Herding Cats: Harlem 1958
Многие фанаты джаза видели культовое изображение, но мало кто знает его полную предысторию. 12 августа 1958 года графический дизайнер и начинающий фотограф Арт Кейн сделал 35-миллиметровую фотографию 57 джазовых музыкантов на пороге Гарлемского здания коричневого камня по 17 E. 126th St.
Пять месяцев спустя она попала на обложку журнала Esquire в статью, рассказывающую о прошлом, настоящем и будущем джаза. В 1962 году она стала частью первой книги по искусству джаза для журнальных столиков из серии Esquire's World of Jazz. В 1994 году Жан Бах (Jean Bach) снял часовой документальный фильм «Великий день в Гарлеме» о создании фотографии. А через 10 лет фотография стала ключевой в сюжетной линии фильма «Терминал» Стивена Спилберга.
В связи с 60-й годовщиной фотографии была издана книга "Art Kane: Harlem 1958" (Wall of Sound Gallery, wallofsoundgallery.com), в которой собраны все кадры, снятые тем днём. Это похоже на сборник всех репетиционных материалов классического альбома, плюс десятки альтернативных дублей одной и той же мелодии. Также включены краткие очерки Куинси Джонса, Бенни Голсона и сын Кейна, Джонатана; краткие анкеты каждого музыканта на фото; и некоторые похожие фотографии.
Кадр запечатлел сногсшибательное собрание в истории джаза. В 1958 году можно было услышать многих из самых важных фигур в истории джаза, ещё находящихся на пике их могущества, - Луи Армстронга, Майлса Девиса, Мери Лу Уилльямс, Колмена Хокинса и Джона Колтрейна. Эти артисты собирались довольно часто в разных проектах. В декабре 1957 года многие появились в студии CBS для записи «The Sound of Jazz». Неделей ранее произошло студийное воссоединение старого оркестра Флетчера Хендерсона, которое произвело одну из самых диких сессий биг бендов в истории джаза. И каждый июль в Ньюпорте проходил ежегодный фестиваль.
Тем не менее, фото остаётся необычайной вершиной джазового истеблишмента, и дух товарищества очевиден. Большинство музыкантов проявили заинтересованность в посещении этого мериприятии, и мало кто переживал о позе на фото. Рекс Стюарт был единственным, кто принёс свой инструмент. Другие принесли фотоаппараты, интуитивно понимая смысл события. Диззи Гиллеспи и Милт Хинтон отсняли несколько плёнок. Жена Хинтона, Мона, сняла 8-мм фильм, многие кадры из которого были использованы в документальном фильме Баха. Предыдущие кадры ясно показывают, что главная задача Кейна заключалась в том, чтобы навязать какой-то порядок, придав новый смысл фразе «собрать котов в стадо» или «пасти кошек». Он использовал то, что не мог контролировать. Музыканты собрались без особой иерархии. Трое детей выглядывали из открытого окна. Еще дюжина уселась на обочине рядом с Каунтом Бейси.
Глядя на фотографию сегодня, можно подумать о двух вещах. Сначала отметим некоторых, которых там не было. Дюк Эллингтон был в Милуоки. Девис, Колтрейн и Армстронг были в дороге. Бенни Гудмен был в Лос-Анджелесе. Элла Фицджеральд записывалась в клубе Mr. Kelly в Чикаго. Но где были Билли Холидей и Руби Брафф? Или Бен Вебстер?
Во-вторых, как фотография особого класса, большая групповая фотография, подобная этой, также становится метафорическими часами. По прошествии времени фото стало пролонгированным измерителем джазовой смертности и неизбежной перекличкой. Восемь месяцев спустя Лестер Янг внезапно исчез. Он был первым. Шестьдесят лет спустя часы всё ещё тикают: только Бенни Голсон и Сонни Роллинз всё ещё с нами.
С момента выхода в 1995 году книги Эстера Бабли и Хэнка О'Нила "Чарли Паркер" ни один из моментов в джазе не был настолько визуализирован в книжной форме. В дополнение к стандартной версии в твердом переплете, она доступна ограниченным тиражом, подписанным Голсоном, Джонсом и Джонатаном Кейном.
Источник: журнал Downbeat
Перевод: Панченко Юлик