Pro-jazz Club - the whole world of jazz and even more

Авангардная Буржуазность Голландского Джаза

Звучит музыка французского композитора XVIII века Жана-Филиппа Рамо в исполнении голландского ансамбля Willem Breuker Kollektief. Под стать музыке и зал - роскошный, с гигантской люстрой, выглядящий как оперный театр. Публика тоже соответствующая - сдержанная, солидная, в возрасте, но вместе с тем вполне понимающе и адекватно реагирующая на подчас рискованные шутки и выходки музыкантов - ведь в концерте наряду с Рамо и Карлом-Эммануилом Бахом звучали и джазовые стандарты, и оригинальные авангардные композиции Бройкера. Я бывал на сотнях, если не тысячах джазовых концертов в самых разных странах мира, в том числе и в Амстердаме, но этот концерт показался мне совершенно ирреальным.

Именно так начались для меня минувшие выходные, когда я попал на Dutch Jazz Meeting - собрание джазовых функционеров и журналистов, которым министерство культуры Нидерландов представляло голландский джаз.

Разумеется, большая часть музыки на пяти концертах фестиваля была более привычно ново-джазовой, как например, трио Clusone в составе ветерана голландской джазовой сцены великого - без преувеличения - барабанщика Хана Беннинка (Han Bennink), виолончелиста Эрнста Райсигера (Ernst Reijseger) и саксофониста Майкла Мура (Michael Moore). Концерты проходили в джазовом клубе "Бимхаус" (Bimhuis), но все равно публика с вниманием и уважением следила за сменявшими друг друга составами.

Как мне пояснил часто бывающий в Амстердаме промоутер из немецкого Бремена, в Голландии - как известно, самой либеральной стране мира - давно уже привыкли сочетать внешнюю добропорядочность и консервативно-буржуазный образ жизни с искренним интересом и активной поддержкой самого неортодоксального искусства. Голландская джазовая или, если угодно, новоджазовая сцена - наверное самая развитая и богатая в мире. Виллем Бройкер, Хан Беннинк, Миша Менгельберг (Misha Mengelberg) давно уже завоевали устойчивую репутацию классиков. Все они играли в концертах фестиваля, а неугомонный и безумно жадный до сцены Беннинк сыграл, наверное, раз пять. Но, невзирая на ветеранов, сегодня мне хочется сделать акцент на новой волне голландского джаза, тех музыкантов и группах, что появились в последние годы.

    "История джаза, в отличие от утверждений и рьяных авангардистов, и консерваторов-охранителей - отнюдь не только музейный экспонат, а живой, неистощимый источник новых музыкальных открытий."    

Свой последний альбом Brutto Gusto трубач Эрик Фломанс (Eric Vloeimans) записал в квартете с живущим во Франции вьетнамским гитаристом Нгуеном Ли (Nguuyen Le), шведcким контрабасистом Ларсом Даниэльсоном и финским барабанщиком Марку Унаскари (Markku Ounaskari). Выпускник Роттердамской консерватории, 39-летний Фломанс прошел прекрасную джазовую школу - несколько лет он жил в Нью-Йорке и играл в биг-бендах Фрэнка Фостера (Frank Foster) и Мерсера Эллингтона (Mercer Ellington). Однако наибольшее влияние на него оказал, безусловно, Майлс Дэвис (Miles Davis), причем более поздней, электрической поры. А в 2001 году Фломанс был назначен художественным руководителем международного джазового фестиваля в своем родном Роттердаме.

Но если Фломанс черпает вдохновение в относительно недавней музыке - электрический Майлс конца 70-х, начала 80-х годов, то саксофонист Бенджамин Херман (Benjamin Herman) копает еще глубже. Его последний альбом называется Benjamin Herman plays Jaki Byard и составили его, по большей части, композиции этого замечательного пианиста, игравшего еще с великим Мингусом. На концерте в "Бимхаусе" в составе квартета Хермана играл неизвестный мне пианист Михель Брам (Michiel Braam), феерическая фортепианная техника которого напомнила и Сесила Тейлора (Cecil Taylor), и Сергея Курехина.

Но Брам примечателен не только исполнительским, но и композиторским мастерством. Его альбом Bik Bent Braam Goes Bansai представляет Bik Bent Braam - состоящий из 13 музыкантов биг-бенд Михеля Браама. Музыкой этого оркестра он, по собственному признанию, хочет доказать, что история джаза, в отличие от утверждений и рьяных авангардистов, и консерваторов-охранителей - отнюдь не только музейный экспонат, а живой, неистощимый источник новых музыкальных открытий. При всей любви и почтении к своим героям - Дюку Эллингтону, Чарльзу Мингусу и Ленни Тристано - Браам отнюдь не пытается им подражать. Он не перестает удивляться и потому не перестает совершать открытия.

Но если и Брам, и Херман, и Фламанс находят вдохновение хоть и в отдаленной, но все же джазовой истории, то музыканты ансамбля I Compani берут свою музыку совсем "из другой оперы". La Focaraccia - типичная для них веселая задорная мелодия Нино Рота. Ни итальянское название ансамбля, ни музыка Нино Рота здесь совершенно не случайны. Начинавший как цирковой оркестр I Compani влюбился в фильмы Феллини и музыку Рота - что лучше может передать веселье и грусть цирковой жизни, чем творчество этих великих итальянцев?

С цирковой жизнью I Compani давно покончено, но любовь к итальянской музыке сохранилась, видимо, надолго: в 2000 году I Compani аранжировали для джазового секстета и исполнили на фестивале в Амстердаме полный музыкальный текст оперы Верди "Аида".

Еще один замечательный образец современного голландского джаза - молодой ансамбль Tetzepi, точнее Tetzepi Bigtet. По количеству участников - 14 человек - он скорее сродни бигбенду, но с традиционным - по линиям - распределением партий в джазовом оркестре состав этот ничего общего не имеет. Основал его в 1997 году трубач и композитор Ханс Леев (Hans Leeuw). Местами вы слышите традиционный биг-бенд, который затем внезапно взрывается безумием коллективной фри-джазовой импровизации.

Александр Кан

12.12.2002

© BBC World Service Bush House, Strand, London WC2B 4PH, UK.

20:30