему играть расслаблено с нескрываемым удовольствием.

То, как Вейкл и его группа могут «погружаться в музыку» напоминает другого великого барабанщика - Бадди Рича. Это не значит, что у Дэйва такой же скверный характер, как у Бадди, или, что он так же строг со своей группой, просто у Дэйва тоже изысканный подход к музыке. Стремление к совершенству позволило ему занять место среди выдающихся музыкантов от Пола Саймона до Чика Кориа и от Рэнди Брекера до Мадонны.

В прошлом ходили разговоры, что игра Вейкла жестковата на слух. Однако если бы вы услышали Дэйва в 1987-м году, где он засаживает бэкбит с ныне покойным пианистом Ричардом Ти, вы бы никогда так не сказали. То же самое и с Мишелем Камило, с которым Дэйв бесподобно играл латинские ритмы, вдохновившие целое поколение барабанщиков. Очевидно, что это игра в Chick Corea's Elektric Band сильно повлияла на Вэйкла, где его манера напоминала игру драм-машины.

По этой причине или по другой, Дэйв решает брать уроки у известного техничного барабанного гуру Фредди Грубера, который по иронии судьбы оказался близким другом Бадди Рича. В итоге удары Дейва стали менее резкими, а движения более грациозными.

Во всех последующих альбомах были слышны изменения в его игре. Два года назад выступление с треками с последнего альбома Synergy, в компании с гитаристом Баззом Фейтеном и Джеем Оливером за клавишами, сорвало бурные аплодисменты на Modern Drummer Festival Weekend. Затем Дейва посетила мысль придать легкости текстуре звучания группы убрав гитару. Это было трудным решением, поскольку к Баззу нареканий никогда не было. Также он решил расстаться с Джеем, который был попросту слишком занят в других музыкальных проектах.

В настоящее время в Dave Weckl Band, Дейв и его верный бас-гитарист Том Кеннеди, указывают пульс, оставляя место для полетов саксофонисту Брэндону Филдсу и новому участнику группы Стиву Вейнгарту, для фирменных звуков его синтезатора.

Здесь собрались фанаты драмминга всех возрастов: одни разодеты напоказ, другие проталкиваются через толпу к сцене, чтобы увидеть манящую ударную установку Вэйкла.

Стив Вейнгарт издает на своих клавишах душераздирающие звуки, похожие на ор кота на которого наступили, затем переключается на Fender Rhodes и кивает остальным: пора начинать песню Джона Колтрейна «A Love Supreme». Дэйв широко улыбается и выглядит таким счастливым, каким я его никогда не видел. Похоже, он назвал свой новый альбом Transition, потому что открыл для себя что-то новое в музыке.

Над чем вы сейчас работаете?

Последний год я занимался ради прогресса и в свое удовольствие, также много времени ушло на подготовку к трем новым видеошколам (речь идет о серии видеошкол Dave Weckl: A Natural Evolution – прим. Drumspeech.com – форум барабанщиков) и, конечно, на запись нового CD «Transition».

В последнее время я работаю над тем, что мне сложно играть, либо не могу сыграть вовсе. Все это я называю «практикой, дающей возможности», которая, по большому счету, состоит из базовых упражнений на технику, с основой на независимость конечностей с упором на левую ногу и комбинации рука/нога для комфортной и естественной игры. Ничто не требует так много предварительной работы как аппликатура, основа которой в мелодическом мышлении и ритмической проработке.

"Континуум" – это слово стало важным с первых уроков у Фредди Грубера. Непрерывный, сплошной поток – это то, что я чувствую во время игры. Думаю, это походит на эмоции, которые испытывает слушатель. Это чувство музыкального комфорта. Если в потоке брейка или грува происходит сбой, ты нарушаешь континуум и прерываешь положительное ощущение.

Понемногу я начинаю включать в установку перкуссию. Основная сложность, которой и было посвящено много часов практики, это научиться использовать перкуссию не нарушая привычный поток партии ударных.

В отличие от некоторых барабанщиков, которые любят усложнять грув, вы никогда не вводите слушателя в замешательство и не смещаете четвертную ноту. Это как раз на тему континуума?

Ну, это основная цель и, надеюсь, конечный результат. Вы правы насчет того, что в основе всего, что я делаю, четвертные ноты, даже если вместо музыки текучие, абстрактные всплески звука. Я всегда пытаюсь поддерживать пульс в игре.

Ноты и паузы работают сообща. Я это только осознал, а многие уже так играют, первый кто приходит на ум это Билли Уорд (Billy Ward). Он действительно чувствует пространство и плывет в нем, создавая ощущение и время для нот.

Даже если нот очень много, все равно есть движение, которое управляет их поведением. Главное это поддерживать постоянство потока, даже если это сложные группировки из комбинаций рука/нога.

Ранее вы спрашивали меня о том, что я не могу сыграть. Да полно всего! Если посмотреть на возможности таких парней как Виржил Донати и Дэнис Чэмберс, то полагаю, они играют то, что у меня не получается.

Я продолжаю развивать левую ногу. Думаю, что об этом я говорю уже на протяжении последних десяти лет. Моя задача сделать ее более полезной музыкальной единицей.

Изучали ли вы технику «пятка-носок» на хай-хэте, когда начинали играть?

Нет, до тех пор, пока не стал играть на двойной педали, которой у меня не было в арсенале долгое время.

Вы часто используете двойную педаль? Скоростные шестнадцатые вы играете редко.

На моем последнем CD, по крайней мере в трех песнях я играл партии на двух бочках. Начал задействовать в заполнениях и грувах левую ногу, пытаюсь отходить от стандартного сценария «две руки – правая нога».

В одной из ваших композиций, вы удивительно красиво играете партиду-алту (один из традиционных видов самба – прим. Drumspeech.com – форум барабанщиков), имитируя бразильскую ритм-секцию. Ваши идеи приходят во время игры за установкой или прослушивания композиций разных стилей музыки?

От того и другого, хотя больше от прослушивания. Однако это не значит, что я буду продолжать играть аутентичные ритмы тот или иной страны и культуры.

Во времена моей работы у Michel Camilo я взял у него знания о партиях перкуссии, смешал это с другими грувами и разложил по установке.

Считаю, что музыка должна быть новаторской, необычной и изысканной. Мне нравится совмещать различные жанры, например, бразильские ритмы и ритмы Нового Орлеана, фанк и свинг. В итоге музыка становится более живой и новой.

Случались ли ситуации недопонимания с кубинскими музыкантами?

Вспоминаю, как в Бразилии играл с местными музыкантами и чувствовал себя «белой вороной». Я, конечно, знал что исполнять, но было такое ощущение, что играл не то, что должен был. Со своей группой и когда играешь джаз, на эту тему не думаешь. Со временем начало приходить осознание того, как играть с другими музыкантами. Самое забавное, что практически всегда, даже когда играешь с музыкантами других культур, они хотят, чтобы я играл в своей манере.

Все кубинцы восхищаются Стивом Гэддом и тем, как он играет их ритмы в своей интерпретации.

Стив великолепно совмещает музыку разных культур в своем творчестве. Может сделать грув из чего угодно. Он соединяет всего понемногу создавая нечто новое. Вот почему все, и я в том числе, любим это.

А правильно ли будет сказать, что твое чувство грува больше из джаза, чем у Стива?

Возможно, но сравнивать чью-либо игру с игрой Стива, было бы, по меньшей мере, глупо, не находите?

Я спросил у посетителей Bottom Line почему вы им нравитесь. Они отмечали вашу способность вставлять техничные заполнения внутри текучего ощущения времени ритма. Отмечают легкость, с которой вы играете. Интересно, вы осознанно стремились к этому?

Я всегда стараюсь вникать в происходящее и быть «на одной волне» с другими участниками группы, следовать за солистом.

Майк Стерн отмечал мое умение следовать солисту и чувствовать музыку, и играть что подходит песне. Горжусь тем, что солист и другие коллеги по группе чувствуют себя комфортно и раскрепощено. Также, мне нравится подавать им музыкальные идеи и вдохновлять на создание музыки.

Видел вашу игру у Ричарда Ти, простые грувы с редкими заполнениями. Правильно ли будет сказать, что вы раскрываетесь играя сложные партии?

Нет. Я перехожу через фазы подходящие в том или ином случае. На альбоме Rhythm Of The Soul я избегал сложных партий. Тогда я устал от игры нагроможденных партий. И даже сейчас играя барабанное соло, я играю простые партии создающие пространство. В нашей музыке сейчас много пространства, в котором мало что происходит. Моя текущая фаза это смесь сложного и простого в нужной для музыки пропорции.

Почему вы выбрали именно эту установку для альбома?

На моей репетиционной студии стоит установка, на которой я могу тренироваться в любое время. Джо Тесла из Yamaha любезно предложил мне Vintage Birch Absolute, и она мне сразу понравилась. Последний год у меня было много акустических выступлений, и для открытого и естественного звука использовал пластики Remo Ambassador. Поэтому я поставил этот пластик и на эту установку. Когда в нашей группе еще была гитара, я считал, что барабанные партии не должны быть слишком заметными и ставил более толстые пластики – прозрачный Emperor.

Вам не кажется, что пластики Ambassador тяжелее настраивать? Они плохо держат настройку.

Вовсе нет. Поставил Ambassador с напылением в начале тура и спустя месяц они все еще хорошо держат настройку. Возвращаясь к березовым барабанам, я использовал их во время занятий, при написании музыки, на репетициях, так что, думаю, глупо использовать другую установку. Студия звукозаписи находится в том же здании, где я репетирую, так что я просто перенес установку по коридору и записал альбом на этих барабанах.

Вы даете колотушке отскакивать или наоборот прижимаете ее когда нужно получить долгий тон на бас-барабане в 18”?

Все время играю на отскоке, неважно на каком барабане.

Видел пару твоих саундчеков. Как все проходит?

Первая задача найти звукооператора, который понимает, что я очень требователен к звуку. Вместе с моим звукоператором Эндрю мы настраиваем звук: проверяем что все микрофоны в фазе, тщательно слушаем и отбираем частоты для эквалайзера, чтобы в итоге все звучало идеально.

Использую ушные мониторы Shure для себя и Стива. Микшер Yamaha 01v настраиваем заранее, так, чтобы во время саундчека не приходилось тратить на него много времени. На сцене я проверяю правильность баланса и фаз микрофонов. Спрашиваю звукооператора, как выстроен баланс в звучании бас-барабанов с малым барабаном и томами, потом узнаю мнение других участников группы. После прошу моего ассистента немного поиграть, чтобы я смог оценить звук со стороны. Потом слушаю звучание барабанов одновременно с группой. Теперь начинается работа звукорежиссера. Он должен отстроить звучание всей группы.

Честно сказать, не люблю, когда кто-то выстраивает мою внутреннюю динамику. Стоит сделать бочку немного громче, и моя игра с точки зрения естественного баланса динамики летит в трубу. Я предпочитаю получить корректный баланс с самого начала, чтобы все было слышно одинаково хорошо. И если будет каша, то это уже вина моей динамики игры за инструментом.

Я не пытаюсь сказать, что знаю о звуке абсолютно все, да и не в этом дело. Ведь, когда речь заходит о живой музыке, в которой все музыканты взаимосвязаны, многое зависит от правильных эмоций и вряд ли кто-то еще может знать что нам нужно!

Поэтому я сделал «Transition» самостоятельно, на сведение никого не нанимал. Да я по большей части делаю всю работу, даже если есть звукорежиссер. Кстати, такой подход экономит уйму времени и денег, и в целом, я доволен звучанием, как на записи, так и на концертах.

Ваш напольный том звучит великолепно и без гула. Какие основные ошибки допускают барабанщики при настройке?

Здесь много нюансов. Я заметил, что многие настраивают напольные томы слишком высоко, в особенности ударный пластик. В результате слишком высокий тон и звучные гармоники. Эти лишние обертона могут доставить много проблем звукооператору и вызвать ненужный резонанс в системе. Но в каждом помещении своя акустика, а значит и свое звучание. Решение в постоянных экспериментах и готовые, точные формулы далеко не всегда работают.

Возвращаясь к напольному тому. Нижний пластик должен быть натянут сильнее?

Немного. Но если нижний пластик перетянут, а верхний натянут слабо, то низкие тона верхнего пластика будут выпирать.

Другая проблема это не сам настраиваемый барабан, а другие барабаны. Когда я настраиваю один том, то параллельно играю на всех остальных, чтобы предотвратить проблемы с гармониками. Том на 12”- самый опасный «враг» бас-барабана и малого барабана. Если такой том настроен слишком низко, то бас-барабан будет влиять и звук будет протянутым с низким гулом. Если верхний пластик натянут слишком сильно, то при ударе в малый барабан том будет высоко «звенеть».

У людей проблемы с обнаружением проблемы: бьешь в малый, а где-то резонирует. Начинают думать на малый барабан, а дело в гармонике с другого барабана, вызванной малым барабаном.

Ударяя в малый барабан, я обычно нахожу проблемный лаг и перенастраиваю его, или перенастраиваю том чуть ниже. Обычно причина резонанса это лаг настроенный в частоту. Может быть два лага, но редко когда весь барабан. Я решил сделать видео на эту тему: настройка, сведение и прочее.

Поговорим о некоторых треках с нового альбома Transition. Первый трек Wake Up c вкраплениями перкуссии.

Этот трек привлек к себе много внимания, в особенности людей, которые хорошо знают мою игру. Я отталкивался не от гитары или мелодического инструмента, движение шло от перкуссии. Я уже почти созрел пригласить перкуссиониста, но в последний момент решил сэкономить.

Я начал экспериментировать вокруг идеи с перкуссией и первой мелодией стала Wake Up. Отключил струны на втором малом барабане на 13”, это мой именной барабан, я его под хай-хэтом ставлю. В припеве мелодии я не следую гитаре, играя римшоты в этот малый барабан без струн, где звук напоминает тимбале. Идея в этом создаваемом движении, но идущем от барабанов. Барабаны бонго и томбак появились позже. При этом было важно не сломать текучий грув основной линии партии ударных.

С добавлением перкуссии мне пришлось много играть правой рукой. Например, в том же припеве, у меня много переходов между чашей тарелки и малым барабаном. Пришлось вспомнить годы копирования грувов Стива Гэдда, где много переходов с чаши тарелки в малый на бэкбиты. Второй малый барабан, на котором я играю левой рукой, привносит дополнительные краски в движение. В итоге я играю линейно, разрываясь между правой и левой на бонго и вторым малом.

Долго пришлось привыкать?

Не очень, но пришлось поработать над независимостью играя ритм в левой. Хочу еще отметить партию двух бас-барабанов в Wake Up. Они подчеркивают изменения в текстуре в нижних частотах грува. Ведущая партия в мелодии на 18”, в припеве я перехожу на 22”, потому что она тяжелее и более фанковая. Затем, когда возвращаемся к открытому, танцевальному ритму я возвращаюсь к бас-барабану на 18”.

Естественно приходилось много заниматься, чтобы левая рука могла отдельно держать основной ритм, особенно в сложных песнях.

Так же я бы хотел отметить интересную партию томов в «Wake Up». В основной теме песни я играю на 18” бочке, а в припеве подключаю бочку на 22” с более низким и тяжелым звуком. Затем, когда ритм меняется на более простой и танцевальный, я снова перехожу на 18”. Играть вступление на бас-барабане 22”, было бы неуместно, зато она отлично звучит в B и C частях песни.

Расскажите побольше о «Braziluba».

В Braziluba грув схож с грувом, что Том играл у Тани Марии (Tania Maria). В ритме сочетаются новоорлеанские мотивы и сальса. Это как раз пример грува состоящего из нескольких. Больше всего в этой песне мне нравится соло в конце, где я просто расслабленно играю поверх остинато в бас-гитаре.

В Like That мне очень нравятся причудливые звуки синтезатора.

Steve играет на Yamaha S80, на которой есть просто потрясающий набор разнообразных звуков. Кстати, «Like That» - единственная песня в альбоме с использованием секвенсера. Еще один пример использования разных бас-барабанов. Бочка на 18” использовалась в секции А. Там, где звучит соло саксофона использую уже два бас-барабана. Левая нога играет четверти на 22”, а правая играет почти полиритм три-против-четырех.

Как мне показалось, для вас важнее играть выразительные партии в бас-барабане, чем поддерживать партию бас-гитары.

Я не большой любитель играть партии завязанные на бас-гитару. В большинстве случаев практически невозможно сыграть без флэмов. Предпочитаю скорее играть в бас-барабане контрапунктом с бас-гитарой, где каждая партия несет грув по отдельности.

«Crossing Paths».

После того, как я поиграл с Полом Саймоном и африканскими музыкантами, мне понравились ритмы на 12/8. Многим фишкам на 12/8 из традиционной африканской музыки научился у саксофониста Майкла Брекера и бас-гитариста Армана Сабаль Лекко.

В этой песне еще интересно подмешана чаша райда.

Вы про это четыре-против-три штуку в заполнении? Этим я обязан Джимми Эрлу (Jimmy Earl), великолепному бас-гитаристу из Лос-Анджелеса. Когда я играл в 12/8 он часто накладывал эту штуку на четыре сверху. Эта мелодия самая навороченная, играть на перкуссии и вести грув довольно сложно. Потребовалось много занятий.

«Just For The Record».

Это была задумка Тома. Жаль, что мы мало репетировали ее перед записью и c ней произошли метаморфозы: играем гораздо медленнее и расслабленнее чем задумывалось, превратив ее в свинг, би-боп и шаффл тоже. Вживую она куда веселее.

Как появился открывающий грув на Amanacer? Также твое звучание словно слушаешь великого тимбалеро.

Этот грув сам собой возник в голове. Опять же, это сочетание разных услышанных ритмов. Я люблю послушать хороших тимбалеро. Один из моих любимых исполнителей в Лос-Анджелесе это Ронни Гутиеррез (Ronnie Gutierrez) из группы Джои Хередиа. Его игра очень традиционна и с отличным чувством.

Вернемся к технике, на мастер-классах вы показываете захват, где замок палочки отличается от привычного большой палец/указательный, и палочку вы держите большой палец/средний.

Да, это из личного опыта преподавателя Фредди Грубера. На видеошколе Natural Evolution я рассказываю про это. Основная идея это место, где держим палочку, для оптимального отскока, когда палочка сама делает половину работы. Для работы принципа движение/реакция, движение кисти должно быть похоже на движение маятника. А чтобы палочка двигалась, как на качелях, мы используем точку баланса в замке большого и среднего пальцев.

Но в большинстве книг увековечен первый способ, - большой палец/указательный.

Ну, это один из способов. Нет ничего неправильного в постижении этой науки самому, просто потребуется больше усилий и можно заплутать. Я слишком много думал о физических аспектах техники, что увело меня в сторону от музыки. Этот концептуальный способ Грубера, позволяет мне играть свободнее и с меньшими затратами сил.

Раз уж вы идете по пути меньшего сопротивления, то почему не сменили традиционный захват на симметричный?

На альбоме Transition, в мелодиях, где задействована перкуссия, я играю симметричным захватом. Можно сказать, 70% времени на этом альбоме сыграно симметричным захватом. Странная штука произошла со мной во время выступления в Колумбии. Я постоянно меняю захваты и в результате руки встали колом. Пришлось остановить выступление. Первый случай в моей карьере. После этого я перестал играть симметричным захватом вовсе, вернулся к традиционному и повесил перкуссию повыше. Хотя, из-за угла, играть на перкуссии проще симметричным. Смена захватов, когда мои руки были растянуты на манер осьминога, вызвала судороги в кистях и сжатие нервов шеи.

В чем кроется ваша любовь к барабанам?

Я люблю возможности этого инструмента. Играю на нем уже 33 года и мне нравится, когда люди эмоционально реагируют на музыку. Музыка может вдохновить изменить жизнь, и я встречал людей, которых онаже вернула к жизни. Меня вдохновляет сама мысль, что я могу вызывать в людях позитивные эмоции играя на ударной установке

С другой стороны, жизнь музыканта очень сложна. В моменты падений и разочарований, когда хочется уйти в себя и нет сил продолжать. Порой бывает трудно понять, почему мы вообще этим занимаемся. Но выступая, я каждый раз получаю отдачу от зрителей и положительные эмоции, что помогает легко жить и оставаться позитивным.

Источник: drumspeech.com

18:01